Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:42, шпаргалка

Описание

1. Классическое определение экологии.
2. Неклассическое современное определение экологии.
3. Объекты классической экологии и современной экологии.
4. Цель экологии в общенаучном и православном понимании.
5. Книга Бытия об отношении человека к природе.
6. Псалтирь об отношении человека к природе.
7. Системность и единство мира, краеугольные камни современной экологии.
8. Какие науки обобщает современная экология, и в каких их частях.
9. В чём реально выражается единство мира, и какое значение это имеет для объектов экологии.
10. Ядро Земли. Его строение, состав и значение для биосферы.
11. Мантия Земли. Её строение, состояние и состав. Её значение для биосферы.
12. Земная кора. Её состав. Процессы, в ней протекающие и их значение для человека и биосферы.
13. Минералы и их экологическое значение.
14. В чём уникальность планеты Земля, как дома для человечества.
15. Строение молекулы воды и его экологическое значение.
16. Межмолекулярные связи в воде и их экологическое значение.
17. Химические и физико-химические свойства воды.
18. Капиллярность и её значение для растений, почв и грунтов.
19. Теплофизические свойства воды и их экологическое значение.
20. График изменения плотности воды и льда в зависимости от температуры и его экологическое значение.
21. Вода как средство наказания людей в Библии.
22. Современные стихийные бедствия, вызванные движением воды.
23. Вода в таинствах и обрядах православной Церкви.
24. Поверхностные воды гидросферы и их экологическое значение.
25. Подземные воды на континентах и их экологическое значение.
26. Состав тропосферы и её значение для биосферы.
27. Строение атмосферы Земли и значение для биосферы её слоев, расположенных над тропосферой.
28. Круговорот воды в природе и участие в нём атмосферы.
29. Атмосферные процессы полезные для биосферы и вредные, карающие.
30. Пророк Давид назвал небо кожей, простертой над Землёй. Что общего у живой кожи с атмосферой?
31. Определение «биосфера».
32. Верхняя и нижняя границы биосферы.
33. Формальные признаки живого организма.
34. Мнение св. Луки (Войно-Ясенецкого) о наличии души у растений. На чем оно основано?
35. Классификация живых организмов и порядок их появления на земле по данным науки
и по главе 1 книги Бытия.
36. Состав и строение животной и растительной клетки.
37. Два надцарства в биологической классификации, время их появления на земле и экологическое значение.
38. Царства в биологической классификации, их особенности и экологическое значение.
39. Определение экосистема и примеры.
40. Определение биом и примеры.
41. Липидная цепь и её значение для чистоты земли.
42. Экологическая пирамида.
43. Соотношение божественной и человеческой воли в управлении экосистемами.
44. Пояснить на основе священного писания права человечества в отношении биосферы и конкретных людей в отношении отдельных экосистем.
45. Назовите некоторые законы, по которым функционирует биосфера.
46. Сущность закона поддержания стабильной численности популяции в экосистеме.
47. Значение сохранения численности популяции в экосистеме для сохранения
экосистемы.
48. Определение понятия «экологическая ниша».
49. Закон лимитирующего фактора.
50. Священное Писание и искусство о красоте биосферных объектов. Духовное значение
красоты.
51. Два назначения видового многообразия в экосистемах.
52. Понятие интродукции и связанные с ней опасности.
53. Понятие первичной и вторичной сукцессии.
54. Агроценоз и его отличие от природного биоценоза.
55. Основные задачи экологии с общенаучной и православной точек зрения.
56. Экологический кризис современности. В чём он конкретно выражается?
57. Основные причины экологического кризиса.
58. Пути преодоления кризиса с общенаучных позиций.
59. Православный подход к преодолению экологического кризиса.
60. Русские православные традиции природопользования и сохранения природы.
61. Эстетический аспект природопользования и его значение.
62. Объект, изучаемый экологией культуры, её цели и методы.
63. Основные понятия экологии культуры.
64. Основные теоретические положения экологии культуры.
65. Связь экологии и экологии культуры.
66. Православное природопользование с примерами из национального опыта

Работа состоит из  1 файл

Ответы+на+вопросы+по+Экологии+(66).doc

— 449.50 Кб (Скачать документ)

5. Книга Бытия об отношении человека к природе.

Только человек  живет повсюду на земле и над  всем царствует. Бог наделил его  разумом и бессмертной душой. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную. В кн. Бытия 1:27-29: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу…», в кн. Бытье 2:15:«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его», а также Быт.2:19-21 «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему». Отсюда мы видим, что Бог поставил людей управлять его достоянием на Земле. Он не подарил Землю Адаму для безотчетного пользования, но дал в управление. Этим Бог наложил ограничение на пользование ресурсами Земли, которое преступили Адам и Ева. Рациональному использованию ресурсов учит современного человека наша дисциплина экология. Итак, православное понимание цели экологии - разумное управление даром Божиим для сохранения его целостности, приумножения его ресурсов  и их красоты.  

