Романовская игрушка: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:54, реферат

Описание

Описывается история становления романовской игрушки и ее значение в современности.

Работа состоит из  1 файл

Романовская игрушка прошлое и настоящее.doc

— 37.00 Кб (Скачать документ)


Романовская игрушка: прошлое и настоящее

 

Мы рассматриваем период с 17 века и по сей день. Помимо основной работы (будь то с/х. или скотоводство, или какой другой труд) человек занимался посторонним, не связанной  с основной работой делом. Со временем его задумку перенимали другие, получалась совместная работа, появлялись новые идеи. Таким образом, у каждого села была своего рода визитная карточка, которая выделяла его среди других. Вот, например, в слободе Дымково, в деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, в деревне Филимоново, в Спасском уезде изготавливали глиняные игрушки. Их названия были сформированы от названий поселков, в которых они зародились. Перечисленные выше игрушки берут свое начало в 19 веке. Мы рассматриваем другой промысел, он возник ещё в 17 веке, а потому он более интересный, чем остальные. Это промысел Романовской игрушки.

Промысел появился в селе Романово Липецкого уезда, ныне село Ленино Липецкой области. Его история непосредственно связана с историей нашего края, а потому, изучая его, мы можем пополнить наши знания о малой родине. Нам интересно было узнать, что делали наши предки в недалёких от нас местах. Вот почему мы выбрали эту тему.

Архаичность романовской игрушки связана с языческими религиями Руси. Знаки-обереги (фигурки людей и животных) призваны были охранять от бед.

Почти все игрушки одновременно являются и свистульками, выполняют двойную функцию - скульптура, и простейший музыкальный инструмент. В прошлом считали, что если кто-то получит порчу от сглаза, достаточно посвистеть в глиняную свистульку и выздоровление неизбежно. Резкими звуками, свистом наши предки не только изгоняли из человека хворь, но и отпугивали от жилища всякую нечисть, привлекая тем самым силы добра.

Села, которое дало название новой русской игрушке, скоро не стало. Петру Первому требовалась медь, которая вскоре была обнаружена недалеко от  Романова. Начинаются разработки месторождения, строятся заводы. Так возникает Липецк, а Романово постепенно хиреет.

В дело сохранения и восстановления романовской игрушки неоценимый вклад внес мастер гончарных изделий, уроженец села Поды Липецкого района И.Ф.Гункин (1926-1997г.). Творческие работы народного мастера находятся в Загорском и Липецком краеведческих музеях. Мастер изготовлял сложные композиции в стиле романовских кустарей. По памяти ему удалось восстановить образцы игрушек.

В романовской игрушке существует 40 основных сюжетов. В принципе, мастер должен следовать традициям, заложенным древними. Но Виктор Маркин всё таки рискнул и сделал  одну игрушку, которая не имела аналогов у древних романовцев. Это птица Сирин. По преданию: в руках человека с                  недобрыми      помыслами игрушка свистеть не будет.

Наряду с древнейшими мотивами («Всадник на коне», изображения птиц и зверей) большое место в романовской пластике занимает тематика, пришедшая в 19 – 20 веках. Тут и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры с пышно разодетыми дамами, и Лев Толстой.

Вся эта тематика пришла в романовскую скульптуру под влиянием близости города (до Липецка от села Романово было всего 12 верст, сегодня, поскольку Липецк разросся и того меньше) со своеобразным укладом жизни. Липецкий курорт в прошлом веке был одним из самых модных. Сюда съезжалась аристократия, приезжали офицеры, высшие чины. Детали одежды знатных дам, мундиры военных, переданные в романовской пластике весьма достоверны.

Романовская игрушка 20 века стоит почти на грани натуралистического искусства – так любовно и тщательно выполняются детали мундиров золотыми пуговицами, галунами, кокардами со сверкающими крестами и орденами на груди, так близко к прототипу раскрашиваются элементы нарядных одеяний знатных дам. А лица покрываются белой краской, поверх которой старательно вырисовываются и расцвечиваются соответственно натуре глаза, рот, усы, борода.

Современная игрушка разнообразна. Круг сюжетов велик: жаворонки, петухи, утицы, индюки, кони, олени, козы, бараны, медведи, собаки (около 40 форм). Особый интерес вызывают своеобразные бабы – Романушки, барыни, а также сюжетные композиции – тройки, водовозы, генералы и офицеры на коне.

Значение игрушки наших мастеров давно уже не игровое. Из детской забавы она превратилась в декоративно настоящую скульптуру, которую охотно используют для украшения современного интерьера. Она прекрасно сочетается с  современной мебелью, тканями, и не просто украшает жилой и общественный интерьер, а всегда несет положительный эмоциональный заряд. Она способна внести улыбку в наше жилище как веселый солнечный зайчик.

Романовская игрушка хранится в частных и общественных коллекциях России, Франции, США, Македонии, Словении, Германии, Канады, Польши, Австрии, стран СНГ, Италии (в том числе с 2001 года в музее «Гуччо» Виченца).

Мы считаем, что промысел романовской игрушки не угас, а наоборот, продолжает развиваться и расти. Также отметим, что, работая с рефератом, мы нашли много нового, чего раньше не знали, познакомились с интересными личностями.

В свою работу мы вложили много труда и надеемся, что она вам понравилась.

 

2

 



Информация о работе Романовская игрушка: прошлое и настоящее