Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:43, шпаргалка

Описание

Вопрос 1: Понятие финансов, их функции и особенности
Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
1) денежное отношение;
2) распределительное отношение;
3) безэквивалентное отношение;

Работа состоит из  1 файл

Финансовое право экзамен шпаргалки.docx

— 262.09 Кб (Скачать документ)

Элементы  налогового правоотношения: субъекты, объекты, содержание.

Налогоплательщик (субъект налогообложения) - лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Субъекты  налоговых правоотношений:

1) организации и  физические лица, признаваемые в  соответствии с НК РФ налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

2) организации и  физические лица, признаваемые в  соответствии с НК РФ налоговыми  агентами;

3) Государственная  налоговая служба РФ и ее  территориальные подразделения  в РФ;

4) Государственный  таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;

5) государственные  органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления и другие уполномоченные ими органы и должностные лица, которые осуществляют прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

6) Министерство финансов  РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ.

Права налогоплательщиков - гарантии точной реализации налогового законодательства. В ряде стран вопрос о правах налогоплательщиков поднят на особую высоту.

Налогоплательщики имеют право:

1) получать от  налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от  налоговых органов письменные  разъяснения по вопросам применения  законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ и т. д.

Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы:

1) основные - связаны  с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой налогов. Основной обязанностью налогоплательщика является конституционная обязанность платить налоги и сборы;

2) факультативные - предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей.

 

Вопрос 48: Формы вины в налоговых правоотношениях. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Существуют  две формы вины лица в совершении налогового правонарушения:

- умысел;

- неосторожность.

Умысел в действиях  лица усматривается в том случае, если лицо, совершившее правонарушение, осознавало противоправный характер своих  действий (бездействия) и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих  действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших  вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в  совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Вина в форме умысла в качестве квалифицирующего признака предусмотрена лишь в составе  одного налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 122 НК РФ - «неуплата  или неполная уплата сумм налога в  результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных  действий (бездействия), совершенные  умышленно».

В части первой НК РФ (раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность  за их совершение») содержатся иные составы  правонарушений, размеры, основания  и порядок применения ответственности.

Отсутствие хотя бы одного из квалифицирующих признаков является освобождения налогоплательщика от ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 54: Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы

Государственный кредит - урегулированная нормами финансового права деятельность государства по привлечению временно свободных средств юридических и физических лиц на условиях возмездности, возвратности и срочности.

Значение  государственного долга - формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета.

Формы государственного кредита:

1) государственные  займы;

2) государственные долговые обязательства;

3) сберегательное  дело.

Субъекты  государственного кредита:

1) РФ, ее субъекты - заемщик;

2) муниципальные  образования, физические и юридические лица - заимодавец.

Результатом государственного кредита является государственный долг.

Государственный долг России - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долгаРФ

В объем  государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

2) объем основного  долга по кредитам, полученным  РФ;

3) объем основного  долга по бюджетным ссудам  и бюджетным кредитам, полученным  РФ от бюджетов других уровней ;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Методы  управления государственным долгом:

1) рефинансирование (новация) - замена старых кредитных  обязательств новыми путем их выпуска;

2) конверсия - изменение кредитных отношений путем изменения (увеличения или снижения) процентной ставки по кредиту;

3) консолидация - продление  сроков действующих займов;

4) унификация займов - объединение нескольких займов  в один;

5) отсрочка погашения  займов;

6) аннулирование  государственного долга - прекращение кредитных обязательств государства путем его отказа от долга. Так, например, Правительство РФ вправе осуществить списание государственного внутреннего долга РФ по государственным займам, осуществленным путем выпуска ценных бумаг от имени РФ в валюте РФ, по которым истек срок исковой давности.

Предельные размеры  внутреннего долга устанавливаются  в Федеральном законе о бюджете  на соответствующий год и на 1 января 2005 г. составил 988,1 млрд рублей.

Правительство РФ вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами России, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Долговые обязательства  РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий  выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.

Государственные долговые обязательства РФ могут существовать в следующих формах:

1) кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени России как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Порядок заключения и действия международных договоров определяется ФЗ от 15.07.1995 г. № 101 ≪О международных договорах РФ≫;

2) государственные  займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг (облигаций федерального займа, государственных краткосрочных обязательств и т. д.) от имени РФ.

Государственный заем (заимствование) в Бюджетном кодексе РФ - передача в собственность РФ или ее субъекта денежных средств, которые РФ или ее субъект обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Порядок эмиссии ценных бумаг закреплен в ФЗ от 29.07.1998 г. № 136 ≪Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг≫;

3) договоры и соглашения  о получении РФ бюджетных ссуд (заем на срок до 6 месяцев на  условиях возвратности, может быть  как возмездным, так и безвозмездным) и бюджетных кредитов на условиях возвратности и обязательной возмездности от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении  РФ государственных гарантий;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 55: Правовые основы государственных и муниципальных расходов: понятие, источники, основные направления

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды расходы  бюджетов в зависимости от их экономического содержания:

1) текущие;

2) капитальные.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные  устанавливается экономической  классификацией расходов бюджетов РФ.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных  расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание госуу дарственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Расходование  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

1) ассигнования на  содержание бюджетных учреждений;

2) средства на  оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3) трансферты населению, включающие в себя:

а) ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению;

б) ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

в) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

4) бюджетные кредиты юридическим лицам (налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

5) субвенции и  субсидии физическим и юридическим лицам;

6) инвестиции в  уставные капиталы юридических  лиц;

7) бюджетные ссуды,  дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

8) кредиты и займы  внутри страны за счет государственных  внешних заимствований;

9) кредиты иностранным государствам;

10) средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

 

Вопрос 56: Сметно-бюджетное финансирование: понятие, принципы, основы порядка. Понятие сметы, бюджетной росписи, их структура. Порядок их составления и утверждения

Сметно-бюджетное  финансирование - безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из федерального бюджета на основе смет.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Смета - финансовый план предприятия или учреждения, определяющий объем поступающих доходов и целевое распределение этих доходов на финансирование проведения необходимых расходов. Смета доходов и расходов составляется в тысячах рублей с одним десятичным знаком.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"