Право собственности на природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:04, реферат

Описание

Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.

Содержание

Введение
Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
Право государственной собственности на природные ресурсы
Право муниципальной собственности на природные ресурсы
Право частной собственности на природные ресурсы
Защита права собственности на природные ресурсы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат по экологическому праву Право собственности на природные песурсы.docx

— 54.25 Кб (Скачать документ)

На собственника земли  возложены и соответствующие  обязанности, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и  принадлежностью к той или  иной категории земель и разрешенным  использованием, способами, которые  не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).

Сегодня частная  собственность на землю рассматривается законодателем как в определенной степени приоритетный вид права собственности. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность, за исключением тех участков, которые в соответствии с федеральным земельным законодательством не могут находиться в частной собственности (ст. 15 ЗК РФ).

Лесной фонд и расположенные  на землях обороны леса находятся  в федеральной собственности  и могут передаваться в собственность  субъектов РФ. В зарубежных странах  с развитой рыночной экономикой, как  правило, большая часть лесных земель находится в частной собственности  и только около 30% - в государственной. Вместе с тем многие авторы и сегодня  считают, что законодатель "проявил  достаточно благоразумия и уважения к историческим традициям и преемственности  в праве, закрепив в ст. 19 ЛК РФ приоритетность государственной собственности - федеральной  и субъектов федерации - на леса". Данную точку зрения разделил в свое время и Конституционный Суд РФ, указав, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах РФ и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

В собственности иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц  не могут находиться лесные участки, предусмотренные перечнем, утвержденным указом Президента РФ. Лесные участки, принадлежащие на праве собственности  гражданам и юридическим лицам, не подлежат переводу в земли иных категорий. Закреплены права и обязанности  собственников лесных участков, подобные правомочиям собственников земельных  участков.

Водный кодекс РФ, предусматривает, что водные объекты находятся  в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением  случаев, предусмотренных законом (ст. 8). В собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный  карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Водный кодекс РФ в прежней  редакции устанавливал в Российской Федерации государственную собственность, а муниципальная и частная  собственность допускалась только на обособленные водные объекты (ст. 34). Поэтому расширение видов искусственных  водных объектов, которые могут находиться в частной собственности, можно  назвать среди основных новаций  Закона.

Указанные объекты могут  отчуждаться в соответствии с  гражданским законодательством  и земельным законодательством  вместе с земельным участком, в  границах которого они расположены. При этом не допускается раздел земельных  участков, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Право собственности  на данные объекты прекращается одновременно с прекращением права собственности  на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены  такие водные объекты.

Находящиеся в государственной  или муниципальной собственности  объекты относятся к объектам общего пользования: любой гражданин  вправе бесплатно пользоваться ими  для личных и бытовых нужд, передвижения, пребывания, любительского и спортивного  рыболовства и причаливания плавучих средств.

Можно сказать, что в основном превалирует государственная собственность  на природные ресурсы. Поэтому государство  как легитимный представитель интересов  общества обязано выполнять полномочия, возложенные на него обществом, в  том числе по владению, пользованию  и распоряжению природными ресурсами  в его интересах. Использование  природных ресурсов с целью получения  большего дохода в бюджет не является исключением и для государства - как субъекта права собственности. В настоящее время для России продажа природных ресурсов, в  основном на внешний рынок, является определяющим фактором развития экономики  государства и выполнения его  социальных функций. Поэтому с целью  сохранения природно-ресурсного потенциала страны и обеспечения экологической  безопасности необходимо законодательное  ограничение полномочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, в том числе и государством.

Животный мир  в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Российская Федерация  обладает суверенными правами и  осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной  экономической зоне  Российской  Федерации  в  отношении  объектов  животного  мира в порядке,   определяемом   настоящим   Федеральным   законом,   другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

     Разграничение  государственной  собственности   на  животный мир на федеральную  собственность  и   собственность   субъектов   Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

     Вопросы владения,  пользования,  распоряжения животным  миром  на территории   Российской  Федерации  относятся  к  совместному  ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К объектам животного мира  нормы  гражданского  права  касающиеся имущества,  в том числе продажи,  залога и других сделок,  применяются постольку,  поскольку это допускается настоящим Федеральным законом  и иными федеральными законами.

