Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:42, шпаргалка
1. Классическое определение экологии.
2. Неклассическое современное определение экологии.
3. Объекты классической экологии и современной экологии.
4. Цель экологии в общенаучном и православном понимании.
5. Книга Бытия об отношении человека к природе.
6. Псалтирь об отношении человека к природе.
7. Системность и единство мира, краеугольные камни современной экологии.
8. Какие науки обобщает современная экология, и в каких их частях.
9. В чём реально выражается единство мира, и какое значение это имеет для объектов экологии.
10. Ядро Земли. Его строение, состав и значение для биосферы.
11. Мантия Земли. Её строение, состояние и состав. Её значение для биосферы.
12. Земная кора. Её состав. Процессы, в ней протекающие и их значение для человека и биосферы.
13. Минералы и их экологическое значение.
14. В чём уникальность планеты Земля, как дома для человечества.
15. Строение молекулы воды и его экологическое значение.
16. Межмолекулярные связи в воде и их экологическое значение.
17. Химические и физико-химические свойства воды.
18. Капиллярность и её значение для растений, почв и грунтов.
19. Теплофизические свойства воды и их экологическое значение.
20. График изменения плотности воды и льда в зависимости от температуры и его экологическое значение.
21. Вода как средство наказания людей в Библии.
22. Современные стихийные бедствия, вызванные движением воды.
23. Вода в таинствах и обрядах православной Церкви.
24. Поверхностные воды гидросферы и их экологическое значение.
25. Подземные воды на континентах и их экологическое значение.
26. Состав тропосферы и её значение для биосферы.
27. Строение атмосферы Земли и значение для биосферы её слоев, расположенных над тропосферой.
28. Круговорот воды в природе и участие в нём атмосферы.
29. Атмосферные процессы полезные для биосферы и вредные, карающие.
30. Пророк Давид назвал небо кожей, простертой над Землёй. Что общего у живой кожи с атмосферой?
31. Определение «биосфера».
32. Верхняя и нижняя границы биосферы.
33. Формальные признаки живого организма.
34. Мнение св. Луки (Войно-Ясенецкого) о наличии души у растений. На чем оно основано?
35. Классификация живых организмов и порядок их появления на земле по данным науки
и по главе 1 книги Бытия.
36. Состав и строение животной и растительной клетки.
37. Два надцарства в биологической классификации, время их появления на земле и экологическое значение.
38. Царства в биологической классификации, их особенности и экологическое значение.
39. Определение экосистема и примеры.
40. Определение биом и примеры.
41. Липидная цепь и её значение для чистоты земли.
42. Экологическая пирамида.
43. Соотношение божественной и человеческой воли в управлении экосистемами.
44. Пояснить на основе священного писания права человечества в отношении биосферы и конкретных людей в отношении отдельных экосистем.
45. Назовите некоторые законы, по которым функционирует биосфера.
46. Сущность закона поддержания стабильной численности популяции в экосистеме.
47. Значение сохранения численности популяции в экосистеме для сохранения
экосистемы.
48. Определение понятия «экологическая ниша».
49. Закон лимитирующего фактора.
50. Священное Писание и искусство о красоте биосферных объектов. Духовное значение
красоты.
51. Два назначения видового многообразия в экосистемах.
52. Понятие интродукции и связанные с ней опасности.
53. Понятие первичной и вторичной сукцессии.
54. Агроценоз и его отличие от природного биоценоза.
55. Основные задачи экологии с общенаучной и православной точек зрения.
56. Экологический кризис современности. В чём он конкретно выражается?
57. Основные причины экологического кризиса.
58. Пути преодоления кризиса с общенаучных позиций.
59. Православный подход к преодолению экологического кризиса.
60. Русские православные традиции природопользования и сохранения природы.
61. Эстетический аспект природопользования и его значение.
62. Объект, изучаемый экологией культуры, её цели и методы.
63. Основные понятия экологии культуры.
64. Основные теоретические положения экологии культуры.
65. Связь экологии и экологии культуры.
