Английский парламентаризм: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы максимально широко и объективно изучить высший орган власти Великобритании - его парламент.
Задачи рассмотреть общие особенности организации системы высшей государственной власти в Великобритании, охарактеризовать британский парламент с применением исторической ретроспективы, указанием на его роли в политической сфере, его особенности, разобрать его внутреннюю структуру являются необходимыми для осуществления цели. О

Содержание

Введение 3

1. Возникновение и развитие парламента в Англии 4
1.1.Возникновение парламента 4
1.2. Система парламентских выборов в средневековой Англии 12
1.3. Представительство графств и городов 13
2. Развитие парламента XVIII – XIX вв. 16
2.1. Развитие избирательного права 16
2.2. Избирательная реформа 1832г. 20
3. Современный британский парламент 23

Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ИГПЗС.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

Некото­рые члены Парламента оставляют свою основную работу или профессиональную деятельность, а многие сохраняют работу по совместительству. Парламентарии поддерживают тесные отношения с группами давления и лоббистскими организа­циями. Правила парламента не исключают таких связей, но предусматривают необходимость сообщать палате о работе депутата для этих организаций и об оплате за нее.

Пар­ламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон. Издание законов - самая значительная, если не самая главная функция парламента. Около половины всего его вре­мени уходит на законодательную работу. Число ежегодно принимаемых законов довольно стабильно: 60-70 в год. Большая часть времени занята рассмотрением публичных биллей, вносимых по инициативе правительства. Процедура рассмотрения законопроектов различается в зависимости от того,  к какой категории относится законопроект: к категории частных или публичных биллей. Билли подразделяются на публичные и частные по кругу регулируемых вопросов.

К частным биллям относятся те, которые затрагивают индиви­дуальные интересы или имеют лишь местное значение (зако­ны, регулирующие деятельность компаний и кор­пораций; законы, действующие в пределах определенных админист­ративно-территориальных единиц). Частные билли вносятся лица­ми, заинтересованными в их принятии (это могут быть мест­ные органы, государственные учреждения, корпорации). Предложение о частном билле может внести любой избиратель, заручившийся поддержкой хотя бы одного (своего) депутата. Ранее частный билль был самым многочисленным типом законопроекта. Сейчас ситуация изменилась. Почти все время Палаты общин (90%) занято рассмотрением законопроектов, вносимых правительством.

Публичный билль – законопроект, который вносит Правительство. К публичным относятся те билли, которые затрагивают общие интере­сы. Их действие, как правило, распространяется на террито­рию всей страны. Они регулируют наиболее важные вопросы. Публичные законопроекты, в зависимости от того, по чьей инициативе они внесены, подразделяются на прави­тельственные законопроекты, то есть, внесенные депутатами-членами правительства, и законопроекты частных членов, то есть, внесенные рядовыми членами парламента, не являющими­ся членами правительства. Порядок рассмотрения публичных биллей сохраняется на протяжении всей истории парламента. Всякий публичный законопроект должен пройти в Палате общин пять стадий: первое чтение, второе чтение, стадия ко­митета, стадия доклада и третье чтение. [20]

Финансовое законо­дательство — исключительная прерогатива Палаты общин. Финансовые билли могут быть внесены только в Палату общин.

За Палатой общин признано исключительное право осуществлять контроль над фи­нансами. Правительство не имеет права расходовать государственные средства и вво­дить налоги без согласия парламента. Однако, право определять финансовую политику и распоряжаться государственными финансами в пределах средств, вотированных парламентом, принадле­жит правительству. Ему же принадлежит инициатива в финансовых вопросах. Право внесения в Палату общин за­конодательного предложения о расходовании денежных средств и налогообложении принадлежит исключительно правительству.