6. Псалтирь об отношении человека к природе.

Только человек  живет повсюду на земле и над  всем царствует. Бог наделил его  разумом и бессмертной душой. Он дал человеку особое, великое  назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную. В 49 псалме мы читаем о жертве Богу, где сказано: «Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Псалтирь. 49:8-15). Жертва не во всесожжении, а в том, чтобы отнять от себя лучшее, как сделал Авель и как не смог сделать Каин. В Псалме 8:5-10 так же отражена великая миссия человека на земле – «…то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!». 

7. Системность и единство мира, краеугольные камни современной экологии.

Основные идеи экологии XX в. - системность и единство мира, что является отрицанием случайности и независимости объектов на земле. До этого отрицания наука развивалась в представлении независимости процессов в разных областях Земли и даже в разных частях одного природного тела. Представлением о независимости явлений порождено разветвление, специализация, наук. В каждой ветви рассматривались и глубоко анализировались свои малые объекты и явления в них независимо от соседних объектов и явлений. Дифференциация наук необходимая для углубления знаний в частных областях, необходима из-за ограниченности познавательных способностей человека. Но при этом нельзя упускать единства и системности мира. Единство и системность мира лежат в основе христианского представления о мироздании. Вместе с верой в Бога интеллигенция XIX – XX веков потеряла представление о единстве мира и взаимозависимости событий. Возобладало представление о случайности и независимости событий. Дифференциация науки к концу XX века дошла до абсурда. На научных основах разработанные проекты электрификации гидроэлектростанциями привели к гибели под водой мощного плодородного потенциала, затоплению городов и сёл, поскольку не учитывали, как следует воздействия водохранилищ на окружающую среду. В сельском хозяйстве компания по борьбе с сорняками и вредителями средствами химии нанесла ущерб лесам и лугам, ввела в оборот термин экологически чистые продукты питания. Тем самым иные продукты были отнесены к экологически загрязнённым. Приближение экологического кризиса в конце прошлого века привело науку к смене философского представления о картине мира, к признанию системности, а с ней и единства мира. Философская база науки сомкнулась с богословием. На этой базе возникла современная экология, как объединение наук. Экология возникла для управления всей системой Земли, что вменил Господь Человеку. Современная экология ощущает себя всеобъемлющей наукой. В ее модели выстроены снизу вверх по степени совершенства: Человек-Живое-Неживое. Человек, даже вооруженный экологией, не самодостаточен для управления как большими, так и малыми делами на Земле. Он действует в потоке божественной любви и обязан согласовывать свои действия с волей Божией. Поток этот идет на человека и помимо человека на природу ("прикасается к горам и дымятся" и др. из Пс.103). 

8. Какие науки обобщает современная экология, и в каких их частях.

Экология обычно рассматривается  как подотрасль биологии, общей науки  о живых организмах. Живые организмы  могут изучаться на различных  уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология также изучает среду в которой они живут и её проблемы. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания. Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия. Науки, которые входят в экологию, разделяются по объектам исследования: о земле [геологические], о воде [гидрологические], о живом [биологические: зоология, ботаника, сельскохозяйственные науки], о человеке [медицинские и социальные], другая группа наук выделяется по аспектам изучения проблемы: юридические, экономические, богословские аспекты. В последнее время активно о себе заявляют междисциплинарные комплексные области исследования. В частности, на стыке экологии и классической этики сформировалась экологическая этика, а на пересечении интересов этнографии, культурологии и экологии — этноэкология. Экология, как и все науки, функционирует неизолированно. Она находится во взаимосвязи с другими естественными науками. Согласно классификации биологических наук по Б.Г. Иоганзену выделяют общие науки, частные и комплексные. К общим наукам относят систематику, морфологию, физиологию, экологию, генетику, биологию. В состав частных наук входят: микробиология, ботаника, зоология, антропология; среди комплексных наук выделяют гидробиологию, почвоведение, паразитологию. Если частные науки изучают подробно конкретные объекты органического мира, то общие биологические науки изучают органический мир в целом, «немного обо всем». Связи экологии с другими науками, разделы которых она ассимилирует и перерабатывает, объединяя, можно классифицировать по четырем уровням обобщения. В 1-м высшем уровне обобщения находятся только богословие и философия, как науки обобщающие наши представления обо всём, что в какой-либо мере доступно человеку. Объектом для них являются мир видимый и невидимый. На 2-м уровне обобщения находятся математика и экология. Они изучают и формулируют законы видимого мира во всей его полноте. На 3-м уровне обобщения находятся науки, избравшие себе какой-то крупный объект в мире видимом. Медицина - объект тело человека, география - изучает поверхность планеты, геология – недра планеты, химия - рассматривает всё материальное на молекулярном уровне, физика - рассматривает тела и поля на уровне элементарных частиц и т.д., биология – наука о живом веществе. Науки о человеческой надстройке над природой: социология, экономика и архитектура, также теперь связаны с экологией. Архитектура вцелом в общепринятом понимании не является наукой, так как в заметное место занимает творческий элемент из области искусства. Но с экологией она соприкасается теми своими частями, которые разрабатываются научно. Это разделы о проектировании планировки и застройки населенных мест, о проектировании экологически чистых сооружений, о проектировании природоохранных очистных сооружений и сооружений для защиты от опасных природных процессов. На 4-м уровне находятся некоторые из разделов наук, востребованные в экологии: климатология, гляциология (лёд), гидрология, геохимия, экономика природопользования, экология города, демография, физиология, сейсмология, геоэкология и др. Зарождение геоэкологии связывают с именем немецкого географа Карла Тролля (нем. Carl Troll) (1899-1975), который ещё в 1930-х годах понимал под ней одну из ветвей естествознания, объединяющую экологические и географические исследования в изучении экосистем. В России широкое использование термина «геоэкология» началось с 1970-х г., после упоминания его известным советским географом В. Б. Сочавой (1905-1978). Как отдельная наука окончательно сложилась в начале 90-х годов XX в. 

