Юридическая ответственность в области экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:32, реферат

Описание

Юридическая ответственность выступает в качестве самостоятельного института экологического права и является важнейшим составным элементом правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.
Таким образом, можно определить, что ответственность в области экологии представляет собой совокупность правовых отношений между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившими экологическое правонарушение физическими и юридическими лицами, в которых при помощи правовых норм обеспечивается добровольное или принудительное соблюдение требований законодательства в области эффективного и рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения.

Содержание

1. Понятие и общая характеристика юридической ответственности в сфере экологии.
2. Понятие и состав экологического правонарушения.
3. Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за нарушение требований экологического законодательства.
4. Административная ответственность в области экологии.
5. Общая характеристика уголовной ответственности за экологические преступления.

Работа состоит из  1 файл

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.docx

— 31.12 Кб (Скачать документ)

-        нарушение прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду;

-        нарушение норм экологической безопасности;

-        нарушение требований законодательства Украины о проведении экологической экспертизы, в том числе представление заведомо ложного экспертного заключения;

-        невыполнение требований государственной экологической экспертизы;

-        финансирование, строительство и внедрение в производство новых технологий и оборудования без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

-        нарушение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, введении в действие, эксплуатации, ликвидации предприятий и других объектов;

-        превышение лимитов и нарушение других требований использования природных ресурсов;

-        самовольное специальное использование природных ресурсов;

-        нарушение сроков внесения платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды;

-        не проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного влияния на окружающую природную среду;

-        невыполнение распоряжений органов, которые осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей природной среды и создание препятствий их представителям;

-        невыполнение требований охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также территорий, которые подлежат особой охране, видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины и др.

Далее в  указанной статье определяется, что  законодательством Украины может  быть установлена ответственность  за иные нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.   

3. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И  ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Теперь необходимо рассмотреть каждый из перечисленных  выше видов юридической ответственности  за нарушение экологического законодательства.

Одним из таких  видов является дисциплинарная ответственность, которая выражается в наложении  администрацией предприятия, учреждения, организации взыскания на лиц, виновных в невыполнении функциональных обязанностей и других требований дисциплины труда, связанных с осуществление5м рационального  природопользования, охраной окружающей среды и обеспечением экологической  безопасности населения.

Порядок наложения  дисциплинарного взыскания за совершение экологического проступка регламентируется ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» и Кодексом законов  о труде Украины. Последний, в  частности устанавливает, что к  лицам, совершающим вышеуказанные нарушения в области экологии, могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий как:

-        предупреждение;

-        выговор;

-        строгий выговор;

-        увольнение с работы.

Также подчеркивается, что законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами предприятий  могут быть установлены иные виды дисциплинарных взысканий, такие как, например, перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение  в должности.

В свою очередь, ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» определяет, что  должностные лица и специалисты, виновные в нарушении требований охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической  безопасности по представлению государственных  органов охраны окружающей природной  среды в соответствии с решениями  их управленческих органов лишаются премии по основным результатам хозяйственной  деятельности полностью или частично. Порядок лишения премий определяется законодательством Украины.

Порядок наложения  и снятия дисциплинарного взыскания  урегулирован трудовым законодательством. В частности, при наложении такого взыскания должны быть учтены тяжесть  совершенного проступка, служебная  характеристика и поведение работника, а также другие обстоятельства. За каждое нарушение трудовой дисциплины налагается только одно взыскание. Законодательство определяет, что до наложения взыскания  от правонарушителя должно быть истребовано  объяснение. О наложении дисциплинарного  взыскания работнику объявляется  приказом под расписку. Этот приказ должен в обязательном порядке содержать  информацию о том, за какой проступок  и какое наказание накладывается.

Дисциплинарное  взыскание может быть применено  к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения (кроме  случаев болезни работника или  пребывания его в отпуске). Трудовые споры по поводу наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются в  установленном законом порядке  комиссией по трудовым спорам, а  также судом.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает  возможности применения к правонарушителю  других, более строгих мер ответственности, в частности, гражданской, административной, уголовной.

Одним из видов  юридической ответственности за экологические правонарушения является гражданско-правовая ответственность, которая заключается в возложении на правонарушителя обязанности  возместить потерпевшей стороне  ущерб, причиненный в результате нарушения требований экологического законодательства.

Таким образом, применение мер гражданско-правовой ответственности в сфере экологии связано в первую очередь с  причинением экологического вреда. В научной литературе под экологическим  вредом принято понимать любое ухудшение  состояния окружающей природной  среды, связанное с осуществлением экологически опасной деятельности, а также нарушением требований природоохранного законодательства. Этот ущерб проявляется  прежде всего в форме загрязнения  окружающей природной среды, порчи, уничтожении, повреждении, истощении  природных ресурсов, разрушения экосистем, а также способствует ухудшению  здоровья населения.

