Лица в хозяйственном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание

С принятием законодательства об хозяйственных судах, с созданием системы хозяйственных судов взамен системы государственных арбитражей в Республики Беларусь правосудие в области экономических, хозяйственно-правовых отношений действительно стало осуществляться только хозяйственным судом. Судом, рассматривающим специфические споры, возникающие в области предпринимательской деятельности и управления ею, а также области управления экономикой. В связи с этим представляется интересным рассмотреть правовое положение участников хозяйственного процесса, как субъектов этих правоотношений. В данной работе будут рассмотрены вышеуказанные участники хозяйственного процесса, с точки зрения их правового положения и непосредственного участия в нём.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Судья в хозяйственном процессе………………………………………5
Глава 2. Стороны и их представители в хозяйственном процессе…………….8
Глава 3. Третьи лица в хозяйственном процессе. ……………………………18
Глава 4. Прокурор в хозяйственном процессе. ………………………………21
Глава 5. Иные участники хозяйственного процесса. ………………………..23
Заключение. ……………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………….. 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая3.docx

— 47.41 Кб (Скачать документ)

Третьи лица, не вступившие в "чужой" процесс, могут предъявить свои требования в общем порядке. Но вступление третьего лица в чужой  процесс имеет определенные преимущества. Во-первых: дается срок восстановления нарушенных прав третьих лиц. Во-вторых, если спорное имущество будет передано первоначальному истцу или оставлено у ответчика, то они могут им распорядится, что затруднит или сделает невозможным в последующем защиту прав третьих лиц. Заявление о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, оплачивается государственной пошлиной в установленном порядке. Однако, расходы по государственной пошлине относятся на ответчика на ответчика в размере соотносимом с удовлетворенными требованиями.

Третьи лица с самостоятельными требованиями следует отличать от соистцов, которые вступают в процесс одновременно в связи с возбуждением дела. Требования соистцов всегда направлены к ответчику  по первоначальному иску. Требования же третьего лица с самостоятельными требованиями могут быть обращены как  к истцу, так одновременно и к  истцу, и к ответчику. Требования соистцов всегда тесно связаны между  собой, требования же третьего лица и соистца носят взаимоисключающий характер.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требования на предмет спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия хозяйственным судом решения. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству сторон или по инициативе суда. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, несут процессуальные обязанности и пользуются правами стороны, кроме права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, требование принудительного исполнения судебного акта. Третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в хозяйственном суде.

Наиболее типичное основание  вступления третьего лица без самостоятельных  требований в дело, уже начатое - возможность регрессного иска одной  из сторон спорного отношения третьему лицу после вынесения решения  хозяйственным судом по основному  спору. Интересы соответчика и третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика различны. Соответчик всегда противостоит истцу, несет перед  ним непосредственно ответственность  целиком или в части. Третье же лицо без самостоятельных требований на стороне ответчика находится  в материальных правоотношениях  лишь с ответчиком и непосредственно  перед истцом ответственности не несет. На третье лицо ответственность  может быть возложена лишь посредством  регрессного требования ответчика  в отдельном процессе.

Третье лицо без самостоятельных  требований не является предполагаемым субъектом спорного материального  правоотношения и не претендует на объект спора. Из этого вытекает и  то, что на третьих лицах без  самостоятельных требований не распространяется требование о соблюдении претензионного порядка, хотя это и не предусмотрено в законе. Участие третьих лиц без самостоятельных требований в хозяйственном процессе создает возможность заранее предотвратить присуждение с них определенных сумм, например, по последующему регрессивному иску, возможность заранее получить информацию о регрессном иске к третьим лицам.

Третьи лица обоих видов  могут вступить в хозяйственный  процесс только до принятия хозяйственным  судом решения, т.е. их участие возможно в суде первой инстанции и не возможно в апелляционном суде и в кассационной инстанции.  
 

Глава 4. Прокурор в хозяйственном процессе.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (п.4 ст.38) наделяет правом на обращение в хозяйственный  суд прокурора.

Прокурор вправе обратиться в хозяйственный суд с иском  в защиту государственных и общественных интересов. Например, о признании  недействительными актов государственных и иных органов, учредительных документов предприятий, о применении мер имущественной ответственности к нарушителям природоохранного законодательства, законодательства о приватизации и т.п.