9. В чём реально выражается единство мира и какое значение это имеет для объектов экологии. Основные идеи экологии XX в. - системность и единство мира, что является отрицанием случайности и независимости объектов на земле. До этого отрицания наука развивалась в представлении независимости процессов в разных областях Земли и даже в разных частях одного природного тела. Представлением о независимости явлений порождено разветвление, специализация, наук. В каждой ветви рассматривались и глубоко анализировались свои малые объекты и явления в них независимо от соседних объектов и явлений. Дифференциация наук необходимая для углубления знаний в частных областях, необходима из-за ограниченности познавательных способностей человека. Но при этом нельзя упускать единства и системности мира. Единство и системность мира лежат в основе христианского представления о мироздании. В Быт. 1.1 - "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною". Понятие "начало" - понятие из категории времени. В современной физике понятие времени связано функционально с понятиями пространства и материи, и все законы физики материального мира записываются в четырехмерном пространстве-времени, где имеются три пространственные координаты объема и четвертая координата времени. Отсюда следует, что пространство не могло существовать без времени, и до начала не было ничего, ни пространства, ни времени, ни материи, которая может существовать только в пространстве и времени. Современная физика в союзе с астрономией нашла это начало и назвала его "Большим взрывом". Только через 1 млрд. лет из элементарных частиц сформировались химические элементы, составляющие таблицу Менделеева. Вся масса нашей планеты, тела всех растений и животных состоят из этих элементов. В этом единство состава мира, которое может свидетельствовать о единстве происхождения. Для экологии важно, что единство состава определяет возможность обмена веществами между различными живыми и не живыми телами. Динамика жизни на Земле - это круговорот веществ и круговорот химических элементов. Из круговорота веществ нам наиболее известен круговорот воды, которая испаряется с поверхности океанов и выпадает дождём на континентах. 2-я черта единства мира – единство физических, химических, биологических и других законов в нем на всем доступном для наблюдения пространстве. За пределами видимого, что не изучает экология, законы иные. К ним уже прикоснулась современная наука, но это за пределами экологии. Из единого вещества и по единым законам созданы космические тела и в том числе планета Земля. 

10. Ядро Земли. Его строение, состав и значение для биосферы. Внутреннее ядро Земли твердое. Оно состоит  из магнитных элементов железа (Fe)  и никеля (Ni), оно находится в автономном движении внутри жидкого внешнего ядра. В составе внешнего ядра преобладает железо и присутствуют кислород, сера, углерод и водород. Движение в ядре  возбуждает магнитное поле планеты, защищающее биосферу от солнечного ветра – потока космических лучей, потока частиц, т.е. от радиации. Магнитное поле зримо проявляется в виде северного сияния, которое украшает небо в тяжелое для всего живого время полярной ночи. Соловецкие монахи за это благодарят Бога.  Масса ядра составляет 32 % массы планеты. Она участвует в создании гравитационного поля, удерживающего океаны в берегах, деревья в вертикальном положении и т.д..Как магнитное поле, так и гравитационное поле совершенно не обходимы для всего живого на Земле, а так же и для большинства неодушевленных объектов. Реки не потекут без гравитации и дождь не упадёт на поверхность земли без поля тяготения.  

