Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:34, контрольная работа

Описание

Рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.

Содержание

Введение 3

1 Сущность коммерческой тайны 5

1.1 Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 7

1.2 Порядок отнесения коммерческой информации к

коммерческой тайне 10

2 Защита коммерческой тайны 17

2.1 Обеспечение защиты коммерческой тайны 13

Заключение 18

Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

правов.обеспечение моя.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

    Научно-техническая  информация включает:

  • содержание патентов и лицензий;
  • характер исследовательских работ;
  • планы внедрения новых технологий и видов продукции;
  • анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

    К финансовой информации относится:

  • структура капиталов;
  • механизм формирования цен на продукцию;
  • банковские и торговые операции;
  • сведения об эффективности экспорта и импорта;
  • организация и размер оборота средств;
  • фактическое состояние рынков сбыта;
  • уровень платежеспособности предприятия и т. д.

    Следует различать такие понятия как  «коммерческая тайна», «конфиденциальные  сведения» и «конфиденциальная информация».

    Согласно  ст. 3  Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческая тайна – «конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

    Сведения  конфиденциального характера - это не только коммерческая тайна, но и персональные данные гражданина, служебная, врачебная, профессиональная, нотариальная, адвокатская тайна, а также тайна переписки, исповеди. Такое определение сведений конфиденциального характера дано в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

    Что такое конфиденциальная информация определяет Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно этому закону, конфиденциальной может быть признана лишь информация, которая документально закреплена.

 
 
 
 
 
 
 

    1.2 ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ.

    При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать некоторые обстоятельства.

    Во-первых, при засекречивании информации необходимо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. А чрезмерное засекречивание деятельности фирмы может обернуться потерей прибылей, так как условия рынка требуют широкой рекламы производимой продукции и услуг.

    Во-вторых, возможны случаи, когда под предлогом  охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях.

    В соответствии с ГК РФ (часть первая, ст. 139, п.1) информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

    В общем объеме информации, составляющей коммерческую тайну, целесообразно  выделять два основных блока. К категории научно-технической и технологической информации относятся:

  • идеи, изобретения, открытия;
  • новые технические проекты;
  • новые методы организации труда и производства;
  • результаты научных исследований;
  • конструкторская документация, чертежи, схемы, записи;
  • программное обеспечение ЭВМ;
  • описания технологических испытаний;
  • информация типа “ноу-хау”;
  • точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.);
  • сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.;
  • используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

    К категории деловой информации относятся:

  • обзоры рынка, маркетинговые исследования;
  • финансы предприятия;
  • стратегический и тактические планы развития производства, в том числе с использованием новых технологий, изобретений, ноу-хау;
  • планы и объемы реализации продукции;
  • списки торговых и других клиентов, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, условиях контрактов;
  • планы развития предприятия и его инвестиций;
  • методы и организации управления;
  • собственная оценка характера и репутации персонала предприятия;
  • систем организации труда.

    Гражданским кодексом РФ (часть первая, ст. 139, п. 1) установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом или иными правовыми актами».

    В соответствии с постановлением Правительства  РСФСР от 5 декабря 1991 №35 “О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну” к категории коммерческой тайны не относятся:

  • учредительные документы;
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
  • сведения о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
  • сведения о численности, составе работников, их заработной плате и условиях труда, о наличии вакантных должностей;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и др. организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, реализации продукции, причиняющей вред здоровью,  а также др. нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба.
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать баз доверенности от имени юридического лица.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ  ТАЙНЫ

    В каждом конкретном случае для оценки целесообразности отнесения той  или иной информации предприятия к категории коммерческой тайны требуется создание специальной комиссии из числа наиболее квалифицированных специалистов. Для всей документации, содержащей тайну, необходимо выработать оригинальную систему обозначений, распределяющую информацию по степени секретности, а затем организовать четкий порядок допуска работников к этой документации.

    При создании системы защиты коммерческой тайны необходимо выявить и перекрыть  все потенциальные каналы утечки информации, обеспечив при этом одинаковую степень защиты различных ее носителей.

    На  каждом предприятии при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать:

  1. Учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий.
  2. Порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну.
  3. Охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений.
  4. Контроль за средствами размножения и копирования документов.
  5. Контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.
 

    2.1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ  ТАЙНЫ.

 

    Можно выделить основные блоки, используемые при создании механизма защиты коммерческой тайны:

  • нормы права, направленные на защиту интересов ее владельцев;
  • нормы, устанавливаемые руководством предприятия, фирмой и т. д.;
  • специальные структурные подразделения, обеспечивающие соблюдение этих норм.

    Все перечисленные блоки должны быть связаны между собой. При ненадлежащем функционировании хотя бы одного из них нельзя говорить о надежности системы защиты коммерческой тайны.

    Главное место в организации эффективной  работы системы защиты секретной  информации должно отводиться работе с кадрами.

    Второе, ограничение доступа к секретной информации. Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый сотрудник имел доступ только к той информации, которая необходима ему в процессе выполнения служебных обязанностей.

    Третьим направлением в работе с кадрами  является проведение воспитательной работы. Для этого каждому предприятию необходимы:

  • эффективная система обучения сотрудников правилам защиты коммерческой тайны;
  • формирование у сотрудников чувства личной ответственности за сохранность фирменных секретов;
  • использование прогрессивных методов оценки лиц, принимаемых на работу;
  • оформление письменных обязательств работников о неразглашении определенной информации и т. п.

    Основные  элементы защиты коммерческой тайны  предприятия представлены в табл. 1.

 
 
 
 
 
 
 

                                                                Таблица 1.

    Механизм  защиты коммерческой тайны

МЕХАНИЗМ  ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
 
Регламентированный  перечень сведений, относимых к коммерческой тайне предприятия Система контроля за средствами копирования и размножения документов
Система учета и охраны новых материалов и продукции Порядок защиты коммерческой информации в средствах  связи и вычислительной техники
Система охраны территории предприятия, его  основных зданий и сооружений Порядок использования открытых каналов связи при передаче конфиденциальной информации
Система контроля за посещением предприятия  посторонними лицами Система мотивации  и обучения персонала предприятия  способам защиты коммерческой тайны
Порядок делопроизводства с документами, содержащими коммерческую тайну Специализированные  службы по защите коммерческой тайны предприятия
 

    Система обеспечения безопасности фирмы  включает в себя следующие организационные мероприятия:

  • контроль помещений и оборудования;
  • организация работы с конфиденциальными документами;
  • работа с конфиденциальной информацией, накопленной в компьютерах фирмы;
  • защита коммерческих тайн фирмы в процессе заключения контрактов.

    При организации работы с документами, содержащими коммерческую тайну, необходимо соблюдать определенные правила, которые сводятся к следующему:

    1. строгий контроль за допуском персонала к секретным документам;
    2. разработка инструкции по работе с информацией, составляющей коммерческую тайну предприятия, ознакомление с ней соответствующих сотрудников фирмы;
    3. контроль за принятием служащими письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны;
    4. введение системы материального и морального поощрения сотрудников, имеющих доступ к  секретной информации;
    5. личный контроль со стороны руководства за службами внутренней безопасности и секретного делопроизводства.

Информация о работе Коммерческая тайна