Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:38, контрольная работа

Описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение 4
1.Бюджетное устройство Российской Федерации 6
2. Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации 8
3. Бюджетная система Российской Федерации 11
4. Межбюджетные отношения 19
5. Задачи по совершенствованию Бюджетной системы РФ и методы их решения 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВО бЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

       • равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

       Система межбюджетных отношений включает не только отношения между Федерацией и ее субъектами, но и внутри субъекта – между региональными органами власти и органами местного самоуправления.

       Средства  Федерального фонда для финансовой поддержки субъектов РФ выделяются только тем субъектам, которые выполняют  требования бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации без каких-либо исключений, дополнений и особых условий.

       Суммы, передаваемые из федерального бюджета  в бюджеты субъектов Федерации, называются трансфертами.

       Трансферты  регионам перечисляются ежемесячно, исходя из фактических поступлений средств в федеральный бюджет. Регионы – доноры не имеют реальных стимулов для принятия мер, направленных на расширение налогооблагаемой базы, поскольку значительная часть собираемых ими средств перераспределяется в пользу не обеспечивающих себя ресурсами субъектов Федерации.

       Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета  на долевом принципе, называются субсидиями, а на принципе целевого финансирования – субвенциями.

       Таким образом, доходы бюджетов субъектов  Федерации формируются за счет собственных средств и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

       Бюджетный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 2001 года, определил принцип самостоятельности бюджетов, а также принцип сбалансированности бюджета.

5. Задачи по совершенствованию  Бюджетной системы РФ и методы их решения

       Бюджеты субъектов Российской Федерации  и особенно бюджеты муниципальных образований перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования.  Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов. Несмотря на тенденцию к формализации распределения финансовой помощи на уровне субъектов Федерации, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур, что требует дальнейшего развития и законодательного закрепления методологии бюджетного выравнивания в регионах.

       Хотя  бюджетным законодательством провозглашена  самостоятельность федерального, региональных и местных бюджетов, бюджетная система России остается неразделенной». Бюджетные полномочия и ответственность сильно переплетены, ряд функций, например, сбор налогов исполняется централизованно. 

       Главными  задачами реформирования межбюджетных отношений в РФ на современном этапе являются формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющие органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Эта система должна обеспечивать экономическую эффективность, бюджетную ответственность, социальную справедливость, политическую консолидацию и территориальную интеграцию.

       Для выполнения этих задач необходимо прежде всего обеспечить реализацию прав и обязанностей органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления, принимать в рамках федерального законодательства самостоятельные решения по организации бюджетного процесса, формированию расходов и доходов своих бюджетов на основе четкого, стабильного и сбалансированного разграничения расходных полномочий и доходных источников, гарантирующих финансовую самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований, эффективному использованию их налогового потенциала.

       Для оптимизации системы межбюджетных отношений на региональном уровне необходимо осуществить следующие мероприятия:

       • четко разграничить расходные полномочия между региональным и местным  уровнем;

       • разграничить доходы между региональным и местным уровнем;

       • закрепить на долгосрочной основе единые нормативы отчислений от регулирующих налогов за всеми муниципальными образованиями;

       • осуществлять целевое финансирование переданных полномочий  через субвенции;

       • формализовать процесс распределения  финансовой помощи;

       • установить четкую последовательность этапов принятия решений;

       • использовать единую методику расчета трансфертов, закрепленную региональным законодательством.

       Наиболее  остро стоит задача оптимизации  бюджетных расходов.

       На  сегодняшний день приходится констатировать неэффективность механизма финансирования значительной части бюджетных расходов, в особенности в части расходов регионального и муниципального уровней. Необходима инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств. Для этого следует:

       • провести полномасштабную инвентаризацию бюджетной сети и проверку финансовой деятельности бюджетополучателей;

       • упорядочить систему финансирования бюджетных учреждений;

       • установить жесткие, экономически обоснованные лимиты расходов;

       • рассчитать минимальные стандарты  функционирования расходов.

       Важно создать эффективную систему  планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов – в отношении бюджетов всех уровней и в отношении конкретных бюджетополучателей.