66. Православное природопользование с примерами из национального опыта
Экологический кризис
связан не столько с ростом населения,
сколько с ростом потребления в развитых
странах. Так, потребление нефти на 1990
г. составляло на душу населения в год
в Северной Америке (США, Канада, Мексика,
Куба) 7,5 т/год, в Европе 3,5 т./год; СССР 5
т./год, Лат. Америке 1 т./год, Азии 0,8 т./год,
Африке 0,5 т./год. Повышенное потребление
в СССР связано с потребностями отопления
и транспорта, что обусловлено климатом
и расстояниями. Отчасти этот коэффициент
должен быть применен и к Северной Америке.
Европейцы и американцы во всём мире пропагандируют
сдерживание роста населения методом
«планирования семьи». Они запугивают
возможностью глобального голода в связи
с нехваткой сельхозпродуктов, поскольку
площадь сельхозугодий ограничена, а рост
населения не ограничен. Но опыт Китая
показывает, что в стране с населением
1,3-1,5 млрд. человек все сыты после отмены
коммунистических методов ведения хозяйства.
В Европе и России мировое сообщество
борется за сокращение сельскохозяйственного
производства, ввиду конкуренции производителей
Германии, Испании с производителями восточноевропейских
стран. То есть потенциал производства
продуктов питания при населении 6,5 млрд.
чел. велик и рост населения возможен.
Пути решения демографической
проблемы, предлагаемые новой экологией
это сокращение рождаемости и пропаганда
опыта Европы по поддержанию численности
населения. Европейцы и американцы во
всём мире пропагандируют сдерживание
роста населения методом «планирования
семьи». Мы должны видеть пути преодоления
кризиса не столько в сокращении роста
рождаемости, сколько в сокращении, ограничении
потребления. В рамках христианской идеологии
возможно ограничение рождаемости не
”медицинскими”, а моральными средствами.
Если до Рождества Христова завет ”плодитесь
и размножайтесь и наполняйте Землю”
действовал нераздельно, то в Новом Завете
эта статья закона дополнена новым содержанием.
Иоанн Креститель явил пример безбрачия
и по его пути последовали миллионы монахов
и монахинь. До него примеры безбрачия
явили некоторые пророки, как Илия. Матерь
Божия и Иосиф Обручник явили пример воздержания
в браке и сколько людей ему последовали
трудно сказать, но примеры такие известны.
Апостол Павел проповедовал безбрачие
для вдовцов, и вдов, но не для молодых
вдов. Он не считал обязательным замужество
для девиц, отменял тем ветхозаветный
обычай стремиться к замужеству. Этот
закон выполнялся в православной России.
Далеко не все сочетались браком, при этом,
разумеется, не допуская безбрачного сожительства.
Мы должны видеть пути преодоления кризиса
не столько в сокращении роста рождаемости,
сколько в сокращении и ограничении потребления.
60. Русские православные традиции природопользования и сохранения природы.
Возможность ограничения
потребления просматривается в
традициях русского национального
природопользования. Русский человек
сознавал себя между небом и землей. Это
отчетливо исповедовал мученик кн. Михаил
Черниговский и с ним мученик боярин Феодор,
воспитатель преп. Евфросинии Суздальской.
Они отказались поклониться тварному
огню и кусту, сознательно пошли на смерть.
Народ и князья запомнили их подвиг и следовали
в природопользовании их завету. Православные
люди не обожествляли природу, не делали
из нее заповедник, но использовали со
страхом Божиим. Этот страх диктовал три
принципа: - самоограничение потребностей,
- полное использование взятого у природы,
- украшение земли своим трудом. Самоограничение
- основа жизни монашества, а монахи в сознании
русском подвижники. Самоограничение
известно нам из житий Ушакова и Суворова.
Весь православный народ сильно ограничивал
себя постом – 16 недель. Кроме того был
ограничен сбор плодов: яблочный Спас,
медовый, ореховый. Ограничение охоты:
некрасовский дед Мазай спасал зайцев
весной и напутствовал:”Смотри, косой,
теперь спасайся, а чур, зимой не попадайся”
или ”Я их не бью ни весною, ни летом: шкура
плохая, линяет косой”. О рыбной ловле
на Кенозере рассказывал С.Н. Дурылин.