Делегированное законодательство. Парламент — вер­ховное законодательное учреждение, и ни один орган не мо­жет законодательствовать без его уполномочия. Парламент вправе передать кому угодно любые свои полномочия, в том числе, и законодательные, оставляя за собой лишь общий контроль за их осуществлением. Издаваемые правительст­вом на основании законов постановления называются поэто­му актами делегированного законодательства. Комитет по делегированному законодательству представляет палатам доклады о тех актах, которые считаются заслуживающими внимания.

Контроль над правительством — вторая главная функция Палаты общин. Формы парламентского контроля – это вопросы депутатов министрам, предложения, специальные комитеты. Особое место в механизме парламентского контроля занимает финансовый контроль. Вопросы — наиболее часто практикуемая форма парламентского контроля. Существуют устные и письменные вопросы. Для ответов министров на устные вопросы депутатов отводятся строго определенные часы и дни: ответами на вопросы открывается заседание; они заслушиваются ежедневно (кроме пятницы). На ответы отводится 1 час (он может быть продлен на 15 минут). Два раза в неделю (вторник и четверг) на вопросы в течение 15 минут отвечает премьер-министр, в остальные дни - дру­гие министры. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских де­батах.

Порядок представления вопросов также строго регла­ментирован. Депутат, желающий задать вопрос, должен дать палате предварительное письменное уведомление. Ес­ли депутат желает получить письменный ответ, уведомление предо­ставляется за семь дней; устный - за два дня. Депутат не вправе требовать ответа на свой вопрос до истечения этих сроков. Без предварительного уведомления вопросы не допускаются.

Число вопросов, которые депутат может задать минист­ру в течение одного заседания, ограничено двумя. При этом ему дается право задать дополнительный вопрос, име­ющий отношение к основному. Ни один вопрос не может быть задан министру после истечения «часа вопросов», за исключением случаев, когда спикер признает, что вопрос имеет «неотложный характер общественного значения».

Министр может отказаться отвечать на вопрос. В этом случае вопрос может быть задан вторично лишь на новой сессии парламента.

Предложения (motions) — своеобразная форма парламен­тского контроля. По существу, это проект резолюции, в котором формулируется позиция по определенному вопросу. Обычно предложения вносятся оппозицией (с этой целью выделено 20 дней в сессию). Например, это может быть предложение о недоверии правительству, либо предложение, в котором выражается сожаление по поводу правительственной политики и предлагается при­нять иной курс действий. Возможность проведения дебатов по политике правитель­ства возникает также при обсуждении тронной речи короле­вы. По существу, это подготовленный правительством до­клад, в котором оно представляет на рассмотрение палаты программу своей деятельности на текущий год. За представ­лением доклада следуют шестидневные дебаты. Любой депу­тат имеет право предложить поправку к тронной речи, в ко­торой выражается пожелание Палаты общин к правительст­ву. Обычно поправки к тронной речи вносятся депутатами оппозиции.

Палата лордов формируется на не­выборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты — 1195 герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, имена которых вписаны в так на­зываемую «золотую книгу» английского дворянства. Это пэ­ры парламента. Они подразделяются на духовных и свет­ских, потомственных и пожизненных.

К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.

Все остальные члены палаты относятся к категории свет­ских. Основную группу составляют те светские пэры, право которых быть членами палаты переходит по наследству. В палате — 789 потомственных пэров и пэресс.

В палате имеется 359 пожизненных пэров и пэресс. Большинство из них — это политические и партийные де­ятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышед­шие в отставку, либо руководители крупных государственных или частных предприятий, выдающиеся ученые, проф­союзные деятели,  известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности.Одиннадцать членов палаты — лорды-юристы. Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должно­сти, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

В Палате лордов, как и в Палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь зна­чительно, как в Палате общин. Председатель Пала­ты лордов - лорд-канцлер. Его статус и роль в палате значитель­но отличаются от того положения, какое занимает спикер в Палате общин. Лорд-канцлер - член кабинета и назна­чается лично премьер-министром. Он является также гла­вой судебной системы страны. В Палате лордов он прини­мает участие в дебатах и голосовании.

