Хозяйственное процессуальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:46, курс лекций

Описание

Хозяйственное процессуальное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность хозяйственных судов, а также деятельность лиц, которые принимают участие при рассмотрении хозяйственных споров с целью защиты нарушенных прав и интересов субъектов ведения хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

тезисы лекций на рус.docx

— 735.34 Кб (Скачать документ)

1.В начале судебного заседания судья устанавливает правоспособность участников процесса (доверенности представителей и подтверждения законных представителей; разъясняет их права и обязанности (ст.22ХПК); выясняет о наличии ходатайств (отвод суда, привлечение третьих лиц, назначение экспертизы, применение обеспечительных мер и т.п.);

2.опрашивает  истца по существу заявленных  им требований, выясняет возможные  возражения со стороны ответчика;

3.выявляет  всех заинтересованных в разрешении  спора лиц и решает вопросы  о привлечении других участников  процесса;

4.определяет  и уточняет предмет доказывания, выявляет и истребует дополнительные необходимые для разрешения дела доказательства;

5.принимает  меры по обеспечению иска.

Судья имеет право обязать лиц, которые принимают участие в деле выполнить определенные действия, в частности, сверить расчеты, направить другой стороне или хозяйственному суду отдельные документы, дать вывод по тем или другим вопросам и тому подобное (ст. ст. 30, 38 ХПК Украины).

В случае необходимости  судья в стадии подготовки дела к  рассмотрению решает вопрос о назначении экспертизы или об участии в процессе эксперта (ст. 31 ХПК Украины).

На основании  ст. ст. 66, 67 ХПК Украины в стадии подготовки дела к рассмотрению хозяйственный суд может принять меры по обеспечению иска.

 

4. Обеспечение иска (р.10 ст.66-68)

 

 

Действия  хозяйственного суда относительно обеспечения  иска являются одним из важных видов  процессуальных действий в период производства по делу. Они осуществляются с целью обеспечения выполнения решения хозяйственного суда, но только в случае необходимости, поскольку безосновательное применение таких мер может привести к нарушениям прав и интересов ответчика, более того, причинить ему материальный вред.

Обеспечение иска может иметь место на любой стадии делопроизводства, то есть как при подготовке к рассмотрению, так и при рассмотрении дела по существу. Поскольку закон не содержит точного перечня хозяйственных споров или обстоятельств, по которым применяются меры по обеспечению иска, хозяйственный суд в каждом конкретном случае должен правильно оценить обстоятельства дела и принять соответствующее решение.

Меры принимаются  хозяйственным судом по заявлению  стороны — как истца, так и  ответчика — в случае представления  встречного иска (статья 60 ХПК), а также третьего лица, которое заявляет самостоятельные требования на предмет спора, поскольку она пользуется правами истца (статья 26 ХПК), прокурора, который подал иск, или по инициативе хозяйственного суда, но только при наличии достаточно весомых свидетельств о том, что за время производства по делу имущество ответчика может исчезнуть, быть выведенным из строя, ухудшиться, что может сделать невозможным или затруднить выполнение решения хозяйственного суда.

Отказ в принятии  обеспечительных мер  не препятствует сторонам или прокурору при изменении обстоятельств опять обратиться в хозяйственный суд с соответствующим заявлением, наведя необходимые доказательства.

Статья 67 ХПК Украины содержит перечень мер, которые могут быть применены хозяйственным судом для обеспечения иска: наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику; запрещение ответчику совершать определенные действия; запрещением другим лицам совершать действия, касающиеся предмета спора; приостановления взыскания на основании исполнительного документа или др.документа, по которому осуществляется взыскание в бесспорном порядке; приостановление продажи арестованного имущества, если иск подан об освобождении этого имущества из- под ареста.

 Указанной статьей предусмотрены также исключения о запрете применения обеспечительных мер, как: запрет на проведение общего собрания акционеров или участников хозобщества и принимать им решения; предоставлять эмитентом, реестратором, хранителем, депозитарием реестр собственников именных ценных бумаг, информацию об акционерах или участниках хозобщества для проведения общего собрания; запрет на участие акционеров или участников в общих собраниях акционеров, установление правомочности общего собрания.

  Право выбора тех или иных мер принадлежит хозяйственному суду, который исходит из предмета спора, конкретных обстоятельств дела и предложения заявителя. На практике наиболее распространенной формой обеспечения иска является наложение ареста на имущество или денежные суммы, которые принадлежат ответчику.

