Правовой статус Центрального Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации и проводимой им денежно-кредитной политики.

Задачами данной работы являются:

1. Определить сущность Центрального банка России и его роль в развитии банковской системы.

2. Выявить и охарактеризовать основные функции Банка России

3.Определтить правовые особенности банковского контроля и надзора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЦЕНРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

pravovoy-status-tsentralnogo-banka-rossii-kursovaia-200-rub.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

    Закон о несостоятельности устанавливает  порядок и условия осуществления  мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации1. При этом отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, нормативными актами Банка России48.

    Банк  России в соответствии со ст. 7 Федерального закона о Банке России выполняет нормотворческую функцию. По вопросам, отнесенным к его компетенции Банк России издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

    В целях упорядочения своей нормотворческой деятельности Банк России принял Положение Банке России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России», которое в настоящее время действует в редакции Указания Банка России от 24 июня 1998 года № 262-У49.

    В соответствии с п. 1.2. указанного Положения  нормативными актами Банка России являются «акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или  временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Законом о Банке России и настоящим Положением, рассчитанных на неоднократное применение на территории РФ». Банк России принимает нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о Банке России и другими федеральными законами.

    Особое  место в регулировании кредитной системы занимают контрольные и надзорные функции Центрального банка.

    Главная цель банковского регулирования  и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов50.

    Банк  России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов51. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций52, ведения бухгалтерского учета53, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности .

    В целях осуществления банковского  регулирования Банку России предоставлено  право применять меры воздействия  к кредитным организациям, предусмотренные в статье 75 Закона о Банке России. К ним, в частности, относятся запрет на осуществление отдельных банковских операций, взыскание штрафов, отзыв лицензии на осуществление банковских операций и некоторые другие меры воздействия1. Возникающие при этом споры подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

    Для осуществления своих функций  Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и  получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации (п. 2.5.3. и 2.5.5. Инструкции Банка России от 25.08.2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций уполномоченными представителями ЦБ РФ»).

    На  современном этапе развития банковской системы одним из аспектов повышения эффективности банковского надзора может являться более тесное взаимодействие с аудиторскими организациями, придание этим отношениям более ясного содержательного наполнения54.

    В условиях прекращения лицензирования аудиторской деятельности с 1 июля 2006 г. и передачи контроля за качеством аудита в саморегулируемые профессиональные организации вопрос качества аудита перейдет в плоскость соблюдения аудиторскими организациями требований разработанных и утвержденных Правительством Российской Федерации стандартов (правил) аудиторской деятельности55. В связи с этим необходимо разработать, законодательно закрепить и внедрить основы информационного обмена между Банком России, его территориальными учреждениями, аудиторскими организациями, а также аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями, предусмотрев при этом ответственность для участников за уклонение от участия в обмене информацией.

    Таким образом. Банк России имеет аналогичный, а в некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования кредитной сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган.  Выделим, что Банк России уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от Центрального банка Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

    Первоочередными  задачами  банковского надзора,  осуществляемого  Банком России, являются обеспечение законности организации и деятельности кредитных организаций, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы в целом и в чуждой кредитной организации в отдельности, поддержание их стабильности и ликвидности, а также защита интересов вкладчиков и кредиторов.

    Основными принципами банковского надзора  являются: законность, постоянность, беспристрастность  проверяющих лиц по отношению  к поднадзорному объекту, а также  непосредственность, предполагающая осуществление  надзора именно Банком России

    В заключение следует отметить, что среди иных источников, регулирующих банковскую деятельность, следует также назвать правовые обычаи (банковскую практику), нормативные договоры (например, межгосударственные и межбанковские), а также локальные акты, принимаемые органами управления кредитных организаций по вопросам регулирования внутренних отношений в банках, порядка учета, хранения и использования ценностей, регистрации счетов, осуществления делопроизводства и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На  основании вышесказанного проведенного представляется возможным представить следующие выводы и заключения автора.

    Центральный банк, прежде всего посредник между  государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции.

    Среди субъектов банковской деятельности Банк России обладает особым конституционно - правовым статусом как специальный  орган государства, создание которого прямо предусмотрено в ст. 75 Конституции Российской Федерации. Он наделен специальной компетенцией и публично-правовыми функциями по управления банковской системой страны, а также по осуществлению контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.

