Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:42, шпаргалка

Описание

1. Классическое определение экологии.
2. Неклассическое современное определение экологии.
3. Объекты классической экологии и современной экологии.
4. Цель экологии в общенаучном и православном понимании.
5. Книга Бытия об отношении человека к природе.
6. Псалтирь об отношении человека к природе.
7. Системность и единство мира, краеугольные камни современной экологии.
8. Какие науки обобщает современная экология, и в каких их частях.
9. В чём реально выражается единство мира, и какое значение это имеет для объектов экологии.
10. Ядро Земли. Его строение, состав и значение для биосферы.
11. Мантия Земли. Её строение, состояние и состав. Её значение для биосферы.
12. Земная кора. Её состав. Процессы, в ней протекающие и их значение для человека и биосферы.
13. Минералы и их экологическое значение.
14. В чём уникальность планеты Земля, как дома для человечества.
15. Строение молекулы воды и его экологическое значение.
16. Межмолекулярные связи в воде и их экологическое значение.
17. Химические и физико-химические свойства воды.
18. Капиллярность и её значение для растений, почв и грунтов.
19. Теплофизические свойства воды и их экологическое значение.
20. График изменения плотности воды и льда в зависимости от температуры и его экологическое значение.
21. Вода как средство наказания людей в Библии.
22. Современные стихийные бедствия, вызванные движением воды.
23. Вода в таинствах и обрядах православной Церкви.
24. Поверхностные воды гидросферы и их экологическое значение.
25. Подземные воды на континентах и их экологическое значение.
26. Состав тропосферы и её значение для биосферы.
27. Строение атмосферы Земли и значение для биосферы её слоев, расположенных над тропосферой.
28. Круговорот воды в природе и участие в нём атмосферы.
29. Атмосферные процессы полезные для биосферы и вредные, карающие.
30. Пророк Давид назвал небо кожей, простертой над Землёй. Что общего у живой кожи с атмосферой?
31. Определение «биосфера».
32. Верхняя и нижняя границы биосферы.
33. Формальные признаки живого организма.
34. Мнение св. Луки (Войно-Ясенецкого) о наличии души у растений. На чем оно основано?
35. Классификация живых организмов и порядок их появления на земле по данным науки
и по главе 1 книги Бытия.
36. Состав и строение животной и растительной клетки.
37. Два надцарства в биологической классификации, время их появления на земле и экологическое значение.
38. Царства в биологической классификации, их особенности и экологическое значение.
39. Определение экосистема и примеры.
40. Определение биом и примеры.
41. Липидная цепь и её значение для чистоты земли.
42. Экологическая пирамида.
43. Соотношение божественной и человеческой воли в управлении экосистемами.
44. Пояснить на основе священного писания права человечества в отношении биосферы и конкретных людей в отношении отдельных экосистем.
45. Назовите некоторые законы, по которым функционирует биосфера.
46. Сущность закона поддержания стабильной численности популяции в экосистеме.
47. Значение сохранения численности популяции в экосистеме для сохранения
экосистемы.
48. Определение понятия «экологическая ниша».
49. Закон лимитирующего фактора.
50. Священное Писание и искусство о красоте биосферных объектов. Духовное значение
красоты.
51. Два назначения видового многообразия в экосистемах.
52. Понятие интродукции и связанные с ней опасности.
53. Понятие первичной и вторичной сукцессии.
54. Агроценоз и его отличие от природного биоценоза.
55. Основные задачи экологии с общенаучной и православной точек зрения.
56. Экологический кризис современности. В чём он конкретно выражается?
57. Основные причины экологического кризиса.
58. Пути преодоления кризиса с общенаучных позиций.
59. Православный подход к преодолению экологического кризиса.
60. Русские православные традиции природопользования и сохранения природы.
61. Эстетический аспект природопользования и его значение.
62. Объект, изучаемый экологией культуры, её цели и методы.
63. Основные понятия экологии культуры.
64. Основные теоретические положения экологии культуры.
65. Связь экологии и экологии культуры.
66. Православное природопользование с примерами из национального опыта

Работа состоит из  1 файл

Ответы+на+вопросы+по+Экологии+(66).doc

— 449.50 Кб (Скачать документ)