В соответствии со статьей 59 Закона Украины «Об исполнительном производстве» лицо, которое считает, что имущество, на которое наложен арест, принадлежит ему, а не должнику, может обратиться в суд с иском о признании права на имущество и об освобождении имущества из-под ареста.

Запрещение  ответчику совершать определенные действия, например, пользоваться спорным  имуществом, видоизменять или переоборудовать  его, а также запрещение неподобающего  хранения применяются в тех случаях, когда непринятие этих мер может привести к порче этого имущества, ухудшения его качества или невозможности использования по функциональному назначению в дальнейшем. Хозяйственный суд должен точно указать, какие именно действия запрещается совершать должнику.

Запрещение  другим лицам совершать действия, которые касаются объекта спора  или спорного имущества, применяется, как правило, в тех случаях, когда  спорное имущество находится  у других лиц на основаниях, предусмотренных законом (аренда, наем, бесплатное пользование и тому подобное). В случае безосновательного удерживания спорного имущества или пользования им целесообразно налагать арест на это имущество.

Об обеспечении  иска хозяйственный суд выносит определение. Приказ о применении мер по обеспечению иска не выдается. Определения хозяйственного суда согласно  статье 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве» подлежат исполнению органами Государственной исполнительной службы или другими органами исполнения судебных решений в соответствии с требованиями статьи 2, 3, 6, 9 упомянутого закона. В необходимых случаях определение направляется также лицам, которым запрещено совершать определенные действия, или учреждениям банков или кредитно-финансовым учреждениям, в которых находится исполнительный документ. На определение об обеспечении иска может быть подана апелляционная жалоба.

Вопрос об отмене обеспечительных мер решается судом, который рассматривает дело и указывает об этом в определении  или решении.(ст.68)

С принятием  норм о предупредительных мерах (ст.43-3) определено, что после подачи иска в пятидневный срок с момента принятия предупредительных мер, они автоматически переходят в обеспечительные

Законом предусмотрено, что обеспечение иска связано  с ограничением ответчика в его  правах и некоторым ущербом для  его интересов. Поэтому, на основе принципа процессуального равноправия сторон, предусмотрены гарантии интересов  ответчика---истец возмещает убытки, причиненные мерами по обеспечению  иска, если они не обоснованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема 12. Разрешение хозяйственных споров в первой инстанции (р.11 ст.69-81-1)---3 стадия.

 

План:

 

1. Характеристика рассмотрения споров по существу в хозяйственном суде первой инстанции как основной стадии хозяйственного процесса и ее значение.

        2. Отложение рассмотрения дела, перерыв в судебном заседании. Приостановление производства по делу.

 

3. Оставление иска без рассмотрения. Прекращение производства по делу.

4. Протоколирование судебного заседания.

 

1. Характеристика рассмотрения споров по существу в хозяйственном суде первой инстанции как основной стадии хозяйственного процесса и ее значения. (ст.69-75 ХПКУ)

 

 

Хозяйственно-процессуальное законодательство Украины предоставило юридическим лицам широкие процессуальные гарантии относительно осуществления ими субъективных прав во время рассмотрения споров хозяйственными судами.

Следовательно, рассмотрению споров по существу в хозяйственном суде первой инстанции как основной стадии хозяйственного процесса имеет важное значение по защите законных прав и интересов субъектов  хозяйствования от неправомерных действий других лиц.

Судебное  разбирательство---одна из основных стадий хозпроцесса, в ходе которого происходит рассмотрение и разрешение дела по существу, т.е. проверяется законность и обоснованность взаимных требований сторон и третьих лиц на основе исследования предоставленных доказательств.

Одним из важных факторов эффективности судебного  разбирательства является оперативность  рассмотрения дела. Согласно ст. 69 ХПКУ спор должен быть разрешен в срок не более 2 месяцев со дня поступления  иска. Спор о взыскании задолженности  по опротестованному векселю---не более 1 месяца. Срок может быть продлен на срок не более 15 дней, о чем выносится определение. 

 

Разрешение споров между юридическими лицами, а также между физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 1 ХПК Украины проводится в заседании хозяйственного суда.