В Украине  порядок возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в  результате осуществления экологически опасной деятельности регламентируется Гражданским Кодексом Украины и  Законом «Об охране окружающей природной  среды». В частности, ст. 68 указанного закона определяет, что предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возмещать ущерб, причиненный  ими вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среде, в порядке и размерах, установленных  законодательством Украины.

Исходя из основных начал гражданского права, экологический вред подразделяется на имущественный и моральный. Порядок  возмещения имущественного вреда, причиненного окружающей природной среде в  процессе осуществления экологически опасной деятельности предусмотрен ст. 69 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», которая определяет, что ущерб, причиненный вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения взыскания  и не зависимо от платы за загрязнение окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов и далее подчеркивается, что лица, которым причинен такой ущерб имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению. В указанной статье также идет речь о том, что лица, которые владеют источниками повышенной экологической опасности, обязаны компенсировать причиненный ущерб гражданам и юридическим лицам, если не будет доказано, что ущерб возник вследствие стихийных природных явлений или неумышленных действий потерпевших.

Новым для  украинского экологического законодательства является возмещение морального вреда. Этот вред может заключаться в  нравственных переживаниях в связи  с отсутствием возможности продолжать активную общественную жизнь, с потерей  работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья, или в связи с заболеванием, возникшим и перенесенным в результате внутренних, нравственных переживаний. Моральный вред может возмещаться  наряду с имущественным и при  определении его размера суд  должен учитывать все обстоятельства каждого конкретного случая.  

4. АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

Одним из видов  юридической ответственности в  области экологии является административная ответственность, которая представляет собой возможность претерпевания  неблагоприятных последствий для  лиц, совершивших противоправные деяния, которые посягают на установленный  порядок природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности населения.

Нормы, регулирующие порядок применения мер административной ответственности за экологические  правонарушения содержатся в Кодексе  Украины «Об административных правонарушениях» (далее КоАП) и в целом ряде иных законодательных актов. В частности, КоАП устанавливает, что в качестве субъектов административной ответственности  выступают исключительно физические лица. В настоящее время в научной  литературе идет острая дискуссия по вопросу придания юридическим лицам  статуса субъектов административной ответственности. Такая попытка  была предпринята в Законе Украины  «Об исключительной (морской) экономической  зоне», в котором четко определен  перечень правонарушений, за совершение которых юридические лица подвергаются административным взысканиям.

Объектом  административной ответственности  является экологическая безопасность, т.е. такое состояние защищенности жизненно важных экологических интересов  человека, которое способствует полноценной  реализации его прав и свобод. Экологические  правонарушения могут совершаться  как в форме умысла, так и  в форме неосторожности.

Кодекс Украины  «Об административных правонарушениях» определяет следующие виды правонарушений в сфере экологии, за совершение которых наступает административная ответственность:

-        нарушение права государственной собственности на недра (ст. 47 КоАП);

-        нарушение права государственной собственности на воды (ст. 48 КоАП);

-        нарушение права государственной собственности на леса (ст. 49 КоАП);

-        нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 50 КоАП);

-        мелкое расхищение государственного или коллективного имущества (ст. 51 КоАП);

-        отклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлениями предприятиям, учреждениям, организациям (ст.511 КоАП);

-        нарушение прав собственника патента на сорта растений (ст.512 КоАП);

-        порча и загрязнение сельскохозяйственных и иных земель (ст.52 КоАП);

-        нарушение правил использования земель (ст.53 КоАП);

-        самовольное занятие земельного участка (ст. 531 КоАП);

-        утаивание или искажение данных земельного кадастра (ст. 532 КоАП);

-        несвоевременный возврат временно занятых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 54 КоАП);

-        самовольное отклонение от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 55 КоАП);

-        уничтожение межевых знаков (ст. 56 КоАП);

-        нарушение требований охраны недр (ст. 57 КоАП);

-        нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 58 КоАП);

-        нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 59 КоАП);

-        нарушение правил охраны территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения (ст. 591 КоАП);

-        нарушение правил водопользования (ст.60 КоАП);

-        повреждение водохозяйственных сооружений и построек, нарушение правил их эксплуатации (ст. 61 КоАП);

-        невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и (ст. 62 КоАП);

-        незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 63 КоАП);

-        нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывоза древесины, заготовки живицы (ст. 64 КоАП);

-        незаконная порубка, повреждение и уничтожение лесных культур и молодняка (ст.65 КоАП);

Информация о работе Юридическая ответственность в области экологии