Экологический кризис связан не столько с ростом населения, сколько с ростом  потребления в развитых странах. Так, потребление нефти на 1990 г. составляло на душу населения в год в Северной Америке (США, Канада, Мексика, Куба) 7,5 т/год, в Европе 3,5 т./год; СССР 5 т./год, Лат. Америке 1 т./год, Азии 0,8 т./год, Африке 0,5 т./год. Повышенное потребление в СССР связано с потребностями отопления и транспорта, что обусловлено климатом и расстояниями. Отчасти этот коэффициент должен быть применен и к Северной Америке. Европейцы и американцы во всём мире пропагандируют сдерживание роста населения методом «планирования семьи». Они запугивают возможностью глобального голода в связи с нехваткой сельхозпродуктов, поскольку площадь сельхозугодий ограничена, а рост населения не ограничен. Но опыт Китая показывает, что в стране с населением 1,3-1,5 млрд. человек все сыты после отмены коммунистических методов ведения хозяйства. В Европе и России мировое сообщество борется за сокращение сельскохозяйственного производства, ввиду конкуренции производителей Германии, Испании с производителями восточноевропейских стран. То есть потенциал производства продуктов питания при населении 6,5 млрд. чел. велик и рост населения возможен. Пути решения демографической проблемы, предлагаемые новой экологией это сокращение рождаемости и пропаганда опыта Европы по поддержанию численности населения. Европейцы и американцы во всём мире пропагандируют сдерживание роста населения методом «планирования семьи». Мы должны видеть пути преодоления кризиса не столько в сокращении роста рождаемости, сколько в сокращении, ограничении потребления. В рамках христианской идеологии возможно ограничение рождаемости не ”медицинскими”, а моральными средствами. Если до Рождества Христова завет ”плодитесь и размножайтесь и наполняйте Землю” действовал нераздельно, то в Новом Завете эта статья закона дополнена новым содержанием. Иоанн Креститель явил пример безбрачия и по его пути последовали миллионы монахов и монахинь. До него примеры безбрачия явили некоторые пророки, как Илия. Матерь Божия и Иосиф Обручник явили пример воздержания в браке и сколько людей ему последовали трудно сказать, но примеры такие известны. Апостол Павел проповедовал безбрачие для вдовцов, и вдов, но не для молодых вдов. Он не считал обязательным замужество для девиц, отменял тем ветхозаветный обычай стремиться к замужеству. Этот закон выполнялся в православной России. Далеко не все сочетались браком, при этом, разумеется, не допуская безбрачного сожительства. Мы должны видеть пути преодоления кризиса не столько в сокращении роста рождаемости, сколько в сокращении и ограничении потребления. 

60. Русские православные  традиции природопользования  и сохранения природы.

Возможность ограничения  потребления  просматривается в  традициях русского национального  природопользования. Русский человек сознавал себя между небом и землей. Это отчетливо исповедовал мученик кн. Михаил Черниговский и с ним мученик боярин Феодор, воспитатель преп. Евфросинии Суздальской. Они отказались поклониться тварному огню и кусту, сознательно пошли на смерть. Народ и князья запомнили их подвиг и следовали в природопользовании их завету. Православные люди не обожествляли природу, не делали из нее заповедник, но использовали со страхом Божиим. Этот страх диктовал три принципа: - самоограничение потребностей, - полное использование взятого у природы, - украшение земли своим трудом. Самоограничение - основа жизни монашества, а монахи в сознании русском подвижники. Самоограничение известно нам из житий Ушакова и Суворова. Весь православный народ сильно ограничивал себя постом – 16 недель. Кроме того был ограничен сбор плодов: яблочный Спас, медовый, ореховый. Ограничение охоты: некрасовский дед Мазай спасал зайцев весной и напутствовал:”Смотри, косой, теперь спасайся, а чур, зимой не попадайся” или ”Я их не бью ни весною, ни летом: шкура плохая, линяет косой”. О рыбной ловле на Кенозере рассказывал С.Н. Дурылин. Когда он с учениками жил у крестьян, они давали ему сеть с напутствием взять столько рыбы, сколько надо на сегодня. Завтра будет день и будет лов. Для сохранения заливных лугов Рязанцы, ещё в начале XX века из города на реку по лугу ходили босяком, чтобы не тревожить травы. В повести о святых Петре и Февронье Муромских имеется свидетельство о сохранении хлебных крошек, как великой ценности. Это пример полного использования продукта. Об уборке сена в 40-х-50-х годах на Оке: подбирали всё скошенное до травинки. Чтобы выкосить всё до черной земли, на лугах срезали кочки с осени. По гладкой земле коса шла низко, оставляя над корнем 1-2 см стебля травы. В русской деревне не было помоек. Хозяйство было безотходное. Скоту подстилали солому, часть её шла на крыши. Остатки пищи не выбрасывали, и даже воду после мытья посуды отдавали скоту - помои. Все деревянные изделия негодные для употребления сжигали, а пеплом удобряли землю. Металл с этих изделий возвращался в кузницу, так как был дорог. Только черепки глиняной и фарфоровой посуды и чугуна бросали на дорогу для мощения. 

