Право собственности на природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:04, реферат

Описание

Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.

Содержание

Введение
Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
Право государственной собственности на природные ресурсы
Право муниципальной собственности на природные ресурсы
Право частной собственности на природные ресурсы
Защита права собственности на природные ресурсы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат по экологическому праву Право собственности на природные песурсы.docx

— 54.25 Кб (Скачать документ)

- соблюдение при использовании  земельных участков требований  градостроительных регламентов,  строительных, экологических, санитарно-гигиенических,  противопожарных и иных правил, нормативов;

- недопущение загрязнения,  захламления, деградации и ухудшения  плодородия почв на землях  соответствующих категорий;

- иные обязанности, предусмотренные  законом.

Однако надлежащее выполнение собственником всего комплекса  возложенных на него обязанностей, особенно в отношении земель сельскохозяйственного  назначения, является достаточно обременительным  для собственника, заявившего об отказе от своего права на земельный участок, тем более что мотивом отказа чаще всего является именно не посильность бремени содержания земельного участка для конкретного собственника.

В этой связи на практике имеют место случаи, когда собственник  или владелец земли отказывается от прав на нее не посредством подачи соответствующего заявления в уполномоченные органы власти, а именно устраняясь от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить  какие-либо права на это имущество.

Таким образом, создается  ситуация, когда юридически собственник  у таких земель есть, но фактически земли являются брошенными, бесхозяйными.

В соответствии с действующим  законодательством данная ситуация имеет два варианта развития: либо эти земли могут быть приобретены  в собственность на основании  приобретательной давности, либо должны быть принудительно изъяты как не используемые по назначению на основании ст. 284 ГК РФ.

Для применения первого варианта необходимо наличие лица, которое  бы добросовестно, открыто, непрерывно владело земельным участком как  своим собственным в течение  установленного законом срока.

Второй вариант распространяется лишь на земельные участки, предназначенные  для сельскохозяйственного производства или жилищного или иного строительства  и не используемые по целевому назначению в течение трех лет, если более  длительный срок не установлен законом (в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован  по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование). Кроме того, ст. 286 ГК РФ, закрепляющая порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, предусматривает обязательное заблаговременное предупреждение собственника участка о допущенных нарушениях. А для этого необходимо установить его местонахождение, что зачастую сделать затруднительно или невозможно, поскольку местонахождение собственника может быть неизвестно. Кроме того, в соответствии со ст. 286 Гражданского кодекса РФ собственник участка должен изъявить свое согласие с решением об изъятии земельного участка. В противном случае возникший спор подлежит передаче на рассмотрение в суд. Если же местонахождение собственника неизвестно, то привлечь его в качестве ответчика в судебное заседание, надлежащим образом известив о месте и времени его проведения, будет также невозможно. Согласно п. 2 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ такой факт является безусловным основанием к отмене судебного решения. Таким образом, неиспользуемый земельный участок выбывает из оборота, поскольку собственнику он не нужен, а государство или муниципалитет не имеют правовых оснований изъять такой участок, не извещая об этом его собственника.

С установлением того, что земельный участок является бесхозяйным, на основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ такой участок может быть приобретен в муниципальную собственность.

Согласно нормам вышеуказанной  статьи бесхозяйный земельный участок  принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению  органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

Порядок постановки на учет бесхозяйных земельных участков регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства  РФ от 17 сентября 2003 г. N 580. Согласно п. 5 Положения к заявлению уполномоченного органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В дальнейшем, по истечении  года со дня постановки такого участка  на учет, орган, уполномоченный управлять  муниципальным имуществом, может  обратиться в суд с требованием  о признании права муниципальной  собственности на такой бесхозяйный  земельный участок.

Необходимо отметить, что  здесь указанно именно о праве, а не обязанности органа местного самоуправления заявить о намерении приобрести земельный участок в муниципальную собственность. Это право может быть либо реализовано муниципалитетом, либо приобретение такого земельного участка в собственность может быть признано нецелесообразным.

Таким образом, на сегодняшний  день законодательство не содержит норм, согласно которым муниципальные  образования приобретали бы право  собственности или иные права на земельные участки, находящиеся на их территории, автоматически после признания таких участков бесхозяйными.

Кроме того, рассматриваемые  судом дела о признании имущества  бесхозяйным и признании права  муниципальной собственности на такое имущество имеют ряд  особенностей, в том числе направленность действий суда на обнаружение отсутствующего собственника (лица, обладающего иным правом на вещь) с целью предоставления ему возможности заявить о  своем праве, а в случае неявки - создание предположения об утрате им права собственности и признание  права за заявителем.

