Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:11, реферат

Описание

Активные и пассивные носители коммерческой тайны - это люди (активные носители), а также электромагнитные поля и другие материальные объекты, в которых информация находит свое отражение, а именно: документы, материалы, образцы, модели, приборы, вещества и т.д. (пассивные носители).
Экономическая безопасность предприятия - динамичное состояние объективных и производственных, материальных и интеллектуальных ресурсов, формируемое администрацией, при котором обеспечивается стабильность функционирования, финансово-коммерческий успех, научно-техническое и социальное развитие предприятия.

Содержание

Основные понятия
Признаки
Правовой режим
Меры по охране
Ответственность гражданско-правовая, административная и уголовная.

Работа состоит из  1 файл

Комерческая тайна.docx

— 37.96 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Основные  понятия 2

Признаки 3

Правовой  режим 5

Меры  по охране 7

Ответственность гражданско-правовая, административная и  уголовная. 13 

 

Основные  понятия

 

      Коммерческая  информация - сведения, связанные с  производством, используемой технологией  изготовления продукции, управлением, финансами и другом деятельностью  предприятия.

      Коммерческая  тайна - форма обеспечения безопасности наиболее важной коммерческой информации, предполагающая ограничение ее распространения, это - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых  обусловлена интересами конкуренции  и возможными угрозами экономической  безопасности фирмы. Коммерческая тайна  возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции.

      Коммерческие  секреты - форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся  к коммерческой тайне фирмы и  подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств  путем похищения, выведывания, утечки информации.

      Они различаются по следующим признакам:

    • по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, организационные, маркетинговые, интеллектуальные, рекламные);
    • по принадлежности собственнику (собственность предприятия, группы предприятий, отдельного лица, группы лиц и т.д.);
    • по назначению коммерческих секретов.

      Документы, содержащие коммерческие секреты, могут  иметь гриф "конфиденциально", "строго конфиденциально", "конфиденциально  только адресату" и другие. Документы, содержащие государственную тайну, подразделяются по степени секретности  и снабжаются грифом "секретно", "совершенно секретно", "особой важности", "для служебного пользования". Серия "К" (повышенный гриф секретности), "лично", "двойной пакет".

      Носитель  коммерческого секрета - лицо, осведомленное  о коммерческих секретах предприятия  или фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители).

      Промышленный  шпионаж - несанкционированное получение (либо распространение) информации, составляющей объект охраны с помощью коммерческой тайны.

      Патентование - форма защиты информации и искусственных  предметов от несанкционированного коммерческого использования

      Ноу-хау - не являющаяся общеизвестной технологическая  информация, включающая методы, способы  и навыки, необходимые для создания каких-либо объектов или изделий, для  проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, а также формулы и рецепты  изготовления веществ.

      Конкуренция - соперничество, соревнование между  выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразием потребности  покупателей.

      Авторское право - форма защиты продукта интеллектуальной деятельности физического или юридического лица с помощью норм гражданского законодательства.

      Режим секретности - защищенный внутренним законодательством  страны порядок обеспечения безопасности носителей информации, составляющей (применительно к рассматриваемым  ситуациям) коммерческую тайну.

      Активные  и пассивные носители коммерческой тайны - это люди (активные носители), а также электромагнитные поля и  другие материальные объекты, в которых  информация находит свое отражение, а именно: документы, материалы, образцы, модели, приборы, вещества и т.д. (пассивные  носители).

      Экономическая безопасность предприятия - динамичное состояние объективных и производственных, материальных и интеллектуальных ресурсов, формируемое администрацией, при  котором обеспечивается стабильность функционирования, финансово-коммерческий успех, научно-техническое и социальное развитие предприятия.

Признаки

 

     Первый  признак - информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются  те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении предприятием информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная  коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в  доказывании. Однако в случае возникновения судебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны) перед предприятием встанет необходимость доказывать суду наличие у информации коммерческой ценности.

     Второй  признак - к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных и  т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному  круги лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в  этом случае информация автоматически  утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из необходимых  критериев - отсутствие к информации свободного доступа.

     Третий  признак - для того, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны  могут быть организационными (например, утверждение внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала  к коммерческой тайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговоров и т.п.) и  юридическими (например, включение  в трудовые контракты с персоналом и договоры с контрагентами положений  о неразглашении конфиденциальной информации). При этом простое определение  круга информации, составляющей коммерческую тайну, не может рассматриваться  в качестве охранной меры.

