Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:47, контрольная работа

Описание

Экологическое правоотношение: понятие, структура, особенности
Объектом правового регулирования со стороны государства являются соответствующие социальные отношения. Будучи урегулированными нормами права, данные отношения приобретают качественно иной, правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.

Содержание

Экологическое правоотношение: понятие, структура, особенности
Административная ответственность за экологические правонарушения
Тенденции развития экологического законодательства РФ.
Задача 1
Задача 2
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

эк право вариант 5.docx

— 45.55 Кб (Скачать документ)

Центральным звеном в системе  экологического права являются нормы, закрепляющие право на благоприятную  окружающую среду. Данное неотъемлемое право каждого человека нуждается  в эффективной защите со стороны  государства, которое обязано создавать  условия для его реализации. Несмотря на установленное Конституцией РФ право  судебной защиты нарушенных прав, в  том числе права на благоприятную  окружающую среду, граждане редко защищают свои экологические права.

Такая ситуация сложилась  не из-за того, что экологические  права человека в России не нарушаются, а, скорее, потому, что это те права, которые их обладатели так и не научились отстаивать. Отчасти это  обусловлено объективными факторами, поскольку экологические права  человека - относительно молодое поколение  прав человека, которое получило закрепление  в международных и национальных документах лишь во второй половине прошлого столетия. Кроме того, слабая защищенность третьего поколения прав человека, к которому и относится право  на благоприятную окружающую среду, обусловлена общими отрицательными тенденциями в сфере реализации прав человека во всем мире. Существенные изменения международной обстановки, а также кризисные явления  в финансово-экономической системе  мировой экономики - факторы, снижающие  эффективность защиты прав человека.

 Немаловажным фактором, влияющим на механизм реализации  экологических прав человека, является  правовая культура общества, человека. В России "практика реализации  и защиты экологических прав  населением, общественными объединениями,  отдельными гражданами формируется  с большим трудом. Усвоение правовых  ценностей происходит на уровне  правовой психологии, однако в  осознании гражданами своих экологических  прав преобладают искаженные  правовые стереотипы, которые и  мотивируют юридически значимое  поведение - преобладающе пассивное  по отношению к своим правам, а часто и неправомерное" 

Невысокая эффективность  реализации экологических прав обусловлена  также несовершенством отдельных  правовых предписаний экологического законодательства. Так, в действующем  экологическом законодательстве Российской Федерации отсутствуют четкие критерии определения "благоприятности" окружающей среды, что приводит к неоднозначному пониманию содержания субъективных экологических прав, к трудностям в правоприменительной практике в процессе защиты указанной группы прав человека.

 Все вышесказанное  актуализирует необходимость совершенствования  экологического законодательства  как в части создания правовых  условий для повышения активности  граждан в сфере защиты экологических  прав, так и в части определения  однозначных характеристик основополагающего  для понимания сущности экологических  прав термина "благоприятная  окружающая среда". 
Поступательное развитие экологического законодательства России на современном этапе невозможно без осуществления перехода на новую систему экологического нормирования, что должно стать инновационным направлением государственной экологической политики.

 Нормирование в области  охраны окружающей среды - один  из способов государственного  регулирования воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую  среду. Задачи нормирования заключаются  в обеспечении условий для  сохранения благоприятной окружающей  среды, рационального природопользования, воспроизводства природных ресурсов, защиты экологических прав человека.

 Основные требования к нормированию в области охраны окружающей среды устанавливает гл. V Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Кроме того, правовое регулирование вопросов экологического нормирования осуществляется Федеральными законами от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и др. К тому же на данный момент сформирован массив подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологического нормирования. Однако, несмотря на обширный перечень действующих в стране нормативных правовых актов, сложившаяся система природоохранного нормирования не решает главную задачу, а именно не способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду со стороны субъектов хозяйственной и иной деятельности.