61. Эстетический аспект  природопользования  и его значение.

Творение Божие, мир, окружающий нас, не только мудро устроенный, отлаженный и таинственно управляемый механизм, но и прекрасное, радующее красотой создание. Красота – неотъемлемое качество Божьего творения. “Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася” (Пс. 92.1). В пс. 103.1 ”Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси”. Здесь мы читаем о том, что Бог окружен любящими Его тварями, ангелами, душами святых, допущенными к Богообщению людьми на земле. О них говорится, что ”близки к Богу”. Это окружение непрестанно славит Бога и молитва – исповедание окружает Его. Также Его окружает и красота всего тварного. Православные христиане во все века исполняли завет об украшении Земли. В тринадцатом веке безвестный писатель Владимирской Руси своё ”Слово о погибели Русской земли…” начинает словами: «О светло светлая и красно украшена земля Русская!». Красота помогает любить. Человек так устроен, что ему легче любить красивое. Но высшая любовь распространяется и на объекты лишенные внешней красоты. Итак, созданная Богом биосфера устроена премудро и прекрасно. Соединить функциональное совершенство какого-либо человеческого изделия с прекрасным его видом может только большой опытный мастер или слаженная группа мастеров. Такое совершенство мы видим в памятниках архитектуры, в изделиях народных ремесленников. Украшение выполняли  не по остаточному принципу, а обязательно, продумано. Так существовал в умах правителей и строителей генеральный план Москвы. В центре Кремль с «Иваном Великим». Радиальные улицы по дорогам к крупным городам. Кольцевые валы и улицы по ним. Наивысшая красота в богослужении: самые высокие здания – колокольни и соборы (Новгород, Псков), самые расписные интерьеры в храмах, самые красивые голоса – диаконы, самые лучшие художники – иконописцы. В крестьянском быту украшены были инструменты и упряж, фасады домов и ворота. С общинных работ, сенокосов и подобных возвращались с песней. Это давало хорошее настроение, снимало усталость. К работе относились, как к послушанию перед Богом. Работать надо было красиво. 

62. Объект, изучаемый  экологией культуры, её цели и методы.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Новая теория им была блестяще использована в борьбе с природопреобразующим проектом переброски северных рек в Каспийское море, которую русская интеллигенция провела против партийной бюрократии в 1982-1986 г.г. и выиграла большим напряжением сил. Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Всякая наука имеет три отличительные особенности: объект, метод и цель – выделяющие ее из среды других наук. Объектом экологии культуры является культура в целом, во всех ее проявлениях. Верование, мысль, слово, дух или религия, наука, поэзия, музыка, а также мастерство в самом широком смысле слова – вот объекты экологии культуры. Под мастерством здесь надо понимать зодчество, систему земледелия, скотоводства, охоты и рыболовства, систему воспитания и обучения детей, обряды жизненного уклада. Все эти явления составляют многоуровневую мегасистему тесно взаимосвязанную и, что более ново, выстроенную народом на материальной среде его Родины. Отсюда понятна ностальгия культурного человека, хранящего в себе культуру, но оторванного от родной земли. Не случайна глава экология культуры появилась в книге ”Земля родная”. Метод экологии культуры – экологический. Д.С. Лихачев обозначал для нас единство культуры и предложил применить к культурному пространству экологический метод системного анализа многоуровневой мегасистемы, разработанный в экологии на протяжении полутора сотен лет для объектов биосферы. Цель экологии культуры Д.С. Лихачев, показал на примере борьбы за сохранение культуры и природы севера, борьбы  против включения Соловков в гигантскую стройку гидросооружений, борьбы против затопления долины р. Онеги с ее памятниками археологии и архитектуры, с сёлами, хранящими  остатки народных верований, обычаев, обрядов, которые должны были потонуть в море нахлынувшей на север толпы строителей с Кавказа и Средней Азии. Цель экологии культуры аналогична цели экологии. Если экология служит теоретической базой многих наук об охране и рациональном использовании обществом природной среды, ее разнообразных ресурсов, включая красоту, то экология культуры является теоретической основой сохранения культуры во всем культурном пространстве, включая памятники архитектуры и культурные ландшафты. 

