Правовое положение субъектов хозяйствования Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является определение правового положения субъектов хозяйственного права. Для достижения поставленной цели в работе мной ставятся следующие задачи:
Используя учебную литературу, монографии, статьи, законодательную базу Республики Беларусь необходимо определить правовое положение субъектов хозяйствования.
Проанализировать порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов хозяйственного права.
Определить ответственность субъектов хозяйствования за нарушение норм законодательства при государственной регистрации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3

1. Понятие, признаки и классификация субъектов хозяйственного права ……………………5

2. понятие и признаки коммерческой организации как субъекта предпринимательской деятельности……….……...8

3. создание субъектов предпринимательской деятельности...………………………………………………...11

4. реорганизация субъектов предпринимательской деятельности………..…...15

5. ликвидация коммерческих организаций ........22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛьЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………27

Работа состоит из  1 файл

Правовое положение субъектов хозяйствования РБ.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)
    1. Налоговых.
    2. Государственной статистики.

      3.Фонда  социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты.

      4. Белорусском республиканском унитарном  страховом предприятии «Белгосстрах».

      Не  позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации, или одновременно с перечисленными выше документами выдается свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации.

      Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением и влечет административную или уголовную ответственность в зависимости от объема, полученного в результате такой деятельности дохода, который при этом взыскивается в соответствующий бюджет. Деятельность коммерческих организаций, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, предоставленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда.

      Под предоставлением заведомо ложных сведений следует понимать сообщение несоответствующих  действительности сведений, предоставление подложных документов о фактах, имеющих существенной значение для принятия решения о государственной регистрации. Взыскание доходов, полученными субъектами хозяйствования, государственная регистрация которых признана недействительной по указанному основанию  осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности. 
 
 

    4. реорганизация субъектов предпринимательской деятельности.

     В процессе осуществления предпринимательской  деятельности объективно возникает необходимость в объединении или разделении капитала. Правовой формой, опосредующей указанные мероприятия, является реорганизация, которая представляет собой прекращение деятельности коммерческой организации (кроме случаев выделения) с переходом прав и обязанностей реорганизуемой организации к иным субъектам предпринимательской деятельности. Реорганизация может осуществляться в форме слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения одной организации к другой, разделения одной организации на несколько новых, выделения из состава организации одной или нескольких новых организаций и преобразования, т.е. приобретения новой правовой формы [2].

     Реорганизация может быть добровольной и принудительной.

     В первом случае она проводится по решению  учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного  на принятие такого решения учредительными документами.

     Во  втором случае решение о реорганизации  принимается уполномоченным государственным  органом, в т.ч. судом. При этом, если решение компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено участниками, уполномоченным на реорганизацию органом коммерческой организации, в установленный срок, то суд назначает внешнего управляющего коммерческой организацией, который и проводит реорганизацию. В случаях, установленных нормами законодательных актов, реорганизация коммерческой организации может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. В зависимости от формы реорганизации в ходе ее проведения составляется разделительный баланс (разделение, выделение) или передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование).

     Указанные документы должны содержать сведения по всем обязательствам реорганизуемой коммерческой организации в отношении всех ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, и утверждаться участниками коммерческой организации или органом, принявшим решение о ее реорганизации.

     Обеспечению интересов кредиторов служит положение  ГК, устанавливающее обязанность участников коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации, письменно уведомить об этом ее кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемая коммерческая организация, и возмещения причиненных этим убытков [ст.56,2]. Особо следует отметить гарантию прав кредиторов в случае невозможности определения правопреемника реорганизованной коммерческой организации по разделительному балансу. В этом случае вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованной организации перед ее кредиторами.

     Важным  является определение момента, с  которого коммерческая организация считается реорганизованной. Таким моментом, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является государственная регистрация вновь возникших организаций, которая считается завершенной с момента внесения записи в ЕГР. При реорганизации в форме присоединения коммерческая организация считается реорганизованной с момента внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединяемой организации.

     Государственная регистрация коммерческих организаций, возникающих в процессе реорганизации, и исключение коммерческих организаций, прекративших деятельность, из ЕГР осуществляется в порядке, предусмотренном нормами Положения о регистрации и других нормативных правовых актов [5]. 
 

5. ликвидация субъетов препринимательской деятельности.

