Правовые основы фин контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:11, доклад

Описание

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской федерации и законы (п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Работа состоит из  1 файл

правовые основы финансового контроля.docx

— 36.66 Кб (Скачать документ)

Центральный банк Российской Федерации осуществляет также контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании и денежном обращении.10

Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему  предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные  структурные контрольно-ревизионные  подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные  непосредственно руководителям  этих органов. Работа контрольно-ревизионных  подразделений находится под  контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, то есть контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные  функции в данном случае - необходимое  условие процесса повседневной финансово-хозяйственной  деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет  главный бухгалтер предприятия, объединения, организации, учреждения.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, дополняется  общественным финансовым контролем, основанным на положениях Конституции Российской Федерации, устанавливающих права  граждан, в том числе - право на участие в управлении делами государства (ст. 32), обязанности органов государственной  власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функций.

В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом Президента РФ "Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 г. и утвержденными  этим Указом "Временными правилами  аудиторской деятельности в Российской Федерации". Согласно этим актам аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль.11

Сметно-бюджетное финансирование.

2.1. Понятие сметно-бюджетного  финансирования.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что  государственные и муниципальные  учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все  свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают  за счет бюджета на основе финансовых планов- смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный  отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные  принципы, такие как .отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организации из бюджета, соответствующего их подчинённости; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.

Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых  из бюджетов разных уровней, ведущее  место занимают народное образование  и подготовка кадров (высшие учебные  заведения, профессионально-технические  училища, средние специальные учебные  заведения, институты повышения  квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. государство должно гарантировать  ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования  в размере не менее 10% национального  дохода, а также защищенность соответствующих  расходных статей бюджетов всех уровней.

Из федерального бюджета  покрываются затраты на фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

В сметно-бюджетном порядке  из федерального бюджета отпускаются  также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных  Сил, закупку вооружений и военной  техники, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной  энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных  обязательств.

Важным направлением использования  государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы  на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры  Российской Федерации.

2. Порядок сметно-бюджетного  финансирования.

Смета - это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление  и поквартальное распределение  ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и  расходования бюджетных смет.

Правовое значение сметы  состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию  средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности  финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление  контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов. На основании соответствующим образом утвержденной сметы у участников правоотношений по исполнению расходной части бюджета - руководителей бюджетных учреждений, с одной стороны, и у финансовых органов, представляющих интересы государства, - с другой, возникают права и обязанности.

По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы  делятся на индивидуальные, сметы  централизованных мероприятий и  сводные.

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением  централизованных мероприятий, например проведение конференций, августовских чтений учителей и т.д.

Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету  расходов на централизованные мероприятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.

Индивидуальная смета - это  смета, отражающая особенности отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных  организаций устанавливаются типовые  формы смет расходов. Они включают три основных раздела:

1) общие сведения об  учреждении, общую сумму расходов  с распределением по кварталам  и направлениям расходов;

2) оперативно-производственные  показатели, необходимые для определения  расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число  классов, коек в больнице и  т. д.);

3) расчеты по отдельным  статьям сметы.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.

Все средства, полученные учреждениями из бюджета и различных источников, образуют Единый фонд финансовых средств. Из Единого фонда финансовых средств в плановом размере формируются источники для возмещения материальных и приравненных к ним затрат.

В течение года сеть бюджетных  учреждений и штаты могут изменяться, поэтому при планировании расходов осуществляется среднегодовое исчисление.

Одним из важнейших положений  планирования расходов является соблюдение пропорций в распределении денежных средств в Российской Федерации в соответствии с задачами комплексно-целевого финансирования и эффективности использования средств бюджетов всех уровней. Для этого применяется нормирование расходов. Нормы разрабатываются на основе общего для всех субъектов Федерации принципа распределения бюджетных средств, который обеспечивает равные условия удовлетворения социально-культурных и бытовых нужд населения. Разный уровень экономического развития субъектов Федерации требует дифференциации норм с учетом экономических особенностей и потребностей регионов, .

Нормы расходов - это установленный  компетентным органом размер затрат на расчетную единицу (койка в  больнице, студент в университете). Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего они распределяются по содержанию: материальные и денежные. Денежные нормы являются стоимостным выражением натуральных (они получаются в результате умножения затрат в натуральном выражении на государственную цену).

По юридическим свойствам  нормы подразделяются на обязательные (устанавливаемые актами органов  государственного управления и не подлежащие изменению - ставки зарплаты, нормы  расходов на питание и тд.) и расчетные (средние затраты на расчетную единицу). :

Расчетные нормы определяются самим учреждением по согласованию с финансовыми нормами. При их установлении учитываются конкретные условия (например, определение объема затрат на отопление в школах или  больницах в Мурманской области  или Ставропольском крае), в которых  находится данное учреждение.

При бюджетном нормировании расходов Правительство устанавливает  нормативы - размеры расходов, которые  не связаны с единицей нормирования (например, проценты начисления на заработную плату).

По степени охвата затрат на основную единицу финансирования нормы расходов подразделяются на индивидуальные и укрупненные. Индивидуальные нормы, как обязательные, так и расчетные, применяются при составлении индивидуальных смет; укрупненные -- при составлении бюджетов разных уровней ;и представляют собой общий объем затрат на плановый показатель.;

Большую часть ассигнований на содержание бюджетных учреждений составляют затраты по статьей ометы. Поэтому при составлении сметы особое место занимает нормирование заработной платы

Фонд заработной платы  для бюджетного учреждения исчисляется  исходя из штата сотрудников (количество должностей по установленному для учреждения перечню) и ставок заработной платы  по установленному нормативу в зависимости  от стажа, образования и т.д

При планировании ассигнований на содержание бюджетных учреждений критерий определяется так, чтобы он максимально отражал целевую  направленность (школа, детский сад) и виды затрат (зарплата, питание  больных, капитальный ремонт и т.д.).

Формирование и исполнение сметы расходов бюджетных учреждений осуществляется на основании нормативных  актов. Деятельность государственных  организаций и учреждений по формированию . и исполнению смет, расходов неотрывна от стадий бюджетного процесса и носит название сметного процесса. Составление смет - это часть составления проекта бюджета. Лишь после утверждения бюджета, из которого будут финансироваться расходы по смете, смета приобретает юридическую силу.

Проект сметы составляется во время .разработки проекта бюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения устанавливаются вышестоящей организацией. При определении расходов по смете бюджетные учреждения руководствуются законами, постановлениями правительства, решениями местных органов, вышестоящей организации, нормами расходов, нормативами, тарифами на электроэнергию, воду, коммунальные услуги и тд. Каждое учреждение обязано обеспечить строгий режим экономии материальных и финансовых ресурсов. Проекты смет рассматриваются в сроки, установленные министерствами, ведомствами, управлениями и. отделами местных органов самоуправления, с тем чтобы сводные итоги рассмотрения могли быть включены в проекты соответствующих бюджетов, из которых финансируются учреждения.

В двухнедельный срок после  утверждения соответствующими органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов  Федерации и административно-территориальных  образований вышестоящие распорядители  бюджетных кредитов: утверждают сметы  расходов учреждений и сметы на; централизованные мероприятия.

Информация о работе Правовые основы фин контроля