Английский парламентаризм: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы максимально широко и объективно изучить высший орган власти Великобритании - его парламент.
Задачи рассмотреть общие особенности организации системы высшей государственной власти в Великобритании, охарактеризовать британский парламент с применением исторической ретроспективы, указанием на его роли в политической сфере, его особенности, разобрать его внутреннюю структуру являются необходимыми для осуществления цели. О

Содержание

Введение 3

1. Возникновение и развитие парламента в Англии 4
1.1.Возникновение парламента 4
1.2. Система парламентских выборов в средневековой Англии 12
1.3. Представительство графств и городов 13
2. Развитие парламента XVIII – XIX вв. 16
2.1. Развитие избирательного права 16
2.2. Избирательная реформа 1832г. 20
3. Современный британский парламент 23

Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ИГПЗС.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

  Помимо законодательной деятельности, депутаты парламента имели полномочия запроса к правительству. С начало 18в. они были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства члену кабинета (т.е. известно ли происшествие или явление правительству). С 1783г. оно было признано официально. Однако за членами кабинета также было признано право, отвечать или не отвечать на запросы. Только в 1869г. право парламентского запроса стало важным конституционным обычаем, и судьба запроса была взаимосвязана с доверием членам кабинета или всему правительству.

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям - территориальным (сельским), городам, университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями  граждан, которым это право вообще было предоставлено. В конце 18-начале 19в. избирательное право по-прежнему регулировалось законом 1414 г. Правом посылать представителя в Палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (подтверждено в 1746г.) и проживающие в   графстве к моменту обнародования указа о выборах.  Аналогичные требования касались и городских избирателей. На основании архаичного избирательного права в Палату общин избирались 558 депутатов, в том числе 45 - от Шотландии (с 1801г. добавилось еще 100 депутатов от Ирландии). Значительную часть составляли представители городов (467 депутатов), затем от графств (186); 5 депутатов избирали университеты Кембриджа и Оксфорда. Однако на деле наиболее экономически и социально значимое в Британии к 19в. население обладало ничтожным представительством. Такие крупные города, как Бирмингем, Манчестер, вообще не посылали депутатов. Значительную часть избирали жители т.н. "местечек", которым по тем или иным причинам эти привилегии были предоставлены еще в Средневековье. [16]

                Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782г. Однако только спустя 50 лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена.

 

2.2. Избирательная реформа 1832 года.

 

 

Избирательная реформа 1832г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения; депутатские места стали предоставляться в примерной зависимости от количества населения, проживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин осталось прежним, но было сделано перераспределение: 56 т.н. "местечек" были полностью лишены представительства, еще для 72 оно было сокращено или изменено. Некоторым значительным городам места в Палате общин были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящих доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли -копигольдерам (арендатором), но с более высоким имущественным цензом - в 50 фунтов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего заметной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.

                Более радикальной стала избирательная реформа 1862г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830-1840гг., в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживание в течение года) и необходимость уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было  увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право представлялось имевшим ученые звания.

                В итоге избирательной реформы 1884г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов), и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использование офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов. Уравнение в правах населения городов и графств довершилось усовершенствованиями избирательной системы в 1885г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ - от 15 до 65 тыс. жителей - посылал двух депутатов, большой - свыше 65 тыс. - трех. Одновременно частично был ограничен принцип "двойного голосования" (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов. Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатом, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании. В 1872г. в связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. До этого голосование было открытым и письменным. Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.[17]

                Реформа парламента существенно подняло авторитет его, народ в парламенте видел власть, которая, что-то может решить. Хотя до идеально парламента было очень далеко, но реформа 18в. существенно повысила значимость парламента в государстве.

 

3. Современный британский парламент.

 

Британский парламент — один из старейших парла­ментов мира (часто его называют “праматерью” — точнее было бы говорить “праотцом” — парламен­тов). Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

Британский парламент — удивительный пример соче­тания старых и новых форм, их напластований, сосущество­вания. Эта особенность находит отражение во многих сторо­нах его организации и деятельности.

Своеобразие Британского парламента проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности играют раз­личного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблю­дением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Специальное должностное лицо Пала­ты лордов - герольдмейстер, приглашает членов Палаты об­щин в Палату лордов, чтобы заслушать тронную речь коро­левы. Должностные лица палат проводят заседания, обла­ченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы — черный жезл и булаву. С глубокими исто­рическими традициями связано и само место, где палаты проводят свои заседания - Вестминстерский дворец, возведен­ный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени служил главной резиденцией королей. Во Вторую мировую войну по­мещение, где заседала Палата общин, было разрушено. Позднее его восстановили в прежних разме­рах. Количество мест на депутатских скамьях увеличивать не стали - их также не хватает для всех членов палаты.[18]

Особенностью Британского Парламента является  то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящи­еся к его организации и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие — в неписаных нор­мах и конституционных соглашениях.

Положе­ние Парламента определяется двумя фундаментальными принципами - парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правле­ния. Парламентские выборы в Великобритании имеют глубокие исторические корни и традиции; нормы избирательного права скла­дывались в ходе длительной эволюции. Другая особенность избирательного права и избирательной системы заключается в их тесной связи с политическими партиями, составляющи­ми двухпартийную систему. В конце концов, именно в процессе парламентских выборов решается вопрос о том, какая из двух главных пар­тий, составляющих двухпартийную систему, будет править страной.

Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет.

Право участия в голосовании принадлежит всем бри­танским гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Также необходимо проживать в избирательном округе на момент определенной даты, установленной для составления регистрационного списка. Не могут принимать участия в выборах: иностранцы); лица, не достигшие 18-летнего возраста к момен­ту выборов; душевнобольные; пэры и пэрессы (за иск­лючением пэров Ирландии); лица, осужденные за тяжкие уголовные преступления (в течение срока содержания их под стражей); лица, осужденные за совершение правонаруше­ний, входящих в категорию «бесчестных и незаконных при­емов на выборах».

Пассивным избирательным правом наделен любой бри­танский гражданин, достигший 21 года. В английском праве от­сутствует перечень основных условий, которым должен от­вечать член Палаты общин. Имеется перечень условий, ли­шающих права быть членом Палаты общин, а, следовательно, и кандидатом на выборах. Соответствующие нормы содер­жатся в парламентских законах и нормах общего права.

Общие выборы в стране проводятся после досрочного роспуска парламента или истечения максимального срока его полномочий. Однако, практически, срок полномочий ни одного из парламентов послевоенных созывов не достигал пяти лет. Средняя про­должительность полномочий парламента одного созыва рав­нялась трем-четырем годам. Созыв и роспуск парламента являются прерогативой главы государства и производятся путем издания королев­ской прокламации. Эти полномочия осуществляются королевой по совету премьер-министра. Вполне естественно, что он выбирает для этого момент, наиболее благоприятный для руководимой им партии с точки зрения ее шансов на выборах.

Сейчас практически все кандидаты выдвигаются политическими партиями. Выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. Этот метод основан на избрании одного кандидата от округа. Избранным считается кандидат, собравший большее число голосов избирателей по сравнению с каж­дым из других кандидатов по округу. При этом, избиратель имеет право голосовать только за одного кандидата из внесенных в из­бирательный бюллетень.

В законодательном порядке установлена процедура оспаривания выборов. В течение 21 дня с момента голосова­ния избиратель, зарегистрированный в округе, либо кан­дидат, потерпевший там поражение, могут сделать заявление о том, что выборы были проведены не должным образом. На практике предусмотренная законом процедура оспаривания парламентских выборов не приме­няется. Последний такой случай был в 1923 году.[19]

Реальное функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартий­ной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса. Она оказывает оп­ределяющее воздействие на внутреннюю организацию и де­ятельность Парламента. Под ее влиянием сложились наибо­лее существенные конституционные соглашения, обусловли­вающие весь комплекс отношений между Парламентом и Правительством.

При двухпартийной системе обе партии попеременно сме­няются у власти. Две главные партии образуют офи­циально признанные стороны в Палате общин - «правитель­ственное большинство» и «официальную оппозицию Ее вели­чества». Партия, победившая на выборах, располагает большинством (правительственное большинство) и в силу этого формирует правительство.

В Великобритании существу­ет система парламентарного (ответственного) правления. Это значит, что правительство формируется из числа чле­нов парламента, несет ответственность перед парламентом (в этом случае под парламентом понимается только Палата общин) и в случае вотума недоверия должно уйти в от­ставку. Так как правительство несет коллективную ответствен­ность перед парламентом, вотум недоверия, вынесенный одному министру, обычно рассматривается как отказ в до­верии правительству в целом.

Заседания Палаты общин, как правило, являются откры­тыми. Однако спикер вправе отдать распоряжение о выво­де посторонних, и в этом случае заседание идет при закры­тых дверях. Каждое заседание начинается с «часа вопросов», в тече­ние которого депутаты задают вопросы министрам. Основ­ная повестка дня состоит в обсуждении биллей и предло­жений. Билли и предложения, вносимые министрами от имени правительства, относятся к категории правительственных дел. Голосование в Палате общин открытое. Депутаты, голосу­ющие за предложение или законопроект, собираются по пра­вую руку от спикера, против — по левую. Они сообщают свое имя клерку, когда проходят мимо него. Результаты го­лосования объявляются спикером. Решения принимаются простым большинством голосов.

Ни одно заседание Палаты общин не может происходить при отсутствии спикера. От его усмотрения зависит, присту­пит ли палата к заседанию. Спикер может по своему усмотрению устро­ить перерыв в заседании Палаты общин на любой назна­ченный им срок, если, по его мнению, в палате нарушает­ся порядок. Спикер вправе прервать выступление депутата, если считает, что оно не относится к делу или в нем содержатся повторения. В случае нарушения порядка он вправе распо­рядиться о том, чтобы депутат покинул палату на весь день. За более серьезные нарушения депутат может быть лишен права принимать участие в заседаниях на более продолжительный срок. Спикер не принимает участия в дебатах. Он голосует только в том случае, если голоса депутатов разделились поровну.

В Англии отсутствуют законодательные нормы, устанав­ливающие обязанности депутата по отношению к избирате­лям и его ответственность перед ними. Здесь провозглаша­ется доктрина независимости депутата от избирателей. Счи­тается, что депутат представляет всю нацию, а не отдельные группы избирателей. На выборах избиратели не дают депу­татам наказа. На депутате не лежит юридическая обязан­ность отчитываться перед избирателями. Нет и института отзыва депутатов.

Информация о работе Английский парламентаризм: прошлое и настоящее