Когда он с учениками жил у крестьян, они
давали ему сеть с напутствием взять столько
рыбы, сколько надо на сегодня. Завтра
будет день и будет лов. Для сохранения
заливных лугов Рязанцы, ещё в начале XX
века из города на реку по лугу ходили
босяком, чтобы не тревожить травы. В повести
о святых Петре и Февронье Муромских имеется
свидетельство о сохранении хлебных крошек,
как великой ценности. Это пример полного
использования продукта. Об уборке сена
в 40-х-50-х годах на Оке: подбирали всё скошенное
до травинки. Чтобы выкосить всё до черной
земли, на лугах срезали кочки с осени.
По гладкой земле коса шла низко, оставляя
над корнем 1-2 см стебля травы. В русской
деревне не было помоек. Хозяйство было
безотходное. Скоту подстилали солому,
часть её шла на крыши. Остатки пищи не
выбрасывали, и даже воду после мытья посуды
отдавали скоту - помои. Все деревянные
изделия негодные для употребления сжигали,
а пеплом удобряли землю. Металл с этих
изделий возвращался в кузницу, так как
был дорог. Только черепки глиняной и фарфоровой
посуды и чугуна бросали на дорогу для
мощения.
61. Эстетический аспект природопользования и его значение.
Творение Божие, мир,
окружающий нас, не только мудро устроенный,
отлаженный и таинственно управляемый
механизм, но и прекрасное, радующее красотой
создание. Красота – неотъемлемое качество
Божьего творения. “Господь воцарися,
в лепоту облечеся: облечеся Господь в
силу и препоясася” (Пс. 92.1). В пс. 103.1 ”Господи
Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание
и в велелепоту облеклся еси”. Здесь мы
читаем о том, что Бог окружен любящими
Его тварями, ангелами, душами святых,
допущенными к Богообщению людьми на земле.
О них говорится, что ”близки к Богу”.
Это окружение непрестанно славит Бога
и молитва – исповедание окружает Его.
Также Его окружает и красота всего тварного.
Православные христиане во все века исполняли
завет об украшении Земли. В тринадцатом
веке безвестный писатель Владимирской
Руси своё ”Слово о погибели Русской земли…”
начинает словами: «О светло светлая и
красно украшена земля Русская!». Красота
помогает любить. Человек так устроен,
что ему легче любить красивое. Но высшая
любовь распространяется и на объекты
лишенные внешней красоты. Итак, созданная
Богом биосфера устроена премудро и прекрасно.
Соединить функциональное совершенство
какого-либо человеческого изделия с прекрасным
его видом может только большой опытный
мастер или слаженная группа мастеров.
Такое совершенство мы видим в памятниках
архитектуры, в изделиях народных ремесленников.
Украшение выполняли не по остаточному
принципу, а обязательно, продумано. Так
существовал в умах правителей и строителей
генеральный план Москвы. В центре Кремль
с «Иваном Великим». Радиальные улицы
по дорогам к крупным городам. Кольцевые
валы и улицы по ним. Наивысшая красота
в богослужении: самые высокие здания
– колокольни и соборы (Новгород, Псков),
самые расписные интерьеры в храмах, самые
красивые голоса – диаконы, самые лучшие
художники – иконописцы. В крестьянском
быту украшены были инструменты и упряж,
фасады домов и ворота. С общинных работ,
сенокосов и подобных возвращались с песней.
Это давало хорошее настроение, снимало
усталость. К работе относились, как к
послушанию перед Богом. Работать надо
было красиво.
62. Объект, изучаемый экологией культуры, её цели и методы.
Экология культуры
– отдельная научная
63. Основные понятия экологии культуры.
Экология культуры
– отдельная научная
64. Основные теоретические положения экологии культуры.
Экология культуры
– отдельная научная
65. Связь экологии и экологии культуры.
Экология культуры
– отдельная научная