Правовой статус Центрального Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации и проводимой им денежно-кредитной политики.

Задачами данной работы являются:

1. Определить сущность Центрального банка России и его роль в развитии банковской системы.

2. Выявить и охарактеризовать основные функции Банка России

3.Определтить правовые особенности банковского контроля и надзора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЦЕНРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

pravovoy-status-tsentralnogo-banka-rossii-kursovaia-200-rub.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

    Особое  место в деятельности ТУ занимают расчетно-кассовые центры (РКЦ).

    РКЦ функционируют в соответствии с  решением Совета директоров Банка России (протокол от 06.09.1996 № 45) и приказом Центрального банка Российской Федерации от 07.10.1996 г. № 336 «О типовом положении расчетно-кассового центра Банка России»26.

    РКЦ и головной РКЦ (ГРКЦ) являются структурными подразделениями Банка России, действующими в составе ТУ. Создание РКЦ (ГРКЦ), реорганизация и ликвидация производится по решению Совета директоров Банка России. РКЦ (ГРКЦ) возглавляет начальник, назначаемый начальником ТУ. Штатное расписание РКЦ утверждается также по вертикали начальником ТУ27.

    Реализация  функций территориальных управлений Банка России на современном этапе в значительной степени зависит от уровня развития региональных центров информатизации (РЦИ).

    РЦИ функционируют с момента выхода приказа Банка России от 31.12.1992 г. «О создании Региональных центров информатизации». РЦИ действует на основе Положения о подразделениях информатизации Банка России от 02.03.2001 г. № 16-5-2-417 . Возглавляет РЦИ на правах заместителя начальника ТУ директор.

    Таким образом, на всех уровнях системы  Банка России динамично изменяется структура и функциональные обязанности каждого из подразделений исходя из потребностей развития денежно - кредитного механизма страны и отдельных регионов.

    Эффективность принятой структуры на каждом из этапов деятельности Банка России определяется полнотой выполнения задач, стоящих перед главным органом банковской системы страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА  РОССИИ В ОБЛАСТИ  БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ

    Анализ  российского законодательства показывает, что общественные отношения в сфере банковской деятельности регулируются нормами различных отраслей права. При этом наибольшее значение имеют нормы конституционного, административного, финансового, гражданского права. Отдельные вопросы банковской деятельности регулируются нормами международного, уголовного и трудового права. Выше  сказанное указывает на комплексный характер банковского законодательства, включающего нормы различных отраслей права.

    Банк  России играет ведущую роль в регулировании  кредитной системы страны, Основные инструменты и методы кредитной политики Банка России определены ст. Закона о Банке России, к ним относятся:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения,
  • эмиссия облигаций от своего имени28.

    Различные комбинации указанных инструментов позволяют центральному танку проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег в зависимости от экономической стратегии государства на данный период. При этом они могут быть эффектными только в условиях тесной увязки с бюджетной, налоговой политикой, законодательством29.

    С 2003 года в «Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год» впервые была включена денежная программа, являющаяся необходимым условием проведения денежной политики.

    Официальная учетная ставка Банка России —  это проценты по ссудам, используемым Банком России при кредитовании коммерческих банков.

    Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитной  политики, а изменение учетной  ставки выступает показателем изменений  в области кредитного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда Банк России намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

    Банк  России, проводя либо политику процентных ставок, либо политику ликвидности, может  непосредственно влиять только на денежный рынок. В качестве показателей (ориентиров), которые он может оценивать при проведении денежно-кредитной политики, используются ставки денежного рынка или общий объем ликвидности банков30.

    При проведении денежно-кредитной политики Банка России обязательно оценивает  состояние ликвидности банковского  сектора. На основе полученных данных Банк России делает выводы о необходимости  влияния (количественно или качественно) на уровень ликвидности и определяет операции, которые следует провести с этой целью31.

    В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»32 кредитная организация обязана выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств. Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 29.03.2004 г. № 225-П «Об обязательных резервах кредитных организаций». Бухгалтерский учет операций по депонированию кредитной организацией обязательных резервов осуществляется в соответствии с Указанием Банка России от 29.03.2004 г. № 1408-У «О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций по депонированию обязательных резервов в Банке России»1.

    Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки2. Процентные ставки Банка России являются минимальными ставками, по которым он осуществляет свои операции. Политика минимальных резервов Банка России является административным методом регулирования экономики. Проводя такую политику, Банк России устанавливает нормы минимальных резервов для коммерческих банков в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на счете в Банке России. Банк России вправе периодически изменять норму обязательных резервов в зависимости от рыночной ситуации.