11. Мантия Земли. Её строение, состояние и состав. Её значение для биосферы.

Мантия составляет 67,8% массы Земли. Она создает основу гравитационного поля. Мантия  находится в пластическом (с учетом существующих в ней напряжений) состоянии. В составе её преобладают кремний и алюминий, но присутствуют и все остальные химические элементы. Верхняя часть мантии астеносфера – пограничный слой мантии и литосферы служит непосредственным источником этих веществ. Астеносфера, как можно понять из её названия, находится в особо пластичном состоянии. Местами и по временам вещество её переходит в жидкое состояние. Это создаёт возможность внедрения расплава в земную кору и даже извержения его на поверхность Земли. Поскольку мантия богата всеми химическими элементами, через извержения вулканов они поступают на поверхность в атмосферу, гидросферу и почву, обеспечивая химический баланс в биосфере. Пополнение почв происходит и при выветривании горных пород, образовавшихся из расплава на глубине в недрах земной коры. Таким образом и страшные извержения вулканов полезны для природы.. 

12. Земная кора. Её состав. Процессы в ней протекающие и их значение для человека и биосферы. Литосфера и ее верхняя часть, земная кора, состоят из твердых кристаллических пород. Она является твердым фундаментом для всего живого. На ней стоят здания и сооружения. Инженерная геология изучает верхние слои земной коры для выбора оптимальных мест для зданий и сооружений. В земной коре залегают запасы необходимых для человека полезных ископаемых, созданных заблаговременно. На поверхности земной коры из ее материала с участием биоты сформирована почва – важнейший слой земной коры с точки зрения экологии. В почве наряду с инертными минералами присутствуют активные гидрофильные глинистые минералы, удерживающие воду для растений и гумус, питающий растения. Микроэлементный состав почв поддерживается выветриванием глубинных пород, извержениями вулканов, возвратом в почвы этих элементов при разложении животных и растительных организмов. Плодородие почвы обусловлено накоплением в ней гумуса – неживого органического вещества. В экологии такое вещество, не только гумус, носит название биокосного вещества. 

13. Минералы и их экологическое значение.

Минеральный состав верхней части земной коры. Здесь есть инертные минералы, которые составляют жесткий скелет подпочвенных грунтов. Они используются человеком для строительства (кварц, кремень, силикаты); есть коллоидно-активные минералы глин, из которых человек делает посуду с каменного века и кирпич. Без этих минералов не могли бы варить пищу первые люди. Они играют первостепенную роль в формировании плодородия почвы. Уникален минерал кальций CaCO3,  из которого построены скелеты теплокровных животных, раковины моллюсков, коралловые рифы. Этот минерал обладает исключительной особенностью. Он слабо растворим в воде. Растворимость его падает в определенном интервале температур, благодаря чему он хорошо усваивается теплокровными. Кальций благодаря слабой растворимости содержится в природных пресных водах, как подземных, так и поверхностных, из которых его и усваивают организмы. 

14. В чём уникальность планеты Земля, как дома для человечества.

В ряде планет она  сходна с соседями Марсом, Меркурием, Венерой, ее строение предопределило возможность появления жизни и человека разумного. Верхняя оболочка Земли дает человеку металлы, топливо, почву для выращивания хлеба. Она последовательно предоставила людям для топлива древесину, каменный уголь, нефть, уран. Уникальность Земли предопределили два фактора: размер планеты и расстояние от Солнца. Расстояние от Солнца определило температуру на поверхности Земли благоприятную для биосферы в отличие от горячей поверхности Венеры и холодной Марса. В создании климатического оптимума велика роль атмосферы, о чем скажем в 4-ой лекции. Земля – единственная планета, сохраняющая вулканическую активность. Это обеспечивает выделение углекислого газа, необходимого зеленым растениям для производства органического вещества и кислорода. Активность обеспечивает поставку всех элементов таблицы Менделеева, обеспечивает денудацию, благодаря чему обнажаются месторождения полезных ископаемых, формируется прекрасный рельеф гор, холмистых местностей и морских побережий. Альтернатива этому - бесплодная равнина, сухая или заболоченная (Казахстан, Западная Сибирь). Эндогенная активность Земли может продлиться еще 1-1,5 млрд. лет. Человек – последнее творение Божие. Перед ним были созданы животные. Господь создал для человека все необходимое для жизни с самого начала предусмотрев все. Земля – идеальный дом для человека, в котором все заготовлено для активной жизни. 

15. Строение молекулы воды и его экологическое значение.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"