Порядок ведения  заседания предусмотрен ХПК Украины (ст.74ХПКУ). Заседания хозяйственного суда проводятся в зале заседаний с соблюдением требований процессуального законодательства. При отсутствии такого зала, а также при незначительном количестве участников процесса дело может быть рассмотрено в рабочем кабинете судьи или в другом помещении. Порядок ведения заседания определяется  в заседании судьей, а в случае рассмотрения дела тремя судьями — судьей, председательствующим в заседании.

 

Подготовкой заседания  рассмотрения дела, как правило, занимается специалист-помощник судьи хозяйственного суда, который направляет заинтересованным сторонам определение судьи (о дате и времени рассмотрения спора); составляет списки дел, назначенных в заседании; вывешивает их в определенном месте; принимает от участников процесса необходимые для рассмотрения дела доказательства и приобщает их в дело; выполняет по поручению судьи другие действия. Статьей 75 предусмотрено, что если суду не предоставлены отзыв на иск и дополнительно истребованные хозсудом документы, дело может быть рассмотрено по имеющимися в деле материалам.

В назначенное, согласно определению судьи о рассмотрении дела, время, председатель открывает заседание, оглашает состав суда, проверяет явку представителей сторон и их полномочия, разъясняет лицам, которые принимают участие в заседании суда, их права и обязанности, определяет порядок ведения заседания, выясняет поступление от участников хозяйственного процесса заявлений, ходатайств, отводов состава суда или судьи, эксперта и др. После этого оглашается суть искового заявления, слово предоставляется представителю истца или же прокурору, если иск подан им, эксперту и другим лицам, которые принимают участие в заседании. Председатель выясняет поступление от участников хозяйственного процесса дополнений к исследованным материалам. После этого председатель сообщает об окончании рассмотрения дела и объявляет решение или его резолютивную часть или же когда будет принято полное решение.

Если участник процесса нарушает в заседании порядок, председатель предупреждает его. В  случае повторного нарушения тем  же участником процесса порядка заседания  он может быть выведен из помещения, в котором проводится заседание и привлечен к ответственности, в связи с этим объявляется перерыв в судебном заседании.

 

  1. Отложение рассмотрения дела, перерыв в судебном заседании. Приостановление производства по делу (ст.77,79).

 

Отложение рассмотрения дела---перенесение заседания хозсуда на другое время в связи с выявлением обстоятельств, препятствующих разрешению дела по существу в данном заседании (ст.77ХПК).

Основания отложения:

- неявка в заседание представителей  сторон, др.участников судебного  процесса;

- непредоставление истребуемых доказательств;

- необходимость истребования новых  доказательств;

- привлечение к участию в  деле другого ответчика, замена  ненадлежащего ответчика;

- необходимость замены отведенного  судьи, эксперта.

Об отложении выносится определение  с указанием времени и места проведения следующего заседания.

     Отложение рассмотрения дела является не совсем желаемым явлением, оно затягивает рассмотрение спора между сторонами, однако в необходимых случаях рассмотрение дела следует отложить, и это даст возможность всесторонне рассмотреть дело, вынести законное и обоснованное решение.

Об отложении рассмотрения дела выносится мотивированное определение, в котором указываются причины отложения и те меры, которые необходимо применить для обеспечения рассмотрения дела в следующем заседании хозяйственного суда, а также время и место проведения следующего заседания.

Анализ хозяйственного процессуального законодательства позволяет сделать вывод о том, что определение об отложении рассмотрения дела не может быть проверено в апелляционном порядке. Кроме этого, следующее заседание назначается по согласованию со всеми участниками процесса.

Также, в данной статье (ч. 3 ст.77) определено право судьи  объявить перерыв в заседании, о  чем также указывается в определении  или решении суда. Перерыв---это  отсрочка продолжения судебного  заседания на относительно короткое время, вызываемая необходимостью отдыха судей или обстоятельств в  ходе заседания (удаление из зала заседания  лиц за неправомерные действия).

Приостановление производства по делу (ст.79ХПКУ)---временное  прекращение совершения процессуальных действий по делу по независящим от суда и сторон обстоятельств, препятствующих дальнейшему продвижению дела. Отличие  приостановления от отложения: в  случаях отложения---дело откладывается  для осуществления хозсудом или сторонами определенных действий с указанием срока (дата, время), а в случае приостановления---приостанавливается осуществление всех процессуальных действий на неопределенный срок.

Информация о работе Хозяйственное процессуальное право