     Коммерческая  тайна, как разновидность информации, может являться объектом интеллектуальной собственности. При соблюдении необходимых  условий (информация приносит доход  и может быть использована в течение  периода, превышающего 12 месяцев) права  на указанную информацию могут отражаться в бухгалтерском учете в виде нематериальных активов. В то же время  законодательство не рассматривает  факт отражения в бухгалтерском  учете прав на информацию в качестве одного из признаков коммерческой тайны. Поэтому отсутствие в учете указанных  прав не может свидетельствовать  об отсутствие самой коммерческой тайны.

     Коммерческая  тайна не требует для признания  ее таковой какой-либо государственной  регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время  следует отметить, что не любая  информация, соответствующая всем перечисленным  выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство  вправе осуществлять контроль (в том числе налоговый) за деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

     Так, например, Постановлением Правительства  РФ от 05.12.91г. № 35 установлен перечень таких  сведений, к которым, в частности, относятся учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов; документы о платежеспособности; сведения о численности работающих и их заработной плате; документы  об уплате налогов; сведения об участии  должностных лиц предприятия  в других организациях. В соответствии с п.89 Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина  РФ от 29.07.98г. № 34н) годовая бухгалтерская  отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут  знакомиться с указанной отчетностью.

     Говоря  о правовых способах судебной защиты коммерческой тайны, следует констатировать, что наиболее распространенным способом является предъявление иска о возмещении убытков, причиненных разглашением конфиденциальной информации. Однако следует подчеркнуть, что обязанность  доказать факт разглашения, а также  размер убытков лежит на самом  истце. В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть заявлены и другие иски. Например, предприятие  может заявить иск о признании  права на коммерческую тайну, когда  данное право кем-либо оспаривается, или иск о запрете использовать конфиденциальную информацию лицом, неправомерно завладевшим такой информацией.

Правовой  режим

 

      Любое предприятие (фирма) действует в  правовом пространстве, где его экономические  интересы входят в соприкосновение  с интересами органов государственной  власти и управления. Эти отношения  базируются на правах сторон, закрепленных в законодательном порядке. Четкое знание руководителями предприятий (фирм), служб экономической безопасности своих прав и обязанностей перед  обществом позволяет действовать  эффективно, уверенно, бесконфликтно.

      Определенную  помощь может оказать информация о соответствующих статьях законов, регулирующих право на интеллектуальную собственность, коммерческую тайну, позволяющая юридически обоснованно организовывать и вести эту работу. Для предотвращения перехода экономической свободы в анархию рыночные отношения регулируются комплексом правовых норм. Принятые в Российской Федерации законы охраняют право собственности, не допускают ее использование в ущерб другим, регулируют порядок заключения соглашений, взаимодействие предприятий и организаций с органами государственной власти и управления.

      Право собственности на информацию не должно вступать в противоречие с функциями  государственных и общественных органов контроля; с интересами и  правами государственных органов  в области внешнеэкономической, военно-технической и политической; с личными правами граждан, включая  сотрудников предприятий и организаций.

      В законодательном порядке закреплено положение, что все органы государственной  власти и управления осуществляют свои полномочия в пределах своей компетенции  и в строгом соответствии с  действующими на территории Российской Федерации законами.

      Ущерб, причиненный собственникам вследствие злоупотребления своим монопольным  или доминирующим положением, использование  недобросовестных методов предпринимательства (недобросовестной конкуренции) и совершения иных действий, ущемляющих права и  охраняемые законом интересы других лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

      При осуществлении своего права собственник  обязан принимать меры, предотвращающие  нанесение им ущерба здоровью граждан  и окружающей среде.

      В статье 28 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" указывается: "Предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном  законодательством РСФСР.

      Предприятие предоставляет государственным  органам информацию, необходимую  для налогообложения и ведения  общегосударственной системы сбора  и обработки экономической информации.

      Предприятие публикует данные о своей деятельности, включая годовые балансы, в порядке, установленном законодательством  РСФСР.

      Предприятие имеет право не предоставлять  информацию, содержащую коммерческую тайну. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем  предприятия.

      Перечень  сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяется Советом  Министров РСФСР".

      Правительством  РСФСР принято постановление  №35 от 5.12.91 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

Информация о работе Коммерческая тайна