 Установившаяся в Российской Федерации система экологического нормирования базируется на методической и эколого-экономической основе, сформированной в 1980-х гг., которая остается практически неизменной до настоящего времени. Кроме того, система экологического нормирования не подкреплена эффективными экономическими методами стимулирования субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях снижения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

 Практика реализации норм экологического права, регламентирующих вопросы экологического нормирования, свидетельствует о наличии пробелов и устаревших правовых предписаний, не позволяющих обеспечить прозрачность процедуры экологического нормирования, снижение затрат природопользователей на получение индивидуальных разрешений на негативное воздействие на окружающую среду, использование новых малоотходных и безотходных технологий.

 Решению указанных задач будет способствовать переход на систему нормирования воздействия на окружающую среду на основе апробированных и позитивно зарекомендовавших себя в странах Европейского союза технологий. 
Реализация данного механизма возможна путем установления перечня наилучших существующих (доступных) технологий для каждой отрасли экономики и разработки на их основе технологических нормативов воздействия на окружающую среду. Однако отметим, что для внедрения системы нормирования на основании таких технологий потребуется установление длительного переходного этапа, на протяжении которого должна применяться смешанная система экологического нормирования, включающая в себя систему нормирования на основании индивидуальных разрешений и систему нормирования, основанную на применении наилучших существующих технологий.

 Задача экологического права и законодательства в данном случае будет заключаться в закреплении новых правовых требований к субъектам и объектам нормирования в области охраны окружающей среды, в определении новой процедуры нормирования, а также в установлении правовых стимулов использования новых малоотходных и безотходных технологий субъектами хозяйственной и иной деятельности.

 В целях повышения эффективности решения экологических задач необходимо совершенствовать правовое регулирование организации и проведения экологического контроля в Российской Федерации.

 В 2008 г. приняты важные нормативные правовые акты в области государственного экологического контроля, определившие перечень лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, и единый федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный экологический контроль. В 2009 г. утверждены Правила осуществления государственного экологического контроля, определены объекты, подлежащие федеральному экологическому контролю. Тем не менее в данной сфере правового регулирования имеется ряд проблем, для решения которых, по нашему мнению, необходимо завершить процедуру разграничения объектов, подлежащих государственному экологическому контролю, а также повысить уровень государственной защиты лиц, осуществляющих государственный экологический контроль. 
Необходимо восстановление института муниципального экологического контроля, впервые упомянутого в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" 2002 г. С 1 января 2006 г. нормы об этом виде контроля из названного Закона были исключены, что не может позитивно сказаться на решении задачи охраны окружающей среды .

В настоящее время отсутствует  целостное правовое регулирование  общественного экологического контроля, что не позволяет расширить возможности  привлечения общественности к участию  в экологическом контроле, поощрять такое участие. Между тем именно общественный экологический контроль может существенно повысить оперативность  и эффективность государственного экологического контроля за счет проведения внеплановых проверок по обращениям экологических общественных организаций  и граждан. Для этого необходимо предусмотреть в законодательстве возможность участия заинтересованной общественности в проведении государственного экологического контроля, а также  последствия невыполнения обязанностей государственных и муниципальных  органов, их должностных лиц по рассмотрению природоохранных предложений и  сообщений общественности.

Следует отметить тенденцию  в развитии действующих экологизированных  законодательных актов, а именно усиление юридической ответственности  за совершение правонарушений в области  охраны окружающей среды. В частности, неединичны случаи законодательных  инициатив, направленных на усиление административной и уголовной ответственности  за совершение правонарушений в сфере  недропользования, лесопользования, охраны атмосферного воздуха. Законодательные  нововведения в основном касаются увеличения размеров наказания. В качестве основных аргументов для принятия подобных нововведений приводятся статистические данные о количестве выявленных экологических правонарушений. 
Однако модернизация законодательства должна происходить не только в целях усиления репрессивной функции государства, но и в целях выполнения превентивных мероприятий. Признавая в целом значимость решения задачи неотвратимости юридической ответственности за совершение экологических правонарушений, в ходе законодательного реформирования обязательно следует учитывать результаты правоприменительной практики для обоснования ужесточения правовых санкций, выявлять причины слабой исполняемости норм уголовного и административного законодательства.