Лорд-председатель комитетов (его заместитель) председательствуют вместо лорда-канцлера, когда палата преобразуется в заседание Комитета всей палаты.  Они назначаются палатой ежегодно в начале сес­сии.

Каждая партия в Палате лордов имеет своего лидера. В их обязанности входит пла­нирование дебатов в палате. Во время заседаний члены па­латы (за исключением духовных лордов) располагаются не по старшинству титулов, как было прежде, а соответственно на скамьях правительства и оппозиции.

Заседания проводятся с понедельника до четверга и в конце сессии — по пятницам (всего — около 160 дней в сес­сию). Заседания начинаются с краткого «часа вопросов» (эта процедура занимает около 20 мин), но вопросы разрешается задавать только после обсуждения основной повестки дня. Более половины всего времени палаты занято рассмотрени­ем правительственных биллей.

Палата лордов имеет собственные постоянные правила. Однако регламент в ней не столь строг и жесток, как в Па­лате общин. Ответственность за поддержание порядка в палате лежит на всех ее членах. В Палате лордов не существует каких-либо правил для сворачивания дебатов по законопроектам. Не имеется здесь также правил, обусловливающих преимущество правитель­ственных дел над другими делами.

Регулярно на заседаниях палаты присутствует и прини­мает участие в голосовании около трети ее состава. Часть членов палаты вообще никогда не принимает участия в ее заседаниях.

Законодательная деятельность Палаты лордов. Члены Палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законо­проекты могут вноситься в Палату лордов. В качестве части верховного зако­нодательного органа Палата лордов рассматривает и прини­мает с поправками или без поправок законопроекты, приня­тые Палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонять законопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето.

Порядок прохождения законопроекта в Палате лордов в основном тот же, что и в Палате общин. Рядом особенностей отличается рассмотрение в Палате лордов финансовых законопроектов, в частности бюджета. Он становится предметом правительственного заявления в палате лордов, затем сразу же обсуждается во втором чте­нии. Непосредственно после этого происходит голосование законопроекта о бюджете в третьем чтении.

Вместе с поправками, сделанными лордами, финансовый законопроект передается в Палату общин. Послед­няя рассматривает эти поправки и, в случае несогласия с ними, вместе с обоснованием, объясняющим причины несогласия, и вновь сде­ланными поправками законопроект передается на новое рассмотрение Палаты лордов. Этот процесс обычно разрешается путем компро­мисса.

Финансо­вый законопроект, принятый Палатой общин и переданный за месяц до окончания сессии на рассмотрение в Палату лор­дов, становится законом без ее одобрения, если он не принят ею в течение одного месяца.

Контроль Палаты лордов над правительством. Прави­тельство не несет политической ответственности перед Пала­той лордов, и последняя не может заставить его уйти в от­ставку. Но она осуществляет контроль над правительством в тех же формах, что и Палата общин, но в условиях менее жесткой ре­гламентации. Процедура Палаты лордов не ограничивает продолжи­тельности времени, отводимого для вопросов пэров минист­рам.

Другая функция Палаты лордов - она выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда, а по некоторым делам — суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории всей страны и на реше­ния судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии — по уго­ловным делам. Решение, которое она выносит по апелля­ции, является окончательным. Палата рассматривает около 70 судебных дел в год. Рассмотрение апелляций проводится в Комитете по апел­ляциям. В решении дел могут принимать участие только лорд-канцлер, 11 орди­нарных лордов по апелляциям и 10 пожизненных пэров, которые в течение определенного времени занимали высокие судейские должности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Итак, Великобритания представляет собой конституционную монархию: наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполни­тельной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским гла­вой англиканской церкви. На практике в результате длитель­ной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактичес­ки полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весь­ма и весьма немногочисленны.

Несмотря на это, Великобритания относится к странам с демократическим государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как:

-         признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граж­дан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим прави­тельственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим про­ведения иной политики;

Информация о работе Английский парламентаризм: прошлое и настоящее