Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:47, контрольная работа

Описание

Экологическое правоотношение: понятие, структура, особенности
Объектом правового регулирования со стороны государства являются соответствующие социальные отношения. Будучи урегулированными нормами права, данные отношения приобретают качественно иной, правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.

Содержание

Экологическое правоотношение: понятие, структура, особенности
Административная ответственность за экологические правонарушения
Тенденции развития экологического законодательства РФ.
Задача 1
Задача 2
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

эк право вариант 5.docx

— 45.55 Кб (Скачать документ)

Статья 8.2 – повреждение (загрязнение) отдельных компонентов  окружающей среды вредными веществами, отходами. Целью статьи выступает  обеспечение административно-правовыми  средствами установленного нормативно-правового  порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного  воздействия их на окружающую среду. Сфера действия статьи очень обширна  и охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих, коммерческих и иных предприятий и объектов.

Признаки объективной  стороны статьи 8.3: транспортировка (перевозка), применение и хранение. Нарушение может быть совершено  на таких этапах обращения с пестицидами  и агрохимикатами, как их испытание, производство и так далее. Цель нормы - обеспечение порядка и безопасности при обращении с относящимися к опасным химическим веществам  средствами защиты растений и иного  обращения. Сфера действия нормы - деятельность предприятий и организаций, осуществляющих хранение, транспортировку и применение пестицидов, т.е. связанных с сельскохозяйственным производством, ведением лесного хозяйства.

Статья 8.4 состоит из трех частей, содержащих четыре формальных состава проступков. Цель статьи состоит  в усилении профилактических начал  охраны окружающей среды, обеспечении  надлежащего поведения лиц, связанных  с реализацией проектов хозяйственной  и иной деятельности, которая может  оказать негативное воздействие  на окружающую среду. Сфера её поэтому  очень широка и распространяется не только на субъектов, непосредственно  участвующих в процедуре государственной  экологической экспертизы (заказчики, эксперты, работники органов, уполномоченных на организацию проведения экспертизы, финансовых и кредитных учреждений, тех граждан, чьи интересы затрагиваются  или могут быть затронуты реализацией  проектов, особенно опасных).

В ст. 8.5 "Сокрытие или искажение  экологической информации" предмет  посягательства – это полная и  достоверная информация о состоянии  окружающей природной среды и  природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной  среды и природных ресурсов или  иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные  ресурсы, о радиационной обстановке и других объектах окружающей среды. Данная статья КоАПа РФ аналогична статье 237 УК "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей". Цель статьи – обеспечение социального контроля (от государственного до неформального, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания. Сфера действия статьи – промышленная, научно-техническая и иная, включая военную, деятельность должностных и недолжностных лиц, процессы различного рода и характера, в ходе которых могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды в целом или отдельных её элементов.

За использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению  земель и охране почв возможно привлечение  к административной ответственности  по ст.8.8 КоАП РФ.

4). Cт. 7.9 предусматривает ответственность за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; ч. 2 ст. 8.14 - за нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений.

5). Ответственность за  порчу земель установлена ст.8.6 КоАП РФ. Однако само понятие  "порча земли" не раскрыто  законодателем. Единственное объяснение  того, какое именно деяние следует  квалифицировать как "порчу  земли", можно найти только  в п.8 Определения основных понятий  видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта  1994 г. N 3-14-1/404, текст которого официально  опубликован не был. В соответствии  с данным Определением под  порчей и уничтожением плодородного  слоя почвы понимается частичное  или полное разрушение почвенного  покрова, характеризующееся ухудшением  его физического и биологического  состояния, а также снижением  (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

6). Система субъектов применения  административных взысканий отражает  сложность построения контрольно-надзорных  органов. Такие ведомства, как  Министерство сельского хозяйства  РФ и Министерство природных  ресурсов РФ, обладают полномочиями  по применению административных  санкций по целому ряду направлений.  Так, МПР выступает как орган  экологического контроля, охраны  вод, использования, охраны и  защиты лесного фонда, животного  мира и проч., где его функции  по выявлению и рассмотрению  дел об административных правонарушениях  пересекаются, возможно, дублируются  с полномочиями ФПС России, МСХ  РФ и др.

7). Важное положение содержится  в ст. 4.5, регулирующей давность  привлечения к административной  ответственности. По общему порядку  постановление по делу об административном  правонарушении не может быть  вынесено по истечении двух  месяцев со дня совершения  административного правонарушения. Но за экологические проступки,  видимо, учитывая их опасность  и сложность установления виновных  лиц, доказывания вины и других  обстоятельств, этот срок составляет  один год.