    Исследуя  правовой статус Банка России, автор  заключает, что попытки применения к нему каких-либо организационно-правовых форм, предусмотренных в Гражданском  кодексе Российской Федерации, несостоятельны. Банк России не подпадает под категорию коммерческих и некоммерческих организаций. Он обладает уникальной природой, особым конституционно-правовым статусом, которые не укладываются в рамки Гражданского Кодекса Российской Федерации. Эти свойства, по мнению автора, следовало бы отразить в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Исследуя  структуру Банка России, можно  сделать вывод о том, что она  является динамичным организмом в рамках Российского государства. На ее становление  и развитие влияют как внутренние, так и внешние факторы развития страны.

    Структура Банка России представляет собой  сложную по организационном) строению и многофункциональную по содержанию систему учреждений, деятельность которых  опирается на федеральные законы и нормативные акты.

    Одним из условий обеспечения устойчивости банковской системы является комплексный подход к проблеме контроля и надзора, сочетающий государственный контроль и надзор за банковской системой и банковской деятельностью, а также осуществление контрольно-надзорных полномочий во всех направлениях контроля и надзора в сфере банковской деятельности, включая контроль за созданием кредитных организаций и лицензированием банковской деятельности, банковский надзор, валютный контроль, контроль за соблюдением налогового и антимонопольного законодательства, борьбу отмыванием доходов, полученных преступным путем и др.

    В заключении хотелось бы подчеркнуть, что  в настоящее время банковское законодательство находится в фазе активного совершенствования, связанного с ростом и усилением банковского сектора экономики. Основные направления развития банковского законодательства определены принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период) до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях, повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

    Несмотря  на то, что автор стремился наиболее полно исследовать поставленные вопросы, по его мнению, полученные результаты не носят исчерпывающий характер. В определенной мере они могут служить отправной точкой и исходной базой для дальнейших исследований по данной теме в тех направлениях, которые рассмотрены в настоящей работе. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно - правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета, 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая и третья).Гражданский кодекс РСФСР (действующая часть): По состоянию на 15 марта2005 г. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2005, - п. 2 ст. 48. ст.50, 120, 298.
  3. Федеральный закон от 2 июля 1990 г. № 395-1 (в ред. от 02.02.2004 г. № 19-ФЗ)«О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ 1996, № 6, ст. 492) (с изм. от03.05.2006г. №60-ФЗ).
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ от 15.01.1996 г. № 3 ст. 145. (с изм. от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ) ст. 7.1
  5. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗРФ от 22.04.1996 г., №.17, ст. 1918. (с изм. от 15.04.2006 г. № 51-ФЗ)
  6. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // СЗ РФ. 1999. № 9, ст. 1097. (с изм. от28.07.2004 г. № 84-ФЗ)
  7. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированиютерроризма» // СЗ РФ от 13.08. 2001 г., № 33 (часть 1), ст. 3418.
  8. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ от 13.08.2001 г., № 33 (часть 1), ст.3422. (с изм. от 02.02.2006 г. №19-ФЗ)
  9. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 12.06.2006 г. № 85-ФЗ)«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ от15.07.2002 г. № 28, ст. 2790. (с изм. от 03.05.2006 г. № 60-ФЗ)
  10. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ от 28.10.2002 г., № 43, ст. 4190.
  11. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ от 15.12.2003 г. № 50, ст. 4859. (с изм. от18.07.2005г. № 90-ФЗ)
  12. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»//СЗ РФ от 03.01.2005 г. № 1 (часть 1), ст.44. (с изм. от 21.07.2005 г. № 110-ФЗ)

Научная и учебная литература

  1. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга Т./Л.И.Абалкин,Г.А. Аболихина, Л.Д. Андросова и др.; под ред. А.Г. Грязновой, А.В. Молчанова,А.М. Тавасиева и др. - М.: ТОО Дека, 1995.- 342 с.
  2. Волков Ю.Л., Танющева Н.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (региональная ситуацияУ/Деньги и кредит.-2005. № 7 С.-48-50.
  3. Голубев С.А. Актуальные вопросы правового регулирования банковской деятельности // Деньги и кредит.-2005. № 3 - С.5-7
  4. Жиркова Н.В. О роли Банка России при банкротстве кредитных организаций //Деньги и кредит. - 2005. № 10 - С.35-40
  5. Максимов М.В. Особенности правового регулирования, контроля и надзора всфере банковской деятельности в РФ// Черные дыры в Российском Законодательстве, интернет - сайт Оптим.ру., 2002. № 3
  6. Структура и организация деятельности Банка России: Учебно-практичкское пособие / Л.Я. Григорьева/ Под ред. Н.В. Беляевой - Тверь: Учебно-методический центр Банка, 2000, - ее. 5, 9-10, 13-20.
  7. Эриашвили Н.Д. Банковское дело. Учебник для вузов./ Под ред. Л.И. Булычевой.- М: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА,1999. – 349 с.

Информация о работе Правовой статус Центрального Банка России