63. Основные понятия  экологии культуры.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Культурное пространство также характеризуется пространственно-временными координатами, то есть временем и областью на земле, где данная культура развивается и существует или существовала на родной ”почве”. Кроме того, имеется множество координат, характеризующих состояние носителей культуры. Здесь необходимо подчеркнуть, что носителями ее является не только население, но и биотопы и биоценозы. Ю.А. Веденин (1997) ввел понятие “культурный ландшафт”. Культурный ландшафт – это целостный и взаимосвязанный комплекс вещества, энергии и информации, сформировавшийся при взаимодействии человека и природы при доминирующей роли интеллектуально-духовной деятельности человека. Население, его численность, занятость, возрастной и национальный состав и другие социальные признаки также являются осями многомерного культурного пространства. Культурное пространство – это область, где может находиться только одна культура. По некоторым осям области культур могут пересекаться. Например, на территории многонационального государства, как в Турции, наряду с турецкой мусульманской культурой существует христианская греческая. Они совпадают по площади распространения культуры, но носители их разные. В связи с этим примером, что оси законодательного и экономического устроения общества – существенные оси в культурном пространстве. Итак, культура во всем своем многообразии существует в пространстве признаков. Она привязана к месту и народу, как носителям культуры. Отсюда следует, что культура может быть только национальной, привязанной к национальной территрии. Мировая культура человечества есть совокупность мировых культур. Создание сплава культур в виде единой культуры, в которой смешаны черты культур разных народов дело бесперспективное. Если не удалось создать общий язык эсперанто, то создание общей культуры следует считать делом совершенно бесперспективным. В экологии культуры по аналогии с экологией в качестве косной части в гиперсистеме Культура работает материальная природная и антропогенная среда человека, включающая неживую и живую природу, сооружения, инструменты и другие изделия, короче, всё кроме общества, что окружает людей и влияет на их психику. Продуцентами являются народные массы, которые работают в этой среде, создают материальные объекты культуры. К ним относятся, как здания, так и хлеб, так как изготовление хлеба от поля до стола есть культурный процесс. Народные массы на протяжении веков создают также музыкальные, изобразительные, языковые, воинские и другие основы национальной культуры. В культуре роль консументов выполняет интеллектуальная часть общества – творческая интеллигенция, к которой необходимо относить не только артистов и художников, но также ученых и всех других членов общества, обязанных творчески выполнять свою работу, например, военных и политиков. Этот слой народа на основах национальной культуры надстраивает высший её ярус, создаёт произведения, определяющие лицо национальной культуры. 

64. Основные теоретические положения экологии культуры.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Основные теоретические положения экологии культуры, по Д.С. Лихачёву, следующие: 1) системность культуры, которая видна из взаимосвязи её отдельных ветвей (музыки, архитектуры, литературы, агрокультуры, ремесел и др.), а так же из взаимосвязи культур родственных народов (эти мысли пронизывают всё его творчество последних лет); 2) базирование национальной культуры как идеального на материальном носителе – народе; 3) возможность существования народа как носителя традиционной культуры только в сохранных природных условиях национальной территории. Отсюда Д.С.Лихачев выдвигал три принципиальных условия сохранения культуры: 1) оседлость народа – носителя культуры, то есть существование большинства семей в родной местности на протяжении жизни многих поколений, 2)сохранение природной и антропогенной среды, 3)отсутствие значительного притока мигрантов. Не следует думать, что он был против миграции. Он категорически был против национализма. Считал его позорным для великого народа, который на протяжении тысячелетия ассимилировал пришельцев со всех четырех стран света, радовался принятию ими православия и награждал высшим почётом, прославляя в лике святых от праведного Петра, царевича ордынского до преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Д.С. Лихачёв выступал за ограничение миграции таким потоком, который может растворяться в лоне русской культуры без искажения языка и обычаев, тем более без создания в России гнездовий иной культуры. Церковь идёт по этому пути. Она имеет в своих рядах не мало этнических иноплеменников, воспринявших русское православие. 