8). Санкции установлены  в основном в виде штрафа, хотя  в ряде случаев указана и  конфискация (ст. ст. 8.17 "Нарушение  регламентирующих деятельность  во внутренних морских водах,  в территориальном море, на континентальном  шельфе и (или) в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии"; 8.18 "Нарушение  правил проведения ресурсных  или морских научных исследований  во внутренних морских водах,  в территориальном море, на континентальном  шельфе и (или) в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации"; 8.19 "Нарушение правил  захоронения отходов и других  материалов во внутренних морских  водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и  (или) в исключительной экономической  зоне Российской Федерации"  и др.). Здесь предусмотрена конфискация  судна и иных орудий совершения  административного правонарушения. По ст. 8.37, устанавливающей ответственность  за нарушение правил пользования  объектами животного мира, могут  быть конфискованы орудия охоты,  лова, а по ст. 8.39 - продукция незаконного  природопользования и орудия  административного правонарушения, совершенного на особо охраняемой природной территории. Законодатель, к сожалению, не счёл нужным широко использовать в статьях главы 8 иные виды административных взысканий, например лишение специального права, предоставленного физическому лицу, которое предусмотрено только в ст. 8.37 в виде лишения права охоты на срок до 2 лет; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификацию (ст. 3.2 КоАП РФ "Виды административных наказаний").

Размеры штрафа определяются двумя способами (см. ст. 3.5) и выражаются, чаще всего, в величине, кратной МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом  на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Значительно реже они определяются исходя из стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения такового, например, в ст. 8.20 - из стоимости незаконно  переданных минеральных или живых  ресурсов континентального шельфа или  исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Следует констатировать, что, существующие штрафные санкции, установленные  административным законодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также  вреду, причиняемому окружающей природной  среде и обществу. Очевидно, что  одного только ужесточения санкций  недостаточно для того, чтобы значительно  улучшить экологическую ситуацию. Важная роль в этом принадлежит экологическому информированию и образованию, т.к. мероприятия, которые применяются  для улучшения экологической  ситуации, не будут эффективными без  активной поддержки населения.

 

  1. Тенденции развития экологического законодательства РФ.

 

Эффективное упорядочение общественных отношений, складывающихся в области  охраны окружающей среды, - важная задача, стоящая перед любым современным  государством. Поэтому экологические  отношения являются значимой сферой национального правового регулирования, а экологическое право - важнейшим  регулятором общественных отношений.

 Конституцией Российской Федерации установлен высокий уровень экологических требований, которые в настоящее время реализуются не самыми эффективными правовыми способами и средствами, что приводит к слабой защищенности такой основной группы прав человека и гражданина, как экологические права. Одна из причин сложившейся ситуации - отсутствие действенного механизма правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды в России. В связи с этим актуальными становятся вопросы о цели и задачах российского экологического законодательства, его проблемах и основных тенденциях развития, дефектах эколого-правового регулирования .

Основная цель экологического законодательства России - создание эффективной  правовой модели регулирования общественных отношений, складывающихся в области  охраны окружающей среды, адекватно  отражающей соотношение экологических  и экономических интересов общества, экологические приоритеты нашего государства. При этом совершенствование экологического законодательства должно быть увязано  с проводимыми в стране экономическими, социальными и иными реформами.

 Законодательные акты, образующие целостную систему  экологического законодательства, не только должны быть привязаны  к решению текущих, часто взаимоисключающих  друг друга задач в области  охраны окружающей среды, но  и призваны способствовать достижению  долгосрочных целей, основанных  на соблюдении экологических  приоритетов государства. При  этом архитектура экологического  законодательства, с одной стороны,  не может не следовать постулатам  развития современного российского  общества, а с другой стороны,  обязательно должна учитывать  закономерности развития естественных  экологических систем.

 Исходя из вышеобозначенной  цели эколого-правового регулирования,  можно сформулировать следующие  основополагающие задачи, стоящие  перед экологическим законодательством  на современном этапе его развития.

Одна из главных задач - создание оптимальных правовых условий  для реализации права каждого  на благоприятную окружающую среду  и выполнения обязанности каждого  сохранять природную среду, бережно  относиться к природным богатствам. Несмотря на то что указанная задача уже не одно десятилетие является первостепенной, приблизиться к ее решению до настоящего времени так  и не удалось, что свидетельствует  об отсутствии в арсенале действующего экологического законодательства оптимальных  правовых предписаний, создающих условия  для эффективного использования  экологических прав и исполнения экологических обязанностей.

 Не менее важной  задачей, стоящей перед экологическим  законодательством, является правовое  обеспечение снижения негативного  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую  среду. Решение указанной задачи  также до сих пор не найдено,  о чем красноречиво свидетельствует  стремительное ухудшение качества  окружающей среды: деградация  естественных экологических систем, изменение и (или) уничтожение  генетического фонда растений, животных  и других организмов, истощение  природных ресурсов и иные  негативные, часто необратимые процессы.

 К числу иных концептуально  значимых задач эколого-правового  регулирования следует отнести  создание правовых условий для  организации и развития системы  экологического образования и  воспитания, а также правовой  основы для формирования экологической  культуры; определение правовой  основы государственной политики  в области охраны окружающей  среды, обеспечивающей сбалансированное  решение социально-экономических  задач, сохранение благоприятной  окружающей среды, биологического  разнообразия и природных ресурсов  в целях удовлетворения потребностей  нынешнего и будущих поколений,  укрепления правопорядка в области  охраны окружающей среды. 
Опираясь на такой подход к пониманию цели и задач современного экологического законодательства, проведем анализ ключевых проблем и тенденций в развитии данной отрасли законодательства, на основании результатов которого сформулируем концептуальные направления совершенствования правового регулирования экологических отношений.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"