В отдельных случаях прокурор может предъявить иск в интересах  организации, гражданина-предпринимателя, если ответчиками, которым предъявлены  исковые требования, допущены нарушения, затрагивающие государственные  и общественные интересы.

Хозяйственный процессуальный кодекс РБ прямо не предусматривает  право прокурора на предъявление исков в защиту интересов организаций  и граждан-предпринимателей. Однако прокуроры продолжают предъявлять, а хозяйственные суды рассматривают  иски в защиту прав предпринимательских  структур. Если же в процессе заседания  хозяйственного суда выяснится, что  иск заявлен в интересах предпринимательской  структуры и не затрагивает интересы государства или общества хозяйственному суду предоставляется право сообщить вышестоящему прокурору о нарушении  законодательства. Причина предъявления прокурором исков в защиту интересов  хозяйствующих субъектов проста: освободить предприятие от уплаты государственной  пошлины. Исковое заявление прокурора "не оплачивается" даже при неудовлетворении его. А это порождает неравенство  субъектов перед законом. Ведь в  условиях рыночных отношении сохранение денежных средств в обороте даже на небольшой срок имеет немаловажное значение. Поэтому узаконение права  прокурора на предъявление иска в  интересах юридических лиц непременно должно сопровождаться такого правила при котором государственная пошлина по неудовлетворённым искам прокурора должна взыскиваться со стороны, чьи интересы отстаивал в хозяйственном суде прокурор.

Уровень прокуроров, наделенных правом обратиться в хозяйственный  суд с иском в защиту государственных  и общественных интересов, определен  законом. 

Прокурор лишен лишь права  на заключение мирового соглашения. И  это верно. Ведь он в общем защищает не свои интересы, а интересы государства и общества, и вряд ли подобные дела могут заканчиваться мировым соглашением. В то же время прокурор может отказаться от предъявленного иска. Но истец при этом не лишается права требовать рассмотрения дела по существу.

Отказ же истца от иска, который  был предъявлен прокурором в его интересах влечёт оставление иска без рассмотрения. Поскольку прокурор, заявивший иск в хозяйственный суд в случаях, установленных в законе, пользуется практически всеми правами и несет обязанности истца, стороны по делу, то ему принадлежит право на подачу апелляционной и кассационной жалобы и участие в их рассмотрении в соответствующей инстанции.

Как сторона по делу прокурор, подававший иск, имеет право обратиться в хозяйственный суд с заявлением о пересмотре судебных актов по вновь  открывшимся обстоятельствам. Протест  на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов могут  приносить только Генеральный прокурор РБ и его заместители в порядке, определяемом законом.

Хозяйственное законодательство предусматривает вступление в хозяйственный  процесс прокурора только по инициативе самого прокурора. 
 

Глава 5. Иные участники  хозяйственного процесса

В хозяйственном процессуальном законодательстве появился новый правовой институт - иные участники процесса. К ним законодатель относит свидетелей, экспертов, переводчиков, представителей, понятых. В соответствии со ст.51 ХПК  РБ, свидетелем может быть любое  лицо, которому известны сведения и  обстоятельства, имеющие значение для  правильного разрешения спора хозяйственным  судом. Свидетель, таким образом, рассматривается  законодателем как источник сведений о фактах, положенных в основание  иска или возражений против него. Знание этих сведений судом и другими  участниками хозяйственного процесса позволит вынести правильное решение. Поэтому свидетель обязан явиться  в хозяйственный суд по вызову и сообщить известные ему сведения по делу.

Законодатель обязывает  свидетеля давать правдивые показания, отвечать на вопросы судьи и лиц, участвующих в хозяйственном  процессе. За дачу заведомо ложных показаний  или уклонение от дачи показаний  свидетель несет уголовную ответственность.

Законодатель не ограничивает круг лиц, могущих быть вызванными в  хозяйственный суд для дачи объяснений, и может возникнуть проблема о  правомерности вызова в качестве свидетелей таких лиц, представителей сторон, которым нужные сведения стали  известны в связи с выполнением  ими функций представителя или  лиц, которым известны сведения, содержащие коммерческую или государственную  тайну. Показания свидетелей фиксируются  в протоколе судебного задания.