     Правовую  основу ликвидации организаций со статусом юридического лица составляtn ГК, Положения о ликвидации, специальных законодательных актов (например, Закона о хозяйственных обществах, Банковского кодекса, Инвестиционного кодекса и др.). Ликвидация, как и реорганизация, может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке коммерческая организация прекращает свою деятельность по решению собственника имущества, ее участников либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами.

     Основаниями для добровольной ликвидации коммерческой организации являются ГК и Положения о ликвидации:

       1) истечение срока, на который создана организация;

     2) достижение цели, ради которой  создана организация;

      3) признание хозяйственным судом недействительной регистрации организации [2,5]. В последнем случае решение собственника имущества, участников либо уполномоченного учредительными документами органа организации принимается на основании вступившего в законную силу решения суда. Эти лица либо орган коммерческой организации обязаны обеспечить ее ликвидацию по указанным основаниям в срок, согласованный с регистрирующим органом. Если решение о добровольной ликвидации в связи с вышеперечисленными основаниями не принято, такое решение принимает хозяйственный суд [5].

     Решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом и регистрирующим органом. Решение о принудительной ликвидации организации может быть принято хозяйственным судом по следующим основаниям:

     1) осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной нормами законодательных актов, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями норм права, признания судом недействительной регистрации организации;

     2) экономической несостоятельности  (банкротства) этой организации;

     3) уменьшения по результатам второго  и каждого последующего финансового года стоимости чистых активов акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом Положения о регистрации, установлены минимальные размеры уставных фондов, ниже установленного минимального размера;

     4) в иных случаях, закрепленных  в законодательных актах.

     При обнаружении вышеназванного основания, а также первого и третьего оснований для ликвидации организации  органами Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам и иными уполномоченными органами, они в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такой организации, если иное не установлено в законодательных актах. Нормы Положения о ликвидации в качестве оснований для принятия такого решения регистрирующим органом применительно к организациям, зарегистрированным в соответствии с нормами Положения о регистрации, называют следующие:

     1.неосуществление предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и не направление коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности.

     Если  это основание будет выявлено перечисленными выше органами, они  в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о ликвидации коммерческой организации. Регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного 
представления (предложения), а в отношении организации с иностранными 
инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд;

     2.внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

     Требование  о ликвидации коммерческой организации по перечисленным выше основаниям может быть предъявлено в хозяйственный суд государственным органом или органом местного управления и самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено нормой права. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации, и, соответственно, этапы ликвидации закреплены ГК [2].

     Назначение  в установленном порядке собственником  имущества, участниками либо органом организации, принявшими решение о ее ликвидации, 
ликвидационной комиссии (ликвидатора) (далее - ликвидационной комиссии), определение порядка и сроков ликвидации. Со дня назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой организации 
выступает в суде. Осуществление операций по счетам ликвидируемой коммерческой организации, совершение ею сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются.

     Собственник имущества, участники либо орган  организации, принявшие 
решение о ее ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об 
этом в регистрирующий орган и представить соответствующие документы, на 
основании которых регистрирующий орган:

     1) в течение трех рабочих дней после их получения представляет Министерству юстиции сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации, для внесения их в ЕГР;

     2) не позднее рабочего дня, следующего  за днем получения этих документов, направляет уведомление налоговым, таможенным органам, органа 
Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию 
«Белгосстрах» (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (далее - архивы) о начале процедуры ликвидации организации. В течение тридцати рабочих дней со дня получения такого уведомления перечисленные органы (организации) представляют в регистрирующий орган справку о расчетах ликвидируемой организации с ними и о наличии (отсутствии) у нее задолженности по соответствующим платежам.

     Ликвидационная  комиссия в соответствии с требованием  ГК 
помещает в газете «Рэспублiка», публикацию о ликвидации организации и о 
порядке и сроке заявления требований его кредиторами [2]. Этот срок не может 
быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

     Ликвидационная  комиссия принимает все возможные  меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письмен 
но уведомляет кредиторов о ликвидации организации. На этом этапе ликвидационная комиссия осуществляет увольнение работников по истечении срока, установленного для их предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации.

     После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

     Ликвидационная  комиссия производит расчеты с кредиторами  ликвидируемой организации. Если имеющиеся у ликвидируемой организации (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной нормами ст. 60 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Информация о работе Правовое положение субъектов хозяйствования Республики Беларусь