    При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере33.

    В соответствии со ст.4 и 46 Федерального закона о Банке России Банк России проводит операции по привлечению депозитов  кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы. Депозитные операции проводятся в соответствии с Положением Банка России от 05.11.2002 г. № 203-П «О порядке проведения Центральным банком РФ депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации» и Правилами заключения Банком России депозитных сделок с кредитными организациями с использованием Системы электронных торгов ММВБ34 (утверждены Биржевым советом ММВБ 22.04.2003, согласованы с Банком России 23.04.2003г.).

    В соответствии со ст. 4,35,36,37,40,43,46 и 47 Федерального закона о Банке России Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования кредитных организаций. Операции рефинансирования проводятся в рамках заключенных договоров в соответствии с главами 23,28,42 Гражданского кодекса РФ, а также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

    Порядок осуществления операций рефинансирования регулируется Положением Банка России от 03.10.2000 г. № 122-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами»1, Положением Банка России от 04.08.2003 г. № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» и Положением Банка России от 14.07.2005 г. № 273-П «О порядке предоставления Банку России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций».

    В декабре 2003 года был принят новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ. предусматривающий дальнейшую либерализацию валютного регулирования. Закон полностью отменил ранее действовавший разрешительный порядок проведения значительной части валютных операций движения капитала. Банк России воспользовался правом, предоставленным ему законом и ввел механизм резервирования при проведении хозяйствующими субъектами ряда валютных операций.

    Деятельность  по валютному контролю в РФ осуществляется системой органов тентов валютного контроля, а также Правительством РФ (ч. 1 ст.22 ЗВРиВК, ч.8 5 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»)35. Кроме того, отдельные функции по валютному контролю осуществляют налоговые органы36, не имеющие какого либо специального - правового статуса37.

    Правовое  регулирование системы противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»38. Банком России принят ряд документов, способствовавших реализации требований закона: Положение от 20.12.2002 г. № 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»39 и др.

    Учитывая  многообразие путей и способов «отмывания»  капиталов, на такие организации возложена обязанность проведения внутреннего контроля40 с целью выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма41.

    В 2005 году завершилась основная работа по приему банков в систему страхования вкладов. В целях укрепления доверия к банковской системе со стороны населения и роста организованных сбережений населения, а также снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы был принят Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»42. На основании закона Банком Росси был принят ряд нормативных документов43: Указание от 16.01.2004 г. № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов», Положение от 16.01.2004 г. № 247-П «О порядке рассмотрения Банком России заявления об обжаловании отрицательного заключения Банка России на повторное ходатайство о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов», Положение от 16.01.2004 г. № 248-П «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов», Указание Банка России от 30.07.2004 г. № 1483-У «О порядке введения запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц банком, признанным отказавшимся от участия в системе страхования вкладов или признанным несоответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов» и др.

    Данный  Федеральный закон устанавливает  правовые, финансовые и организационные  основы функционирования системы обязательного  страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (далее - Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками. Агентством по страхованию вкладов. Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках44.

    Особое  значение для налаживания кредитных отношений и построения современной экономики в целом имеет принятие Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях»45.

    Целью данного Федерального закона является создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами.

    Федеральный закон направлен на снижение затрат банков при оценке кредитоспособности заемщиков и позволит снизить стоимость выдаваемых кредитов46.

    Важную  роль в реализации данного Федерального закона играет Банк России, структурное подразделение которого - Центральный каталог кредитных историй - призвано выполнять функцию единого информационного центра, в котором можно будет бесплатно получить информацию о том, в каком бюро кредитных историй находится информация о конкретном субъекте кредитных историй.

    Основная  цель бюро кредитных историй состоит  в накоплении определенного кремня информации, характеризующей платежную  дисциплину заемщика по исполнению договоров займа (кредита), и в совокупности составляющей кредитные истории юридических и физических лиц для ее последующей передачи лицам, получившим согласие на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита).

    Другим  важным этапом развития банковского  законодательства стало принятие новой редакции Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее - Закон о несостоятельности)47. Необходимость ее принятия была вызвана отсутствием эффективных процедур ликвидации кредитных организаций. Длительность ликвидационных, в том числе и судебных, процедур провоцировала многочисленные нарушения, а нередко и расхищение имущества.

Информация о работе Правовой статус Центрального Банка России