Валютное регулирование в России: современная правовая регламентация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:18, реферат

Описание

Банковское регулирование как система норм государственно-властного характера, имеющее целью ограничение и упорядочение банковской деятельности, в любом обществе представлено в двух видах: пруденциального и валютного регулирования. Пруденциальное регулирование имеет своей целью обеспечение стабильного и надежного функционирования банковской системы государства в целом, а также защиту интересов вкладчиков. Эта цель достигается с помощью государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков, а также осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций) со стороны государства.

Работа состоит из  1 файл

Val_reg.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)
 

____________________

*Операции могут совершаться только уполномоченными банками, их филиалами, дополнительными офисами, кредитно-кассовыми офисами, операционными кассами вне кассового узла  и иными внутренними структурными подразделениями уполномоченных банков. 

3) Валютные операции  между нерезидентами 

      Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной  валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ (ст. 10).

      Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной  валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (п. 1-4 ст. 13).

      

      Ш. Открытие и ведение  счетов в валюте РФ и иностранной валюте

         резидентами и нерезидентами  в уполномоченных банках

         на  территории России, а также счетов в валюте РФ и

                                             иностранной валюте  за границей 

      Резиденты и нерезиденты (физические и юридические лица, а также физические лица – индивидуальные предприниматели) вправе открывать банковские счета в валюте РФ и иностранной валюте в уполномоченных банках на территории России23. Кроме того, резиденты (физические и юридические лица, а также физические лица – индивидуальные предприниматели) вправе открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных за пределами территории России24. Правовой режим таких счетов установлен в Законе и в нормативно-правовых актах Банка России. Определяющий элемент правового регулирования применительно к рассматриваемому вопросу заключается в требовании осуществления всех валютных операций между резидентами и нерезидентами, связанных с безналичными расчетами, через банковские счета. 
 
 

1) Правовой режим  счетов физических лиц-резидентов

             в банках, расположенных  за пределами территории

                                    России 

      Физические  лица-резиденты открывают  без ограничений  счета (вклады) в иностранной  валюте в банках, расположенных на территориях иностранных  государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (п. 1 cт. 12 Закона). Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории РФ (п. 2 ст. 12). Положение об уведомительном порядке открытия физическим лицом-резидентом счета в банке за границей вступило в силу с 01 января 2007 г.

      До  этого времени данный вопрос регулировался  Указанием ЦБ РФ № 1411-У «Об открытии физическими лицами-резидентами  счетов (вкладов) в банках за пределами  территории РФ» от 30 марта 2004 г. в  редакции от 25 августа 2005 г.25, согласно которому физические лица-резиденты открывали банковские счета (вклады) в валюте РФ и в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, а также банковские счета (вклады) в валюте РФ в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, после предварительной регистрации открываемого счета (вклада) в налоговых органах по месту учета резидента (п. 1). Таким образом, регистрационный порядок открытия физическим лицом-резидентом банковского счета за границей действовал до 01 января 2007 г.

      Физические  лица-резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами  территории РФ, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ. Переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (п. 4 ст. 12 Закона).

      Следовательно, общий вывод в отношении правового режима счетов физических лиц-резидентов в банках за пределами территории России заключается в том, что такие счета с 01 января 2007 г. открываются в уведомительном порядке. Физические лица-резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ (п. 6 ст. 12). Физические лица-резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории РФ по состоянию на начало каждого календарного года (п. 7 ст. 12). 

2) Правовой режим  счетов юридических  лиц-резидентов

в банках, расположенных за пределами территории

России 

      Юридические лица-резиденты открывают  без ограничений  счета (вклады) в иностранной  валюте в банках, расположенных на  территориях иностранных  государств, являющихся членами ОЭСР и  ФАТФ (п. 1 ст. 12 Закона). Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории РФ (п. 2 ст. 12)26. Юридические лица-резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 12). Юридические лица-резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами (п. 6 ст. 12). Со средствами, зачисленными в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, между резидентами без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

      1) операции по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

      2) операции по выплате заработной  платы сотрудникам представительства  юридического лица-резидента, находящегося  за пределами территории РФ;

      3) операции по оплате и (или)  возмещению расходов, связанных  с командированием таких сотрудников на территорию страны местонахождения вышеуказанных представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории РФ;

      4) операции, связанные с расчетами  и переводами при исполнении  бюджетов бюджетной системы РФ  в соответствии с бюджетным законодательством РФ;

      5) операции, предусматривающие расчеты  и переводы для осуществления  деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и  иных официальных представительств  РФ, находящихся за пределами  территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

      6) операции, связанные с расчетами  между транспортными организациями  и находящимися за пределами  территории РФ физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, по договорам перевозки пассажиров (п. 6.1. ст. 12).

      Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами-резидентами через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом. Юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. Юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории РФ.

      Юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты  в наличной иностранной валюте и  наличной валюте РФ с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.

        Юридические лица-резиденты могут  осуществлять без использования  банковских счетов в уполномоченных  банках расчеты в иностранной  валюте и валюте РФ с находящимися  за пределами территории РФ  физическими лицами-резидентами,  а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, и физическими лицами-нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте РФ с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 14). Необходимо еще раз подчеркнуть, что на смену регистрационному порядку открытия юридическими лицами-резидентами счетов в банках-нерезидентах пришел уведомительный порядок с 01 января 2007 г. 

IV. Ввоз и пересылка в Россию, вывоз и пересылка из России

валютных  ценностей, валюты РФ и внутренних

ценных  бумаг резидентами  и нерезидентами 

      Ввоз  в РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних  и (или) внутренних ценных бумаг в  документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. При единовременном ввозе в РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10,000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или ) валюта РФ, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме (п. 1 ст. 15).

      Физические  лица-резиденты и физические лица-нерезиденты  имеют право вывозить из РФ иностранную  валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние  и (или) внутренние ценные бумаги в документарной  форме, ранее ввезенные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в РФ (п. 2 ст. 15).

      Физические  лица-резиденты и физические лица-нерезиденты  имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10,000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ была ранее ввезена или переведена в РФ либо приобретена в РФ. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, равной в эквиваленте 3,000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ не подлежит декларированию таможенному органу. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3,000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ.

Информация о работе Валютное регулирование в России: современная правовая регламентация