     От имени  Российской Федерации и  субъектов   Российской  Федерации права   собственника   осуществляют   органы  государственной  власти, указанные в настоящем Федеральном законе,  в  рамках  их  компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

     Правительство  Российской Федерации по согласованию  с  субъектами Российской Федерации,  исходя из принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации,  настоящем Федеральном законе,  иных федеральных законах,  а  также  в  нормах  международного  права,  может  относить определенные объекты животного мира к федеральной собственности.

     Отношения  по   владению,  пользованию   и  распоряжению  объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той  мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

     Объекты животного  мира, изъятые из среды обитания  в установленном порядке,  могут находиться в частной,  государственной,  муниципальной или иных формах собственности.  Отношения по владению,  пользованию  и распоряжению     такими     животными     регулируются     гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также  законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами   субъектов Российской Федерации.

Государственная собственность на недра, включает участки недр, содержащие в недрах полезные ископаемые, геологическую информацию и недвижимое горное имущество. Доказывается, что добытые полезные ископаемые также должны находиться в государственной собственности.

Законом "О недрах" установлена  исключительно государственная  собственность на недра, под которой  понимается совместная собственность  Российской Федерации и ее субъектов. Поскольку механизм совместной собственности и совместного ведения в российском законодательстве не разработан и вряд ли будет разработан в ближайшее время, то первое, что практически необходимо решить, - это разграничить государственную собственность на недра на федеральном и региональном уровнях с возможным выделением объектов муниципальной собственности.

 

Право муниципальной  собственности на природные ресурсы

В современной правовой науке  вопрос о возможности признания  бесхозяйным такой разновидности  имущества, как земельные участки, стал предметом множества публикаций и теоретических изысканий.

До принятия действующего Земельного кодекса в  юридической  науке не существовало единого мнения относительно возможности применения к земельным участкам режима бесхозяйного имущества и, как следствие, - возможности  приобретения муниципальным образованием права собственности на такие  земельные участки.

Многие утверждали, что к земле такой режим не может быть применен, так как, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно указанному мнению делался вывод, что в Российской Федерации не существует бесхозяйной земли. Однако справедливым представляется мнение, в соответствии с которым указанная норма дает лишь определение государственных земель и не является основанием возникновения права государственной собственности на землю. Пункт 2 ст. 214 ГК РФ лишь констатирует, что на момент принятия Гражданского кодекса РФ в государственной собственности находятся земельные участки, не переданные в собственность граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

С момента вступления в  силу Земельного кодекса РФ было установлено, что при отказе от права собственности  на земельный участок этот земельный  участок приобретает правовой режим  бесхозяйной недвижимой вещи, порядок  прекращения прав на которую устанавливается  гражданским законодательством.

Также, согласно ст. 25 ЗК РФ признает возможность возникновения прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством. Таким образом, Земельный кодекс в настоящее время дает все основания применять ст. 225 ГК РФ к возникновению права собственности на бесхозяйные земельные участки.

В ст. 225 ГК РФ предусматривает три основания признания вещи бесхозяйной. В первом случае бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, во втором - вещь, собственник которой не известен, и в третьем - вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и  природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек  зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Также невозможны и случаи, когда собственник имущества  был бы неизвестен, поскольку если право на земельный участок когда-либо возникло, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке, а если право не зарегистрировано, то оно  не могло возникнуть.

Таким образом, Земельный  кодекс РФ предусмотрел лишь одно из названных  в ст. 225 ГК РФ оснований признания  земельного участка бесхозяйным - отказ  собственника от прав на земельный  участок. Необходимо отметить, что таким  собственником может выступать  лишь физическое или юридическое  лицо, так как законодательством  не предусмотрена возможность отказа от права собственности на землю  публичными образованиями.

В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или  юридического лица от права собственности  на принадлежащий ему земельный  участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении  этого участка до приобретения права  собственности на него другим лицом.

Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ  граждан и юридических лиц  от осуществления принадлежащих  им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, таких как:

- использование земельных  участков в соответствии с  их целевым назначением и принадлежностью  к той или иной категории  земель и разрешенным использованием  способами, которые не должны  наносить вред окружающей среде,  в том числе земле как природному  объекту;

-сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществление мероприятий  по охране земель, соблюдение  порядка пользования лесами, водными  и другими природными объектами;

- своевременное начало  использования земельных участков  в случаях, если сроки освоения  земельных участков предусмотрены  договорами;

- своевременное внесение  платежей за землю;

Информация о работе Право собственности на природные ресурсы