По предложению хозяйственного суда, свидетель может изложить свои показания в письменном виде. Однако представление письменных свидетельских  показаний по инициативе свидетеля  или стороны по делу не предусмотрено.

Нет в ХПК РБ и подробной  регламентации порядка получения  свидетельских показаний. По уголовному и гражданскому процессуальному  кодексам требуется удаление из зала судебного заседания свидетелей по даче ими свидетельских показаний.

Хозяйственные суды действуют  аналогичным образом, чтобы не снижались  гарантии достоверности информации.  
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, хозяйственный суд по хода лица, участвующего в деле, назначает экспертизу.

В соответствии со ст.52 ХПК  РБ экспертом может выступать  лицо, обладающее специальными познания, необходимыми для дачи заключения. Нетрудно убедиться, что экспертиза может быть назначена для разрешения вопросов из любой отрасли науки, техники, искусства и т.д., кроме правовой. Лицо, которому поручено проведение экспертизы, обязано явиться по вызову хозяйственного суда и дать объективное заключение по поставленным вопросам.

Эксперт может отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны или  если он не обладает знаниями, необходимыми для выполнения возложенной на него обязанности. При необходимости  эксперт имеет право знакомиться  с материалами дела, участвовать  в заседаниях хозяйственного суда, задавать вопросы, просить суд об истребовании дополнительных материалов.

Лица, участвующие в деле, вправе представить хозяйственному суду вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, и предложения  по кандидатурам экспертов. Но окончательная  формулировка вопросов производится судом  в выносимом им определении о  назначении экспертизы. Отклонение вопросов, предложенных участвующими в деле лицами, суд обязан мотивировать в своём  определении.

Экспертиза проводится работниками  экспертных учреждений либо иными специалистами, которым она поручена хозяйственным  судом. Проведение экспертизы может  быть поручено нескольким экспертам. ХПК  РБ устанавливает, что экспертиза проводится в заседании хозяйственного суда или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднительности доставки материалов для исследования в заседании.

Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, если такое присутствие  не мешает нормальной работе экспертов. Если проведение экспертизы поручено двум или более экспертам, они  вправе совещаться между собой и  дать общее заключение. Эксперт, не согласный с другими экспертами, дает отдельное заключение.

Основная процессуальная обязанность эксперта состоит в  даче объективного заключения по тем  вопросам, которые поставлены на его  разрешение, в соответствии с новейшими достижения науки, техники, ремесла и т.д.

Отказ от дачи заключения эксперта возможен, если причины отказа были признаны судом уважительными (недостаточность представленных материалов, отсутствие надлежащей квалификации эксперта, болезнь и т.п.).

Закон представляет вполне определенные требования к форме  и содержанию заключения эксперта. Оно даётся в письменной форме  и должно содержать подробное  описание проведенных исследований, сделанные в результате их выводы и ответы на поставленные хозяйственным  судом вопросы. Эксперт вправе сделать выводы и о других обстоятельствах, в отношении которых вопросы поставлены не были. В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта хозяйственный суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. При несогласии с заключением эксперта хозяйственный суд по ходатайству участвующего в деле лица может назначить повторную экспертизу, поручив ее проведение другому эксперту.

Заключение эксперта исследуется  в заседании хозяйственного суда и оценивается наряду с другими  доказательствами.

Эксперт не может участвовать  в рассмотрении дела и подлежит отводу по основаниям, предусмотренным ХПК  РБ: если он является родственником  лиц, участвующих в деле, или их представителем; если он при предыдущем рассмотрении дела участвовал в качестве переводчика, прокурора, представителя или свидетеля; если он лично, прямо пли косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

Основаниями для отвода эксперта являются также: его служебная или  иная зависимость в момент разбирательства  дела или в прошлом от лиц, участвующих  в деле, или их представителей; производство им ревизии, материалы которой послужили  основание поводом для обращения  в хозяйственный суд либо используются при рассмотрении дела. Участие эксперта в предыдущем рассмотрении дела в  качестве эксперта не является основанием для его отвода.

В соответствии с ХПК РБ судопроизводство в хозяйственном  суде ведется на русском или белорусском  языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским или белорусским  языком, обеспечивается право полного  ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях  через переводчика и право  выступать в хозяйственном суде на родном языке.

Информация о работе Лица в хозяйственном процессе