Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:34, контрольная работа

Описание

Рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.

Содержание

Введение 3

1 Сущность коммерческой тайны 5

1.1 Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 7

1.2 Порядок отнесения коммерческой информации к

коммерческой тайне 10

2 Защита коммерческой тайны 17

2.1 Обеспечение защиты коммерческой тайны 13

Заключение 18

Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

правов.обеспечение моя.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И

  УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Правовое обеспечение безопасности предпринимательской деятельности»

на  тему: «Коммерческая тайна» 

                                                                       вариант № 4

                                                                              студента 4 курса

Рудаковой Виктории Юрьевны

                                                                                 институт « Э и П»

                                                                                                   специал. 080507 (1гр.) п.ф.о.

                                                                     шифр 1404

                                                                                                    домашний адрес: г.Кумертау,

                                                                                                      ул. 40 лет Победы, д.5а, кв.64

                                                                                                     работа выполнена__________

                                                                                     Оценка___________ 
 
 
 
 

Мелеуз 2011г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение           3

    1 Сущность коммерческой тайны       5

    1.1  Понятие коммерческой информации  и коммерческой тайны  7

    1.2  Порядок отнесения коммерческой  информации к 

    коммерческой  тайне                10

    2  Защита коммерческой тайны              17

    2.1  Обеспечение защиты коммерческой  тайны            13

    Заключение                  18

    Список  литературы                20

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Рыночная  экономика неразрывно связана с  конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.

    В результате утечки конфиденциальной информации или разглашения секретных сведений может быть причинен значительный экономический ущерб предприятию.

    На  российском рынке с каждым месяцем  значение информации и информированности отдельного предприятия растет. Если секретные сведения фирмы, которые дают ей преимущества перед конкурентами, не будут определены и защищены законом, то вряд ли «добросовестная конкуренция» сможет существовать в полном объеме.

    Законодательство  многих стран рассматривает  использование  либо разглашение коммерческой тайны или секретов производства третьим лицам как недобросовестные конкурентные действия и представляет за них различные виды ответственности, вплоть до уголовной.

    Действующее законодательство четко определяет, с помощью каких мер обеспечивается охрана коммерческой тайны, и какие меры ответственности могут быть применимы к виновным в ее разглашении.

    Различные проблемы, связанные с охраной  в России коммерческой, служебной  и личной тайны, постоянно обсуждались во многих юридических изданиях. Все исследователи единодушно склонялись к неполноте правового регулирования и необходимости его совершенствования.

    В ГК РФ есть ряд недочетов и неточностей, которые допускают многочисленное толкование закона и его игнорирование в целом.

    Во-первых, неопределенность в отношении ответственности  человека, получившего сведения, составляющие коммерческую тайну, законным путем у их официального обладателя. Не ясно, в течение какого срока он обязан хранить такую информацию в соответствии с режимом коммерческой тайны.

    Во-вторых, соотношение служебной и коммерческой тайны. Статья 139 ГК РФ озаглавлена «Служебная и коммерческая тайна», но в тексте они постоянно отделяются друг от друга. Сохранение в тайне служебной информации не всегда обусловлено ее коммерческой ценностью. Видимо, понимание служебной и коммерческой тайны в ГК едино, но способы их защиты могут быть разными.

    Для полного регулирования этого  вопроса введен Федеральный закон  от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. СУЩНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ  ТАЙНЫ

    Коммерческая  тайна является одним из объектов интеллектуальной собственности. Как  и по отношению к другим объектам интеллектуальной собственности, применительно к коммерческой тайне российское законодательство устанавливает ряд критериев охраноспособности, которым она должна способствовать, чтобы пользоваться правовой охраной. Первое, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. О такой ценности можно говорить в том случае, если владелец информации, используя ее, может получить коммерческую выгоду (прибыль). Причем, ценность информации устанавливается лишь в ходе ее использования. До начала фактического использования ценность информации нельзя определить. В соответствии с этим признаком из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те, которые не представляют никакого интереса для конкурентов и не могут быть использованы третьими лицами  для достижения своих целей. Известность сведений должностным лицам и иным работникам органов и организаций, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением им служебных обязанностей и на которых лежит обязанность по сохранению их в тайне, не препятствует признанию информации коммерческой тайной.

    К информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Сведения, составляющие коммерческую тайну, нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, она коммерческой тайной не признается.

    Чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, юридического, организационного характера, направленные на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц. Важно, чтобы из его конкретных действий следовало желание сохранить определенные сведения в тайне от конкурентов. Сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

    Будучи  одним из субъектов интеллектуальной собственности, коммерческая тайна  обладает рядом специфических особенностей.

    В основе коммерческой тайны лежит  фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Открытое использование сведений, составляющих коммерческую тайну, связано с ущербом для предприятия. От полноты принимаемых мер по сохранению фактической монополии на знание зависит жизненность права на коммерческую тайну.

    Коммерческая  тайна обладает наибольшей универсальностью среди других объектов интеллектуальной собственности. Под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением и др. деятельностью предпринимателя. При этом коммерческой тайной могут быть объявлены вполне патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке.

    Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей ее среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

    Наконец, коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или уплаты государственных пошлин.

 

    1.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ  И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ.

    Коммерческая  информация представляет собой сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.

    Коммерческая  информация позволяет предприятиям проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее и осуществлять контроль за результатами этой деятельности.

    Различают несколько источников коммерческой информации:

  • маркетинговые исследования по конкретным товарам. Включают проведение исследований, сбор, анализ информации и т. д.;
  • внутренние материалы и документы торговой фирмы. В частности, сведения об объемах товарооборота, затратах на продажу, товарных запасах, расходах на рекламу, прибыли предприятия и т. п.;
  • данные внешней статистики и публикуемые в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка;
  • покупка информации у различных фирм, основным видом деятельности которых является «производство и продажа чистой информации».

    Исходя  из классификации информационных ресурсов по критерию доступа к ним, применяемая  в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг разнообразная научная, техническая, технологическая и иная информация может носить как открытый, так и закрытый характер. К открытой информации относится общеизвестная, представляющая чисто теоретический и научный интерес информация, которая не скрывается производителем. Закрытой информацией признается та, которая специально скрывается и защищается производителем от доступа посторонних лиц. Такая информация должна охраняться в режиме коммерческой тайны.

    Коммерческая  тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем, предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

    Сведения, составляющие коммерческую тайну, подразделяются на: производственную информацию; научно-техническую информацию; финансовую информацию.

    К производственной информации относятся:

  • способы производства и технология;
  • уровень складских запасов;
  • методы и организация управления;
  • система организации труда;
  • предполагаемое время выхода на рынок;
  • планы рекламной деятельности;
  • объем выпуска и планы реализации продукции;
  • сведения о поставщиках, потребителях, посредниках, конкурентах и т.д.

Информация о работе Коммерческая тайна