Валютное регулирование в России: современная правовая регламентация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:18, реферат

Описание

Банковское регулирование как система норм государственно-властного характера, имеющее целью ограничение и упорядочение банковской деятельности, в любом обществе представлено в двух видах: пруденциального и валютного регулирования. Пруденциальное регулирование имеет своей целью обеспечение стабильного и надежного функционирования банковской системы государства в целом, а также защиту интересов вкладчиков. Эта цель достигается с помощью государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков, а также осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций) со стороны государства.

Работа состоит из  1 файл

Val_reg.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

      Наряду  с нормативным аспектом, представленным актами валютного законодательства, в структуре механизма валютного регулирования можно выделить и институционный аспект. Он представлен теми государственными органами, которые осуществляют принятие актов валютного законодательства и контроль за их соблюдением. Такие государственные органы выступают как органы специальной компетенции в области валютного регулирования. Наделение Законом Банка России и Правительства РФ функций по принятию актов валютного законодательства означает придание им статуса органов специальной компетенции. Институционный аспект механизма валютного регулирования схематично можно представить  следующим образом: 
 

№№

п/п

Наименование  государственного органа Правовая  основа функционирования государственного органа
1. Центральный банк РФ (Банк России) ФЗ «О Центральном  банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. в редакции от 29 декабря 2006 г.10
2. Федеральная таможенная служба Положение о  Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 429 от 21 августа    2004 г. в редакции от 29 июля 2006 г.11
3. Федеральная налоговая  служба Положение о  Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. в редакции от 14 декабря 2006 г.12
4. Федеральная служба по финансовым рынкам Положение о  Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства  РФ № 317 от 30 июня 2004 г. в редакции от 14 декабря 2006 г.13
5. Федеральная служба по финансовому мониторингу Положение о  Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 июня 2004 г.14
 

      Валютные  отношения как структурный элемент механизма валютного регулирования не представляют собой однородной массы, а в свою очередь, имеют логическую систему построения, включающую субъекты, объекты и валютные операции, т.е. действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать применительно к объектам15. Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному вопросу. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, неизвестные гражданскому праву в целом, а именно, резиденты и нерезиденты. Важность выделения этих категорий субъектов заключается в том, что в зависимости от их вида различается правовой режим осуществления ими валютных операций. Закон включает в категорию резидентов следующих лиц:

  • физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц-резидентов;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые вступают в валютные отношения (п. 1(6) ст. 1).

      К нерезидентам Закон относит следующих  лиц:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
  • находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов – юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;
  • иные лица, не являющиеся резидентами (п. 1(7) ст. 1).

      Закон не раскрывает в деталях характеристики резидентов и нерезидентов16, поэтому для точного уяснения сути этих категорий необходимо обращаться к иным нормативно-правовым актам. Так, Закон относит к резидентам физических лиц – иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно проживают в России на основании вида на жительство. Этот вопрос регулируется Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. в редакции от 06 января 2007 г.17 Согласно этому Закону все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:

    • временно пребывающие в России;
    • временно проживающие в России;
    • постоянно проживающие в России (п. 1 ст. 2).

      В каждом из трех случаев предусмотрены  определенные основания и сроки  нахождения иностранных граждан  на территории России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток (ст. 5). Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6).

      В течение срока действия разрешения на временное проживание и при  наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее  одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8). Основания для отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство содержатся в ст. 9 закона, причем перечень таких оснований является исчерпывающим. Очевидно, что именно эта и только эта категория иностранных граждан, находящихся на территории России, будет признана резидентами в значении, придаваемом валютным законодательством.

      Что же касается юридических лиц, то в  основе их отнесения к категории  резидентов и нерезидентов лежат  общепризнанные в международном  частном праве критерии инкорпорации и оседлости. Резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ (т.е. учрежденные в России). Создание юридического лица по российскому праву предполагает его регистрацию и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Регистрация осуществляется в настоящее время Федеральной налоговой службой РФ в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 г. в редакции от 02 июля 2005 г.18 (ст. 13).

      Нерезидентами признаются юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории РФ. В МЧП под местонахождением юридического лица имеется в виду расположение его управленческих органов. Таким образом, при определении круга физических лиц-резидентов как субъектов валютных отношений принимаются во внимание критерии гражданства и постоянного местожительства (известного в МЧП как домицилий). В отношении же юридических лиц при определении их статуса резидентства используются критерии инкорпорации и оседлости.

      Рассмотрев  специфику субъектов валютных отношений, остановимся на характеристике их объекта. Именно объект определяет особенности тех отношений между субъектами, которые мы называем «валютными». В самой общей форме особенность валютных отношений состоит в том, что их объектом всегда являются валюта19 и ценные бумаги. Ни драгоценные металлы, ни драгоценные камни не квалифицируются как объекты валютного регулирования. Закон относит к числу объектов валютных отношений следующие категории:

      1) валюта РФ:

  • денежных знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
    1. иностранная валюта:
    • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
    • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
    1. внутренние ценные бумаги:
    • эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;
    • иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ;

      4) внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;

     5) валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 1(1) – 1(5) ст. 1). 

II. Понятие и виды валютных операций банков:

общая характеристика 

      Среди всех видов банковских операций валютные операции занимают особое место. Это связано с тем фактором, что содержательный аспект таких операций (будь то расчетные, гарантийные, вексельные и иные операции) неизбежно испытывает влияние валютного регулирования, приводящего в конечном итоге к удвоению структуры банковской операции: с одной стороны, по содержанию она остается чисто банковской операцией (например, кредитовый перевод; выдача банковской гарантии; акцепт векселя), а с другой стороны, по форме она приобретает характер валютной операции (кредитовый перевод иностранной валюты с банковского счета клиента-резидента в уполномоченном банке на его счет в банке-нерезиденте за рубежом; выдача банковской гарантии в качестве банка-гаранта в пользу бенефициара-нерезидента в иностранной валюте; акцепт векселя, выставленного трассантом-нерезидентом в иностранной валюте).

      Валютные  операции являются важнейшей составляющей валютных отношений. Наиболее общая характеристика валютных операций отражает тот факт, что такие операции всегда связаны с движением валютных ценностей и иных объектов валютных отношений20. Более детальное определение валютных операций может быть дано в следующей формулировке. Валютные операции это комплекс действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой и ценными бумагами, как правило, в форме различного рода сделок, существенной чертой которых выступает движение валюты и ценных бумаг в виде перехода права собственности на них и/или их физического перемещения. Можно выделить три основания классификации валютных операций – по содержанию, по форме и по субъектному составу. По содержанию, т.е. по существу, можно выделить следующие виды валютных операций:

      1) приобретение резидентом у резидента  и отчуждение резидентом в  пользу резидента валютных ценностей  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

      2) приобретение резидентом у нерезидента  либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Информация о работе Валютное регулирование в России: современная правовая регламентация