Правовое положение субъектов хозяйствования Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является определение правового положения субъектов хозяйственного права. Для достижения поставленной цели в работе мной ставятся следующие задачи:
Используя учебную литературу, монографии, статьи, законодательную базу Республики Беларусь необходимо определить правовое положение субъектов хозяйствования.
Проанализировать порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов хозяйственного права.
Определить ответственность субъектов хозяйствования за нарушение норм законодательства при государственной регистрации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3

1. Понятие, признаки и классификация субъектов хозяйственного права ……………………5

2. понятие и признаки коммерческой организации как субъекта предпринимательской деятельности……….……...8

3. создание субъектов предпринимательской деятельности...………………………………………………...11

4. реорганизация субъектов предпринимательской деятельности………..…...15

5. ликвидация коммерческих организаций ........22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛьЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………27

Работа состоит из  1 файл

Правовое положение субъектов хозяйствования РБ.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

      По  общему правилу участники коммерческой организации не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, предусмотренных нормативными  правовыми актами или учредительными документами.

      Организация управления имуществом коммерческой организации, как и всей ее деятельностью, осуществляется через органы управления субъекта, наличие которых свидетельствует о том, что организация обладает таким признаком как организационное единство. Организация со статусом юридического лица приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с нормами права и учредительными документами. Кроме того организация может приобретать права и принимать обязанности через своих участников и коммерческих представителей.

      Кроме наличия обособленного имущества, закрепленного на самостоятельном балансе организации, структуры управления, организация имеет наименование, которое выделяет из массы других организаций ее в экономическом обороте.

      Наименование  коммерческих организации содержит указание на ее правовую форму.

      Наименования унитарных предприятий должны содержать указание на характер деятельности организации.

      Индивидуализирующая организацию часть наименования, содержащаяся в кавычках, именуется  специальным наименованием. Наименование указывается в учредительных  документах организации.

        В настоящее время государственная  регистрация самой коммерческой  организации означает регистрацию  и наименования, поскольку специальный  порядок регистрации последнего  не предусмотрен.

      В соответствии с Гражданским кодексом место нахождения организации определяется местом нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности [2].

      Поскольку разные организации могут производить одинаковую продукцию последняя также нуждается в индивидуализации. Для решения этой задачи Гражданский кодекс предусматривает такие средства как: товарный знак, знак обслуживания, географическое указание [2].

      Извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, как один из признаков коммерческих организаций, выступает в качестве основного отличия от некоммерческих организаций. Такая цель создания и деятельности коммерческих организаций обуславливает их право распределять полученную прибыль между участниками, что прямо запрещено некоммерческим организациям. Еще одним отличительным критерием является правовая форма. Если организация  создается в форме хозяйственного товарищества, хозяйственного общества, производственного кооператива, унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства, цель ее деятельности определена законодателем заранее – получение прибыли. Из этого следует, что любая сделка, совершенная организацией, созданной в одной из вышеперечисленных форм, будет рассматриваться как сделка, направленная на получение прибыли, либо сделка, способствующая достижению этой цели. 
 
 
 

  1. создание  субъектов предпринимательской  деятельности.

     Физическое  лицо может реализовать свое право  на осуществление предпринимательской деятельности с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. С момента государственной регистрации коммерческая организация приобретает статус юридического лица, гражданскую и публичную правоспособность.

     Создание коммерческих организаций представляет собой последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса юридического лица, а следовательно, субъекта предпринимательской деятельности. Традиционно выделяют три способа образования коммерческих и некоммерческих организаций:

     1. Распорядительный. Характеризуется  тем, что организация возникает  на основе распоряжения учредителя. Учитывая, что распоряжение учредителя  не является достаточным основанием  для возникновения организации и не отменяет ее последующую регистрацию, это способ создания в современных условия не применяется.

     2. Разрешительный. Предполагает, что  образование организации разрешено  компетентным органом. Действующее  законодательство не допускает отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности, однако устанавливает разрешительный порядок создания некоторых организаций. В частности, государственная регистрация союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляется регистрирующим органом только после получения надлежащим образом оформленного согласия антимонопольного органа.

     3. Явочно – нормативный. Не требует  согласия каких-либо третьих лиц,  в том числе и государственных  органов. Регистрирующий орган  лишь проверяет соответствие состава предоставленных для государственной регистрации документов и содержания заявления о государственной регистрации требованиям правовых норм, после чего вносится запись о государственной регистрации  коммерческой организации в ЕГР. В связи со значительным упрощением процедуры государственной регистрации и сокращение ее сроков, государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа, который не распространяется на государственную регистрацию банков, небанковских кредитно-финансовых организаций. Указанный принцип вполне укладывается в рамки рассматриваемого способа создания коммерческих организаций [5].

     Образование коммерческих организаций проходит в несколько стадий:

  1. Инициатива образования, исходит от учредителя.
  2. Подготовка учредительных документов.

      В соответствии с избранной правовой формой коммерческой организации ее учредительными документами являются устав, либо учредительный договор  и устав, либо только учредительный  договор.

