Правовой статус Центрального Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации и проводимой им денежно-кредитной политики.

Задачами данной работы являются:

1. Определить сущность Центрального банка России и его роль в развитии банковской системы.

2. Выявить и охарактеризовать основные функции Банка России

3.Определтить правовые особенности банковского контроля и надзора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЦЕНРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

pravovoy-status-tsentralnogo-banka-rossii-kursovaia-200-rub.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

    Из  Конституции России 1993 года следует, что показателем работы Банка  России является вовсе не прибыль, а  устойчивость и защищенность денежной единицы России - рубля (Устав Банка  закреплял прибыль как показатель финансовых результатов деятельности Банка).  Эти и другие обстоятельства способствовали тому, чтобы в апреле 1995 года Закон РСФСР от 02.12.1990 года № 394-1 «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» был изложен в новой редакции, закрепившей некоммерческий статус Банка России, а Устав Банка России был признан утратившим силу.  Согласно статье 3 названного закона «получение прибыли не является целью деятельности Банка России». Более того, в отличие от ранее действовавшего законодательства, Федеральным законом Российской Федерации от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банку России предоставлено право осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению переданной ему федеральной собственностью только в соответствии с целями и в порядке, > становлением Законом.

    Поэтому выводы некоторых юристов о коммерческом статусе Банка России носят предположительный характер.

    Центральный банк - государственное  учреждение (один из возможных взглядов на организационно-правовую форму Банка)

    Банк  России, как утверждают некоторые авторы, является государственным учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только государственным органам, которые в настоящее время являются государственными учреждениями12.

    Это так, но наличие управленческих функций не является критерием для определения организационно-правовой формы юридического лица. Одним из основополагающих признаков учреждения является его обязательное финансирование собственником (пункт 2 статьи 48 ГК РФ)13.

    Согласно  статье 2 Федерального закона о Банке России собственником имущества Банка является Российская Федерация. Однако собственник не финансирует Банк России, который не является бюджетной организацией и осуществляет свои расходы за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2 Закона

    Учреждение согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако государство не отвечает по долгам Банка России, а Банк не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральным законом (часть 5 статьи 2 Закона).

    Центральный банк - государственная  корпорация

    В связи с принятыми 14.07.1999 года изменениями в Федеральный закон от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»14 в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям15. Ряд положений Закона о Центральном банке корреспондирует нормам Закона «О некоммерческих организациях». Так, Банк России учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России16), Банк России создан на основе Закона о Центральном банке. Банк не имеет членства, Банк в настоящее время не имеет уставных документов, - все это соответствует требованиям статьи 7.1 Закона «О некоммерческих организациях».

    Веским  доводом против представленной точки  зрения является то, что Центральный  банк не является собственником, закрепленного  за ним имущества, которое в соответствии со статьей 2 Федерального закона о Банке России является собственностью Российской Федерации.

    Подводя итог необходимо отметить следующее. Принципиальным выводом является то, что, Банк России, будучи наделенным властными полномочиями в сфере управления банковской системой, не может являться коммерческой организацией, то есть организацией, основной целью деятельности которой в соответствии со статьей 50 ГК РФ является извлечение прибыли.

    В соответствии с действующим в  настоящее время законодательством за Банком России не может быть однозначно (без оговорок) признана никакая из вышерассмотренных организационно-правовых форм. Но ближе всех Банк России, именно в силу закрепленных за ним имущественных прав, подпадает под определение государственного учреждения.

    Определение же Банка России в качестве государственной  корпорации потребует внесения соответствующих  изменений в Закон о Банке  России.

    Денежная  власть в лице Банка России управляет  деньгами субъектов, которые непосредственно  ей не подчинены и имеют возможность свободно формировать свою волю в определенных законом пределах17.

    В большинстве случаев иных форм воздействия  на средства управляемых субъектов, кроме чисто экономических, у Банка России нет.

    Специфичность денежного управления, осуществляемого Банком России, заключается в том, что оно в условиях рынка преимущественно не персонифицировано, так как в нем выражается экономическая воля бесчисленного множества хозяйствующих субъектов, которые соответствующий государственный орган (обычно национальный банк страны) обязан учитывать при проведении денежно-кредитной политики18.

    Денежное  управление, в отличие от классического  управления приказами, распоряжениями и др., т. е. управления, осуществляемого административно-правовыми методами, имеет более опосредованный для управляемых субъектов характер (в силу опосредованности самой экономической формы управления).

    Из  изложенной данными авторами позиции  следует, что Банк России осуществляет функцию денежного управления как  отдельного вида государственного управления.

    Таким образом, попытки применения каких-либо иных организационно-правовых форм несостоятельны. Банк России обладает уникальной природой, особым конституционно-правовым статусом, которые не укладываются в рамки Гражданского кодекса РФ. Именно эти свойства правового статуса Центрального банка РФ и должны быть отражены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА ЦЕНРАЛЬНОГО  БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Структура центрального аппарата и его территориальных  подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер и ориентированным на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в экономике.