65. Связь экологии  и экологии культуры.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Новая теория им была блестяще использована в борьбе с природопреобразующим проектом переброски северных рек в Каспийское море. Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Объектом экологии культуры является культура в целом, во всех ее проявлениях. Метод экологии культуры – экологический. Д.С. Лихачев предложил применить к культурному пространству экологический метод системного анализа многоуровневой мегасистемы, разработанный в экологии на протяжении полутора сотен лет для объектов биосферы. Цель экологии культуры Д.С. Лихачев, как нельзя лучше, показал на примере борьбы за сохранение культуры и природы севера. Цель экологии культуры аналогична цели экологии. Если экология служит теоретической базой многих наук об охране и рациональном использовании обществом природной среды, ее разнообразных ресурсов, включая красоту, то экология культуры является теоретической основой сохранения культуры во всем культурном пространстве, включая памятники архитектуры и культурные ландшафты. Ю.А. Веденин (1997) ввел понятие «культурный ландшафт». «Культурный ландшафт – это целостный и взаимосвязанный комплекс вещества, энергии и информации, сформировавшийся при взаимодействии человека и природы при доминирующей роли интеллектуально-духовной деятельности человека». Итак, культура во всем своем многообразии существует в пространстве признаков. Она привязана к месту и народу, как носителям культуры. Корни культуры растут из экотопа. Культуры народов различны, и различия эти вытекают из различия природных условий, не в деталях, а в общих чертах. Например, природа Монголии сурова. Обитаемое пространство расположено между зоной вечной мерзлоты в Сибири и зоной песчано-каменистой пустыни Гоби. Экосистемы здесь неустойчивы, по многим факторам они находятся в состоянии, близком к стрессовому. Температура, влажность воздуха, ветровая эрозия почвы исключают здесь успешное земледелие. Короткое зеленое лето постепенно движется с юга на север. Когда на юге наступает иссушающая жара, на севере травы входят в зрелую пору. Потому культура монголов кочевая. В стране высокая сейсмичность: из 5-ти сильнейших землетрясений за XX век в Монголии было 2-а. Юрта – самое сейсмостойкое сооружение в мире, к тому же приспособленное для кочевья. Быт семьи, одежда приурочены к кочевому образу жизни. Верховая езда, преимущественно мясной стол, привычка убивать животных на пищу, переносить голод и переживать массовый падеж скота сложили человеческий характер монголов. Малочисленность и разобщенность населения ввели обычай гостеприимства, обычай приветствовать друг друга при встрече. Более того, при встрече на тропе сходить с лошадей, раскуривать общую трубку. Русская нация сложилась на просторах Русской равнины, обширных и малонаселенных до сих пор. Пригодность среды для землепашества и скотоводства, наличие леса для строений и топлива определили оседлый образ жизни. Совместное проживание привело к формированию общинного хозяйства, которое было возрождено после реформы 1861 г. и после Столыпинских реформ в колхозной форме. Общинное жительство создало обычаи хорового пения, хороводов-танцев, строительства храмов сообща для общего пользования, взаимопомощь при катастрофе в отдельной семье. Обширность пространств, трудность путей закалила характер, но и создала понятия ”свой и  чужой”. Потому для объединения нации вокруг Москвы потребовалось несколько столетий. Монголы же были объединены Чингиз-ханом (Темучином) при жизни одного поколения. Несомненно, национальные литература, живопись, театр во многом выражают особенности природных условий, в которых протекает жизнь нации. Отсюда следует, что культура может быть только национальной, привязанной к национальной территории. Мировая культура человечества есть совокупность мировых культур. Создание сплава культур в виде единой культуры, в которой смешаны черты культур разных народов дело бесперспективное. Если не удалось создать общий язык эсперанто, то создание общей культуры следует считать делом совершенно бесперспективным. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"