       В целом бюджетная политика государства  должна быть направлена на оптимизацию межбюджетных отношений, эффективность налоговой системы и бюджетных доходов, рациональность бюджетных расходов.

       Основной прирост доходов бюджета можно получить за счет сокращения налоговых льгот и совершенствования бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя и т.д.Для дальнейшей стабилизации бюджета очень важна серьезная налоговая реформа, включающая:

       • совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, снижения налоговых ставок

       • пересмотр и отмену некоторых  налоговых льгот;

       • объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;

       •устранение противоречий налогового и гражданского законодательств;

       • установление жесткого оперативного контроля за соблюдением экономических операций.

       Оздоровлению  региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.

Заключение

 

       Бюджетная политика, осуществляемая Правительством России в настоящее время, предполагает стимулирование экономического роста через сокращение государственных расходов.

       Проектирование  бюджета производится с учетом динамики макроэкономических показателей, что позволяет не допускать перерасхода бюджетных средств и создавать дополнительные денежные резервы. При этом основными проблемами российского бюджета продолжают оставаться его высокая зависимость от мировых цен на энергоносители и нефть.

       Приоритетными направлениями совершенствования  государственного бюджета являются проведение налоговой политики, повышение эффективности управления государственной собственностью, финансирование социальной сферы, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

       Совершенно  очевидно, что проблемы, с которыми сегодня сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы. И, прежде всего, с этой точки зрения возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.

       Большие надежды возлагаются на разработанный  Налоговый кодекс, ведь именно налоги, формируя финансовую базу деятельности государства, создают предпосылки для успешного проведения бюджетного регулирования.

       Обновление бюджетного устройства России должно вестись по следующим направлениям:

       • обеспечение формирования сильного федерального бюджета как гаранта устойчивости всей бюджетной системы, мощного инструмента государственного регулирования рыночной экономики;

       • переход к целевым финансовым трансфертам (грантам) территориям с аккумуляцией федеральных и региональных бюджетных ресурсов для совместного финансирования инвестиционных и социальных программ;

       • отказ от предоставления бюджетно-налоговых преимуществ по признакам государственно-национального статуса субъектов Федерации;

       Эти направления, являясь чрезвычайно  важным аспектом реформирования всей бюджетной системы, затрагивают в основном лишь внутрибюджетные проблемы. Не менее важно и формирование рациональных "внешних" бюджетных отношений, то есть отношений бюджета с конечными объектами государственного бюджетного регулирования - с населением и предприятиями. Следовательно, возникает необходимость рационализации бюджетных расходов, повышения их целевой направленности и, конечно, оптимизации доходных поступлений. .

       Оздоровление  государственного бюджета необходимо проводить по трем основным направлениям:

       • увеличение его доходной базы;

       • реструктуризация расходной части  бюджета;

       • реформирование межбюджетных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
       
  1. Федеральный Закон о Бюджетной системе  Российской Федерации от 31.07.98г. №145 – ФЗ.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Финансы и статистика, 2006 – 240с.
  3. Бюджетный процесс в Российской Федерации Л. Г. Баранова, О. В. Врублевская, Т. Е. Косарева, Л. А. Юринова: ИНФРА-М, 2008.-221 с.
  4. Бюджетная система России Под ред. Г.Б. Поляка.: Юнити – Дана, 2008 – 550с.
  5. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации: Дашков И.К., 2007-343 с.
  6. Дадашев А.З., Чернинн Д.Г. Финансовая система России: Инфра – М, 2005 – 248с.
  7. Сабанти Б.М. Теория финансов: Менеджер, 2005 – 192с.
  8. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне: Учебное пособие для вузов: Высшая школа, 2009 –192 с.
  9. Трофимов А.А. О государственных внебюджетных фондах Финансы 2004 – С.20-22.
  10. Фетисов В.Д. Бюджетная система РФ: учебное пособие: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 367 с.
  11. Финансы Под ред. М. В. Романовского,. О. В. Врублевской.: Изд-во «Перспектива», 2006. – 520 с.
  12. Финансы, денежное обращение и кредит под ред. В. И. Сенчалова, А. И. Архипова: Изд-во «Проспект», 2006. - 720 с.
  13. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы: Дело, 2007 г.- 608 с.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