    В 2006 году структура Центрального банка  Российской Федерации представлена следующим образом19:

    -центральный  аппарат,

    -19 национальных банков (НБ),

  • 59 главных управлений (ГУ),
  • аппарат уполномоченного представителя Банка России в Чеченской республики,
  • 931 расчетно-кассовый центр (РКЦ),
  • 6 банковских школ (колледжей) (Казанская, Московская, Омская, Орловская, 
    Санкт-Петербургская, Хабаровская),

    -15 организаций Банка России, в т.ч.  Центр подготовки персонала (ЦПП)  Банка России, редакция журнала «Деньги и кредит». Российское объединение инкассации. Дирекция центрального хранилища Банка России, главный центр информатизации, межрегиональный центр информатизации, межрегиональный центр безопасности, учреждение «Глобальные информационные системы».

    Для сравнения структуры приведу данные 1994 года. На середину 1994 года структура Банка России состояла из 60 главных управлений, 19 национальных банков (в национально - территориальных образованиях РФ), 1356 РКЦ, 13 банковских школ и 17 организаций Банка России20.

    Структура центрального аппарата Банка России состоит из Руководства Банка  России, который включает аппараты Председателя Банка России, четырех  первых заместителей председателя, шести заместителей председателя Банка России и 26 департаментов.

    Внутренняя структура департаментов определена соответствующими положениями о департаментах21, утвержденными решениями Совета директоров Банка России.

    Ведущими  структурными подразделениями, через  которые реализуются вышеназванные функции Банка России в рамках компетенции, определенной для них соответствующими нормативными документами, являются территориальные учреждения (ТУ) Банка России (главные управления (ГУ) и национальные банки (НБ)).

    ТУ  Банка России являются обособленными  по территориям субъектами федерации (республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) и действуют на основании Положения от 29.07.1998 года № 46 - П «О территориальных учреждениях Банка России»22.

    Структура ТУ создается на принципах построения структуры Банка России. Но как подразделения Банка России ТУ не имеют самостоятельного статуса юридического лица, поэтому не имеют права принимать нормативные акты, выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства, предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального, краевого, местного бюджетов, бюджета государственных внебюджетных фондов.

    ТУ  также не вправе осуществлять банковские операции в иностранной валюте с  юридическими и физическими лицами без разрешения Банка России. Вместе с тем, ТУ независимы в своей деятельности от органов власти всех ветвей субъектов Федерации, органов местного самоуправления23.

    Штатное расписание территориального учреждения, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции утверждаются начальником (председателем) территориального учреждения с учетом установленных и доведенных до него Банком России расчетной численности служащих, фонда заработной платы и единых квалификационных требований к работникам системы Банка России24.

    Местом  нахождения территориального учреждения является, как правило, административный центр субъекта Российской Федерации, в котором образовано и действует территориальное учреждение. Место нахождения территориального учреждения, образуемого по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации, определяется Советом директоров.

    Типовая структура ТУ на начало 2006 года представлена 10 отделами с подчиненными им секторами, которые наделяются соответствующими полномочиями25:

    Сводный экономический отдел, который представлен сектором экономического анализа и мониторинга предприятий и сектором регулирования ликвидности кредитных организаций;

    Отдел эмиссионно-кассовой работы;

    Отдел организации бухгалтерского учета  и отчетности, в составе которого сектор налогового учета;

    Отдел платежных систем и расчетов;

    Отдел надзора за деятельностью кредитных  организаций, состоящий из сектора  экономического анализа деятельности кредитных организаций, сектора  лицензирования банковской деятельности и контроля операций на рынке ценных бумаг и сектора анализа отчетности кредитных организаций;

    Отдел инспектирования кредитных организаций, состоящий из сектора инспектирования  и сектора целевых проверок и  ведения досье;

    Отдел финансового мониторинга и валютного  контроля;

    Юридический отдел;

    Ревизионный отдел;

    Отдел по работе с персоналом;

    Отдел документационного обеспечения  управления, который состоит из сектора документооборота, сектора экспедирования банковской корреспонденции и архива;

    Отдел недвижимости;

    Отдел безопасности и защиты информации, включающий сектор по защите государственной тайны,   сектор технической защиты информации, сектор внутренней безопасности и сектор инженерно-технических средств охраны;

    Региональный  центр информатизации, состоящий  из отдела технического обслуживания вычислительной, организационной и кассовой техники; отдела телекоммуникаций, сетевых технологий и связи; отдела программного обеспечения учетно-операционной системы; отдела программного обеспечения информационно-аналитической системы; отдела системных программных средств и администрирования баз данных и сектора энергетического обеспечения;

    Отдел хозяйственного обслуживания и снабжения.

    Деятельность  всех управлений контролируется заместителями  начальника ТУ. Отделы по работе с персоналом, ревизионный и юридический непосредственно подчиняются начальнику ТУ.

Информация о работе Правовой статус Центрального Банка России