Право собственности на природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:04, реферат

Описание

Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.

Содержание

Введение
Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
Право государственной собственности на природные ресурсы
Право муниципальной собственности на природные ресурсы
Право частной собственности на природные ресурсы
Защита права собственности на природные ресурсы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат по экологическому праву Право собственности на природные песурсы.docx

— 54.25 Кб (Скачать документ)

Право собственности  на природные ресурсы

 

Введение

Понятие, содержание и формы  права собственности на природные  ресурсы

Право государственной собственности  на природные ресурсы

Право муниципальной собственности  на природные ресурсы

Право частной собственности  на природные ресурсы

Защита права собственности  на природные ресурсы

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конституция РФ закрепляет правовые гарантии для развития частной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы. Однако весьма значительным (по видам природных ресурсов, по охвату и объему территории) остается удельный вес государственной собственности. Действующее природоресурсовое законодательство (лесное, горное) допускает только государственную форму собственности на леса (лесной фонд), животный мир и недра (фонд недр). Право муниципальной собственности на водные объекты, по существу, ограничиваются небольшими и непроточными водоемами, не имеющими гидрологической связи с другими поверхностями водными объектами.

Управление охраной окружающей природной  средой и природопользованием – это совокупность правовых норм, регулирующих природоохранительную управленческую деятельность. Более конкретно управление означает урегулированную  нормами права деятельность государственных, муниципальных органов, частных управленческих структур и должностных лиц, призванную сохранить и улучшить окружающую природную среду, обеспечить охрану (защиту) природных ресурсов, рациональное природопользование, воспроизводство природных ресурсов, а также обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности и экологическую безопасность общества. По предоставленным полномочиям можно выделить следующие системы органов управления:

органы общей компетенции (общие органы управления);

специальные органы управления в области охраны окружающей природной  среды;

ведомственно - отраслевые органы охраны окружающей среды;

внутрихозяйственные органы;

общественные и частные  организации, занимающиеся природоохранительной   деятельностью;

международные организации  в области охраны окружающей среды.

Природные ресурсы – это  средства к существованию, без которых  человек не может жить и которые  он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые  мы используем непосредственно или  в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию  и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты. Некоторые  виды ресурсов, например минеральные, можно использовать только один раз (хотя некоторые металлы и могут  служить вторичным сырьем). Такие  виды ресурсов называются исчерпаемыми или невозобновимыми ресурсами. Они имеют конечные запасы, пополнение которых на Земле практически невозможно. Во-первых, потому что не существует таких условий, в которых они образовались миллионы лет назад, а во-вторых, скорость образования полезных ископаемых неизмеримо медленнее, чем расходование их человеком.

Другие виды ресурсов, такие, например, как вода, “возвращаются” природе снова и снова, сколько  бы мы их ни использовали. Эти ресурсы  называются возобновимыми или постоянными ресурсами. Они воспроизводятся в естественных процессах, происходящих на Земле, и поддерживаются в некотором постоянном количестве, определяемом их ежегодным приростом и расходом (пресная вода в реках, кислород атмосферы, лес и др.).

Часто бывает очень трудно провести границу между возобновимыми и невозобновимыми ресурсами. Так, например, растения и животные, если их использовать расточительно, не заботясь о последствиях, могут исчезнуть с лица Земли. Следовательно, в этом плане их можно отнести к невозобновимым ресурсам. С другой стороны, растительный и животный мир обладает способностью к самовоспроизведению и при разумном использовании может быть сохранен. Таким образом, в принципе эти ресурсы возобновимы.

То же самое можно сказать  и о почвах. При рациональном ведении  хозяйства почвы могут не только сохраняться, но даже и улучшаться и  повышать свое плодородие. С другой стороны, неразумное использование  почв приводит к падению их плодородия, а эрозия часто физически уничтожает почвенный слой, полностью смывая его. То есть, во многих случаях возобновимость или невозобновимость природных ресурсов определяется отношением к ним человека.

 

Понятие, содержание и формы права 

собственности на природные ресурсы

 

Право собственности на природные  ресурсы в юридическом аспекте  можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные  ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности  на природные ресурсы. Отношения  права собственности на природные  ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права  окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образует право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности  на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и  иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические  черты и формы собственности  на конкретные природные ресурсы, а  также особенности механизма  реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Под правом собственности на природные ресурсы  в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими  объектами собственности.

