Правовой статус Центрального Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации и проводимой им денежно-кредитной политики.

Задачами данной работы являются:

1. Определить сущность Центрального банка России и его роль в развитии банковской системы.

2. Выявить и охарактеризовать основные функции Банка России

3.Определтить правовые особенности банковского контроля и надзора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЦЕНРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

pravovoy-status-tsentralnogo-banka-rossii-kursovaia-200-rub.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Во  многих странах мира с развитой экономикой, состоящей из множества отраслей производственного сектора, обеспечивается создание, развитие и регулирование  финансово-кредитного рынка. Для координации  государственного регулирования этой составляющей экономической сферы деятельности создаются специальные государственные органы, в систему которых, как правило, входит и национальный (центральный) банк.

    Большой экономический словарь даёт следующее  определение: Центральный банк государственное  кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Он является «банком банков», агентом правительства при обслуживании госбюджета.

    Конституцией  Российской Федерации и, принятым в соответствии с ней, законодательством на Банк России возложены задачи, связанные с укреплением банковской системы страны, участием в исполнении бюджетов разных уровней, прогнозированием экономических показателей в рамках конкретных регионов и всего государства и, что самое главное, - с регулированием денежного обращения и поддержанием курса рубля. От того, как будет выполнять указанные функции Центральный банк Российской Федерации, во многом зависит состояние экономики нашего государства в целом. Проведение кредитно-денежной политики Банком России осуществляется прежде всего через свои территориальные учреждения (национальные банки) в субъектах федерации. Поэтому изучение правового статуса Банка России имеет большое значение в теоретическом и практическом плане.

    Особую  актуальность исследования в данной области приобретают в последнее  время в условиях резкого повышения  самостоятельности субъектов Федерации, что на практике иногда грозит обернуться потерей не только единства, но и вертикальной структуры управления системой Банка России, поддержание которых так необходимо для полноценного выполнения им своих функций в денежно-кредитной сфере и сфере регулирования банковской деятельности в государстве. В условиях перехода на казначейскую систему исполнения государственных и местных бюджетов резко изменяется и роль территориальных учреждений Банка России в обслуживании распорядителей и получателей средств бюджетов различных уровней.

    Цель  работы - изучение правового статуса  Центрального Банка Российской Федерации и проводимой им денежно-кредитной политики.

    Задачами  данной работы являются:

    1. Определить сущность Центрального банка России и его роль в развитии банковской системы.

    2. Выявить и охарактеризовать основные функции Банка России

    3.Определтить  правовые особенности банковского контроля и надзора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

    Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации (далее Банка Российской Федерации), определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть I) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами1.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: зашита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    Ключевым  элементом правового статуса  Банка России является принцип независимости который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем, его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотрены конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее Федеральный закон о Банке России), Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 75 Конституции Российской Федерации, а также в ст. I и 2 Федерального закона о Банке России.

    Согласно  принципу независимости федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться  в деятельность Банка России.

    В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

    Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке2.

    Проблема  независимости центрального (национального) банка существует в каждой стране и встает особенно остро в периоды экономических потрясений.

    Таким образом, в России при всей ограниченности действия принципа независимости за Банком России должно быть закреплено неизменное право контроля за денежной массой, определение инструментов регулирования денежно-кредитного механизма исходя из основных тенденций его развития.

    Нормотворческие полномочия3 Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам отнесенным к его компетенции Федеральным законом о Банке России и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией РФ не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России4.

    Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом о Банке России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

    Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

    Банк  России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно - кредитной системой, и юридическим лицом, может совершать гражданско - правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства Российской Федерации5.

    Заключая  гражданско-правовые сделки с кредитными организациями в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения  прибыли (продажа государственных  облигаций, переучет векселей и т.д.), он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве.

    Условия, на которых заключаются такие  сделки, вырабатываются Банком России в рамках обшей государственной  денежно-кредитной политики.

    По  сути дела, управление денежно-кредитной  системой РФ Банк России производит двумя  способами: во-первых, с помощью властных предписаний, во-вторых, экономическими методами, то есть путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями6.

    Главной особенностью правового положения  Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи - управлению кредитной системой.

    В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации7, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. 

    Организационно-правовая форма Банка России

    Общим признаком, характеризующим правовое положение Банка России, независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные на него функции, является предоставленный  ему Федеральным законом Российской Федерации от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статус юридического лица. Однако ни данный Закон, определяющий, что Банк России является юридическим лицом (ст. 2), ни другие принятые после него федеральные законы не устанавливают для него организационно-правовой формы юридического лица.

    По  разным мнениям, нашедшим отражение  в юридической литературе, по своей  организационно-правовой форме он представляет собой8:

  • унитарное предприятие;
  • государственное учреждение;
  • государственную корпорацию.

    Центральный банк - унитарное  предприятие (доводы «за» и «против») Существование данной точки зрения обусловлено некоторыми историческими предпосылками. Так, действовавшие до 1995 года Закон РСФСР от 02.12.1990 года № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»9 и Устав Центрального банка РСФСР (Банка России)10, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.07.1991 года закрепляли за Банком России имущество на праве хозяйственного ведения. В результате были созданы фактические и юридические предпосылки для выводов о коммерческом статусе Банка. Такие выводы получили подтверждение после принятия Федерального закона от 30.11.1994 года № 52-ФЗ «О введение в действие части первой Гражданского кодекса РФ»11.

    В части 6 статьи 6 указанного закона устанавливалось, что к созданным до дня официального опубликования части первой ГК РФ государственным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, применяются нормы ГК РФ унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения и являются коммерческими организациями.   Устав Банка России также предоставлял ему практически неограниченные полномочия по распоряжению закрепленным за ним имуществом.  После принятия Конституции РФ Закон «О Центральном банке РСФСР(Банке России)» вступил в противоречие с конституционными положениями.   Конституция закрепила за Банком России статус особого властного органа, который в силу этого не может являться коммерческой организацией.  Попутно изменились критерии оценки его деятельности.

Информация о работе Правовой статус Центрального Банка России