 

Задача 1.

Павлов и Ветров были задержаны  при добыче рыбы на месте нереста. Они использовали электроудочки. Решите вопрос об ответственности.

Решение:

Ст.40 ФЗ «О животном мире»  от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ обязывает  пользователей животным миром осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром; соблюдать установленным правила, нормативы и сроки пользования животным миром; применять при использовании животным миром гуманные способы. В данном случае имеет место быть незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, совершенная с применением электротока как одного из способов массового истребления водных животных (рыбы) и совершенная в местах нереста, квалифицируемая по п. «б», «в» ч.1 и ч.3 (группа лиц по предварительному сговору) ст.256 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ. Электроудочки являются орудием совершения преступления, по своему действию они выдают особую частоту, которая приостанавливает работу сердца рыбы, в результате чего водным биоресурсам наносится серьезный ущерб и, в соответствии с ч.1 и ч.3 ст.81 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ, служат вещественным доказательством во время судебного разбирательства, а после вынесения приговора подлежат конфискации и уничтожению.

 

Задача 2.

Садоводческое товарищество огородило протекавший из леса ручей, превратив его в небольшой  водоем, и объявило его своей собственностью.Соответствуют  ли закону действия садоводческого товарищества?

Решение:

Согласно п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности  РФ федеральной собственности, за исключением  таких водных объекты как пруд и обводненный карьер - они могут  находиться и в иных формах собственности.

В том же ВК, в ст. 42, п. 3 - обозначено:

Работы по изменению или  обустройству природного водоема или  водотока проводятся при условии  сохранения его естественного происхождения, данные положения призваны положить конец произвольному запруживанию малых рек и ручьев, наблюдающемуся в период «коттеджного бума» и  завершающемуся присвоением «свежеиспеченных»  водоемов частными лицами.

Действия садового товарищества незаконны!

 

Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с изм. от 30.12.2008 г. // Российская газета.-1993.-25 декабря.-№ 13.
    2. Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008
    3. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 № 7 – ФЗ (в ред. ФЗ РФ 31.12.2005. № 199-ФЗ).// Российская газета.-12.01.2002.-№6.
    4. О землеустройстве: федеральный закон от 18.06.2001 № 78 – ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 18.07.2005 №87 - ФЗ).//Российская газета.-23.06.2001. - № 118-119.
    5. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ// СЗ РФ. 1998. N 29.
    6. О Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы": постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694// СЗ РФ. - 1999. - N 27.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.03.2006)//СЗ РФ.- 2002.- N 1 (ч. 1). - ст. 1.

8. Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ, с изм. от 15 апреля 1998 г. // СЗ РФ. -1995. - № 48.- ст. 4556.

9. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. -2002. - № 2.- ст. 133.

10. Административное право России: Учебник/ Б. Н. Габричидзе и др.- М.: ТК Велби, 2006.- 680 с.

11. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов.-М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.- 667 с.

 12. Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды).- М.: Юристъ, 2004.-213с.

13. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: Вводный. - М.: Юрайт-М., 2002. - 324 с. 
14. Тимошенко И.В. Административная ответственность: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.- 288 с.

15. Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Издательство "Экзамен", 2003.-164 с.

16. Большаков А.А. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 16.23 КОАП РФ//Современное право.- 2010.- № 7.-С.35-39.

17. Бланков А., Щеглова И. Административная ответственность за правонарушения в сфере предпринимательства. // Закон.-2011.- №9.- С.82-83.

18. Большаков А.А. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 16.23 КОАП РФ//Современное право.- 2009.- № 7.-С.35-39.


Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"