     Учредительный договор заключается учредителями коммерческой организации в простой письменной форме путем составления единого документа и относится к группе договоров о совместной деятельности. Цель его заключения – создание организации со статусом юридического лица. Следует обратить внимание на то, что он не прекращает свое действие по достижении этой цели и сохраняет силу до момента завершения ликвидации организации. В учредительном договоре учредители обязуются создать организацию, определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи части своего имущества и участие в ее деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью организации, выход участников из ее состава. В данном договоре могут содержаться и другие условия по согласию учредителей. Подписывается договор учредителями лично, подпись представителя организации со статусом  юридического лица, выступающей в качестве учредителя, скрепляется печатью этой организации.

     Устав определяет правовой статус организации и является вторым после учредительного договора учредительным документом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным – для акционерных обществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов. Устав определяет сферу деятельности организации, ее права и обязанности. В уставе организации по желанию собственника имущества, учредителей могут указываться виды деятельности, осуществляемые организацией. При изменении таких видов деятельности организация вправе обратиться за государственной регистрацией изменений и дополнений, вносимых в ее устав. Кроме того в уставе указывается размер субсидиарной ответственности учредителей организации по ее обязательствам, если такая ответственность предусмотрена нормами права для соответствующей правовой формы организации.

    3. Согласование наименования создаваемой коммерческой организации

с регистрирующим органом.

     Согласование  наименования производится как при  личном обращении заявителя с  соответствующим заявление, так и при направлении заявления с приложением необходимых документов по почте. По результатам рассмотрения предложенных наименований заявителю выдается справка о согласовании наименования, на которой проставляется штамп регистрирующего органа. Порядок согласования наименования организации регламентирован Положением о порядке согласования наименования коммерческих и некоммерческих организаций[6,7].

    4. Формирование уставного капитала.

      Имущественной основой деятельности вновь создаваемой  коммерческой организации является имущество, внесенное учредителями в уставный фонд.  Уставный фонд представляет собой указанную в учредительных документах денежную оценку совокупности вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей организации. Уставный фонд делится на доли. В свою очередь доля, участника общества соответствует соотношению номинальной стоимости его вклада и уставного фонда общества и определяет объем имущественных и неимущественных прав участника. Указание на то, что уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ делится на доли учредителей, имущество производственного кооператива – на паи его членов, не означает наличие долевой собственности. Собственником имущества, внесенного в уставный фонд коммерческой организации становиться сама организация. Исключение составляют случаи, когда в качестве вклада в уставный фонд передается право пользования имуществом. В таком случае собственником остается учредитель.

     Необходимо  обратить внимание на то, что уставный фонд унитарного предприятия как  часть имущества является неделимым и не может быть распределен по вкладам, паям, взносам.

       В качестве вклада в уставный  фонд коммерческой организации  могут быть внесены вещи, включая  деньги и ценные бумаги, иное  имущество, в том числе и   имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости. Возможность оценки стоимости и передачи от одного лица другому определяют способность имущества обеспечивать требования кредиторов будущей коммерческой организации. Для аккумуляции денежных средств, предназначенных для формирования уставного фонда, учредителям вновь создаваемых организаций открывается временный счет.

     Уставный  фонд коммерческой организации определяет минимальный размер ее чистых активов, которые являются определенной гарантией  прав кредиторов. В этой связи, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ и других коммерческих организаций, для которых в законодательстве установлены минимальные размеры уставных фондов, окажется ниже установленного минимального размера уставного фонда, такая организация может быть ликвидирована по решению хозяйственного суда.

     Коммерческие  организации самостоятельно  определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, создаваемых в форме акционерных обществ (минимальный размер устанавливается в сумме, эквивалентной 100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ; 400 базовым величинам, - для открытых акционерных обществ и определяется в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день, в который устав представляется в регистрирующий орган), а также коммерческих организаций, для которых в законодательстве закреплены минимальные размеры уставных фондов.

     Например, минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 млн. евро [8].

     На  момент осуществления государственной  регистрации уставные фонды указанных  коммерческих организаций должны быть сформированы в размере не ниже минимального размера, закрепленного в законодательстве, других коммерческих организаций – в размерах, предусмотренных их уставами.

      5. Государственная регистрация – это сложный юридический акт, включающий в себя принятие уполномоченным должностным лицом регистрирующего органа решение о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности и внесение в ЕГР записи о государственной регистрации данного субъекта с присвоением ему соответствующего регистрационного номера [5]. Регистрирующими органами в Республике Беларусь являются областные исполнительные комитеты, городские исполнительные комитеты, Национальный банк, Министерство финансов, администрации свободных экономических зон.

      Выбор регистрирующего органа определяется рядом критерием критериев: сфера деятельности, место нахождения и др.

      Наиболее  удельный объем работы по государственной  регистрации приходится на областные  исполнительные комитеты. Они вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации другим местным исполнительным и распорядительным органам.

      Государственная регистрация коммерческих организаций  осуществляется по месту нахождения, которое должно быть указано в  качестве юридического адреса в учредительных документах.

      Государственная регистрация субъектов хозяйствования является объектом обложения государственной  пошлиной. Ставка государственной пошлины  при регистрации коммерческой организации  составляет 5 базовых величин [4]. Государственная регистрация осуществляется, вдень подачи документов в регистрирующий орган. Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации в ЕГР выдает документы, подтверждающие постановку на учет в следующих органах:

Информация о работе Правовое положение субъектов хозяйствования Республики Беларусь