Субъективное право собственности  на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право  предопределяет использование находящихся  в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее  правило закреплено в ст. 36 Конституции  России: владение, пользование и  распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и  право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 собственник  природных ресурсов свободен в осуществлении  принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая  на него законодательством обязанность  обеспечения рационального использования  природных ресурсов, их воспроизводства  и охраны окружающей среды. Эта обязанность  практически означает, что в процессе природопользования, если собственник  сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие  требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто  встречается применительно к  государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

В настоящее время формы  права собственности на природные  ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля  и другие природные ресурсы могут  находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип  равных, одинаковых обязанностей по обеспечению  рационального использования природных  ресурсов и охране окружающей среды  для всех собственников.

 

Право государственной  собственности на природные ресурсы

 

Для современной экономической  системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Именно собственность в зависимости  от ее формы определяет характер общества, его экономические, социальные, правовые, политические основы.

Конституция РФ, Гражданский  кодекс РФ и отраслевые федеральные  законы основаны на признании существования  различных форм собственности на землю и иные природные ресурсы. Конституция РФ определяет, что природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности в зависимости  от их предназначения (п. 2 ст. 9). В соответствии со ст. 8 Конституции РФ все формы  собственности признаются и защищаются равным образом.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве  собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности  субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов  РФ) (п. 1 ст. 214). Земля и другие природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо муниципальных  образований, являются государственной  собственностью.

Природные ресурсы в отличие  от иных объектов собственности имеют  достаточно специфические свойства, что не могло не отразиться на формировании права собственности на них. Некоторые  природные объекты не имеют непосредственного  потребительского значения, их полезные свойства заключаются в самом  факте их существования. Природные  ресурсы, являясь собственностью, должны иметь характеристики, присущие имуществу, а именно: иметь оценочную стоимость  и государственную регистрацию  в качестве объектов собственности.

В ст. 129 ГК указано, что земля  и другие природные ресурсы могут  отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами  в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Это означает, что соответствующими законами в области природопользования те или иные виды природных ресурсов или их части могут быть выведены из гражданского оборота или ограничены в нем, введены ограничения в реализации этого права собственниками.

Право собственности на природные  ресурсы предполагает возможность  собственника по своему усмотрению их использовать, но в пределах и ограничениях, установленных законом. Даже если собственником  является государство, необходимо установление законодательных ограничений полномочий собственника природных ресурсов. Конституция  РФ определяет, что владение, пользование  и распоряжение природными ресурсами  осуществляется их собственниками свободно только в том случае, если это  не наносит ущерба окружающей среде  и не нарушает прав и законных интересов  иных лиц (п. 2 ст. 36).

Природные ресурсы в первую очередь являются основой жизни  и деятельности народов России и  поэтому нуждаются в регулировании  их рационального использования. Поэтому  преимущественно природные ресурсы  находятся в собственности государственной.

Государственная собственность  на природные ресурсы в России всегда была определяющей. Государству  принадлежала вся полнота и исключительность прав по владению, пользованию и  распоряжению природными богатствами, которая определяла целевое и  хозяйственное назначение объектов природы, устанавливала условия и порядок пользования ими, а также распределение и перераспределение природных объектов среди пользователей.

Бесспорно, что содержание права собственности, независимо от его субъекта, представляет собой  совокупность правомочий владения, пользования  и распоряжения. Однако объем и содержание правомочий могут быть различными. В частности, для государства в силу возложенных на него функций не существует запрещенных видов использования земель, законом предусматриваются особые основания возникновения права государственной собственности: национализация, реквизиция и конфискация. Государство как собственник в соответствии со ст. 236 ГК РФ наделено правом распоряжения собственностью, в том числе путем ее приватизации.

Что касается отдельных видов  природных ресурсов, то в настоящее  время в отношении их установлен различный правовой режим собственности.

Так, в отношении земли  определено, что граждане и их объединения  вправе иметь в частной собственности  землю, а условия и порядок  пользования землей определяются на основе закона (ст. 36 Конституции РФ). Реформа гражданского и земельного законодательства, направленная на становление рыночной экономики, продиктовала необходимость ликвидации монополии государственной собственности на землю и утверждение частной собственности на нее.

Конституция РФ провозглашает  право граждан России свободно пользоваться и распоряжаться землей, устанавливая только два ограничения: если это  не наносит вред окружающей природной  среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ст. 36). Лица, обладающие правом собственности на земельный  участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать  в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие  земли на основании закона не исключены  из оборота или не ограничены в  нем (ст. 260 ГК РФ).

Собственник земельного участка  имеет право использовать в установленном  порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке  общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также  закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ; возводить  жилые, производственные, культурно-бытовые  и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением  земельного участка и его разрешенным  использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (ст. 40 ЗК РФ).

Информация о работе Право собственности на природные ресурсы