Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:43, шпаргалка

Описание

Вопрос 1: Понятие финансов, их функции и особенности
Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
1) денежное отношение;
2) распределительное отношение;
3) безэквивалентное отношение;

Работа состоит из  1 файл

Финансовое право экзамен шпаргалки.docx

— 262.09 Кб (Скачать документ)

При установлении налогов  должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать.

Налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления  налога;

6) порядок и сроки  уплаты налога.

При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.

В необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоги и сборы  не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, поэтому не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом РФ и таможенным законодательством РФ.

Методы  взимания налогов:

1) равное  налогообложение - сумма налога и сбора, взимаемого с юридического или физического лица, равна для любого налогоплательщика;

2) пропорциональное налогообложение – для каждого налогоплательщика устанавливается одинаковая ставка налога, сумма налога при этом может не совпадать (например, налог на прибыль организаций);

3) прогрессивное налогообложение - ставка налога растет вместе с ростом налогооблагаемой базы. Выделяют несколько подвидов прогрессивного налогообложения:

а) простая поразрядная  прогрессия - сумма налога равна  при налогооблагаемой базе от одного предела до другого. Например, налог  в размере 100 рублей устанавливается  при доходе от 100 000 до 500 000 рублей. При  доходе от 500 000 до 800 000 рублей налог  составит 200 рублей и т. д.;

б) простая относительная  прогрессия - вместе с увеличением  налоговой базы растет не сумма налога, а его ставка. Например, при доходе от 100 000 до 500 000 рублей ставка налога 5 % от налоговой базы, при доходе от 500 000 до 800 000 рублей - 10 %. При этом виде прогрессии применяется наиболее высокая  ставка: если доход 600 000 - 10 % взыскивается со всех 600 000;

в) сложная прогрессия - в отличие от простой относительной  для каждой категории налоговой  базы существует одна ставка. До 100 000 рублей, например, по ставке 5 %, с того, что  свыше 100 000, налог взыскивается по ставке 10 %;

4) регрессивное налогообложение - с увеличением налоговой базы уменьшается ставка налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 42: Система налогов и сборов: понятие, основания их классификации

Состав  налоговой системы РФрации:

1) федеральные  налоги и сборы – федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ (Налоговым кодексом РФ) и взимаются на всей ее территории.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

а) налог на добавленную  стоимость;

б) акцизы;

в) налог на доходы физических лиц;

г) единый социальный налог;

д) налог на операции с ценными бумагами;

е) таможенная пошлина;

ж) платежи за пользование  природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ;

з) налог на прибыль организаций;

и) государственная  пошлина;

к) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

л) сбор за использование  наименований ≪Россия≫, ≪Российская Федерация≫ и образованных на их основе слов и словосочетаний;

м) плата за пользование  водными объектами;

н) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

о) налог на добычу полезных ископаемых;

п) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

2) налоги и сборы субъекта Федерации. Налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

В состав налогов и сборов субъектов РФ входят:

а) лесной доход;

б) транспортный налог;

в) налог на игорный  бизнес;

г) налог на имущество  организаций;

3) местные налоги и сборы. Суммы платежей по местным налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

К местным  налогам и сборам относятся:

а) налог на имущество физических лиц - сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по местонахождению (регистрации) объекта налогообложения;

б) земельный налог - порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

в) регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью - сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

г) налог на рекламу - уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 % стоимости услуг по рекламе.

 

 

Вопрос 43: Понятие налогового права. Его система

Налоговое право РФ как отрасль права - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Структура налогового права:

1) Общая часть  - закреплены нормы, регулирующие общие вопросы налогообложения: правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов, состав налоговой системы, способы обеспечение исполнения налоговых обязательств, налоговую ответственность участников налоговых правоотношений, основные элементы налогов и сборов и т. д.;

2) Особая часть  - характеризует отдельные виды налогов и сборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 44: Источники налогового права: понятие, основания классификации

Источники налогового права:

1) международные  договоры РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ;

2) Конституция РФ;

3) Налоговый кодекс  РФ - устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

а) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

б) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

в) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

г) права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах;

д) формы и методы налогового контроля;

е) ответственность  за совершение налоговых правонарушений;

ж) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц;

4) принятые в соответствии  с ним федеральные законы о  налогах и сборах;

5) нормативно-правовые  акты Президента РФ (указы и распоряжения);

6) нормативно-правовые акты Правительства РФ (постановления и распоряжения);

7) нормативно-правовые  акты федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела. Указанные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогообложения, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов;

8) законы и иные  нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

9) нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

 

Вопрос 45: Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав

Статья 1. Законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований  о налогах и сборах

Статья 1 НК РФ определяет состав законодательства о налогах и  сборах, которое действуют на территории РФ, и включает в себя:

- законодательство РФ  о налогах и сборах;

- законодательство субъектов  РФ о налогах и сборах;

- нормативные правовые  акты представительных органов  муниципального образования о  налогах и сборах.

Законодательство РФ о  налогах и сборах состоит из:

- Налогового кодекса РФ.

 

Вопрос 46: Субъекты налогового права: понятие, группы, краткая характеристика

Механизм регламентации  тех или иных правоотношений предполагает, во-первых, определение статуса лиц, участвующих в этих отношениях; во-вторых, установление объекта этих отношений  и, в-третьих, регулирования порядка  их осуществления.

Согласно ст.9 Налогового кодекса РФ (НК РФ), участниками отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, являются:

1. организации физические  лица, признаваемых налоговым кодексом  налогоплательщиками или плательщиками  сборов;

2. организации и  физические лица, признаваемые налоговым  кодексом налоговыми агентами;

3. Министерство РФ  по налогам и сборам и его  подразделения в РФ;

4. государственный  таможенный комитет РФ и его  подразделение (далее – таможенные  органы);

5. государственные  органы исполнительной власти  и исполнительные органы местного  самоуправления, другие уполномоченные  ими должностные лица, осуществляющие  в установленном порядке по  мимо налоговых и таможенных  органов прием и взимание налогов  и (или) сборов, а также контроль  за их уплату налогоплательщиками  и плательщиками сборов (далее  – сборщики налогов и сборов) ;

6. Минфин РФ, Минфин  республик, финансовое управление (департаменты отдела) администрации  краев, властей, городов Москвы  и С – П, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее – финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решение вопросов об отсрочке и о рассрочки уплаты налогов и сборов других вопросов, предусмотренных налоговым кодексом;

7. органы государственных  внебюджетных фондов;

8. федеральная служба  налоговой полиции РФ и её  территориальные подразделения  (далее – органы налоговой полиции) – при решении вопросов, отнесённых к их компетенции Налоговым Кодексом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 47: Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы, краткая характеристика

Налоговое правоотношение - общественное финансовое отношение, урегулированное нормами финансового права, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введении и взимании налогов и сборов РФ, в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"