Указанным целям служит и  публичное оповещение о переводе бесхозяйного имущества в муниципальную  собственность, предусматриваемое  нормативными актами органов местного самоуправления. Представляется, что  такое оповещение должно осуществляться путем публикаций в местных СМИ  с целью информирования наиболее широкого круга лиц.

Учитывая вышеизложенное, к периоду времени, в течение  которого земельный участок фактически не использовался собственником, добавляется  срок, необходимый для признания  земельного участка бесхозяйным, а  также время, затрачиваемое на обращения  в регистрационные и судебные органы, необходимое указанным органам  для рассмотрения данного вопроса  и принятия соответствующего мотивированного  решения.

Таким образом, земельный  участок фактически не используется и выбывает из хозяйственного оборота  на длительный срок, а также не получает должной охраны в качестве природного ресурса, что никак нельзя признать соответствующим основным принципам  земельного права и интересам  муниципального сообщества.

Основной задачей является вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных земельных участков в соответствии с такими принципами земельного права, как обязательное использование земельного участка согласно его целевому назначению.

Для этого следует наделить органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится  бесхозяйный земельный участок, ограниченным правом передавать такой  участок в срочное пользование  заинтересованным лицам.

Указанное право должно возникать  у соответствующих муниципальных  образований с даты регистрации земельного участка в качестве бесхозяйного уполномоченным органом по регистрации недвижимого имущества.

Предполагается, что такие  земельные участки могут использоваться в соответствии с предусмотренным  для них целевым назначением, в том числе для огородничества, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Кроме того, использование  земельных участков не должно создавать каких-либо обременений земельного имущества по истечении срока пользования (например, недопустимым следует считать возведение построек на земельном участке, хотя бы для такого земельного участка это не противоречило его разрешенному использованию).

Заинтересованные в использовании  бесхозяйных земельных участков лица будут приобретать право  безвозмездного срочного пользования  на соответствующие земельные участки  и получат возможность использовать их в течение определенного срока (представляется целесообразным, что  такой срок не должен устанавливаться  короче, чем период сельскохозяйственной активности в соответствующем регионе).

Указанное право пользования  может возникать на основании  заявления заинтересованных лиц (граждан  или юридических лиц) при условии  последующего использования указанных  земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

На время пользования  бесхозяйными земельными участками  землепользователь должен нести все обязанности, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ.

Платежи за землю, перечисляемые  землепользователем за отчетный период, должны поступать в местные бюджеты. Кроме того, реализация предложенного  проекта позволит обеспечить надлежащую охрану бесхозяйных земель и минимизировать риск загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв соответствующих  земельных участков.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что в собственности поселений, а также в собственности муниципальных районов могут находиться:

  • пруды, обводненные карьеры на территории поселения;
  • земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
  • пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района (ст. 50).

 

 Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов (ст. 51). 

Состав муниципальной  собственности на землю определяется ст. 19 Земельного кодекса РФ. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В собственность муниципальных  образований для обеспечения  их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной  собственности, в том числе за пределами границ муниципальных  образований.

Если недра в границах территории РФ являются государственной  собственностью, тодобытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в муниципальной собственности (ст. 1.2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах").

Водный кодекс РФ прямо  установил право муниципальной собственности на водные объекты. Согласно ст. 8 муниципальной собственностью являются пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, находятся соответственно в собственности муниципального образования, если иное не установлено федеральными законами.

Лесной кодекс РФ не устанавливает непосредственно право муниципальной собственности на леса.

В собственности муниципальных  органов могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

 

Право частной  собственности на природные ресурсы  

 

Необходимость ограничения  частной собственности на землю  поняли еще в Древнем Риме, где  сформировался классический юридический  институт - сервитут. В те времена  сервитут определялся как право  пользования чужой вещью, которое  устанавливалось для создания определенных выгод при эксплуатации определенного земельного участка или в пользу определенных лиц.

В дореволюционной России право сервитута до 1917 г. действовало  в законодательстве отдельных губерний. На остальной территории Российской империи существовало право участия  в пользовании и выгодах чужого имущества. После Октябрьской революции  институт частного земельного сервитута  из советского права исчез. Это было обусловлено установлением государственной  собственности на землю, в том  числе на земельные участки граждан  и юридических лиц, которым они  предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования. Вместе с  тем государство, как владелец земли  и других природных ресурсов, добровольно  ограничивало свое право собственности  в пользу интересов гражданских  и юридических лиц. Свободное  пользование государственными землями  заключалось в праве беспрепятственного прохода и проезда по ним.

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Информация о работе Право собственности на природные ресурсы