Правовое регулирование аудиторского контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:28, реферат

Описание

Возрастающее значение института частной собственности, расширение сфер деятельности экономических субъектов и усложнение условий хозяйствования создали в Российской Федерации потребность в организации новых, присущих исключительно рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности, наиболее перспективным из которых в настоящее время является аудиторский (иногда его называют – финансовый) контроль.

Содержание

Введение................................................................................................................3
1.Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ..................5
2.Формы предпринимательской деятельности на российском рынке аудиторских услуг.................................................................................................................12
3. Права и обязанности аудиторов..........................................................................................16
4. Аттестация и образование аудиторов..........................................................20
5.Права и обязанности Заказчика...................................................................23
6. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.....................................25
Заключение.......................................................................................................27

Работа состоит из  1 файл

правовое регулирование аудиторской деятельности1.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

б)              наличие в штате аудиторской организации не менее пяти ауди­торов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора

в)              осуществление предпринимательской деятельности только в ви­де проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соот­ветствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации,
в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской дея­тельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых орга­низаций;

г)              соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых
лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности про­
ведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлени­ем в установленном порядке всей необходимой для этого документа­ции и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д)              обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую
тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации;

е)              предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельст­вах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

ж)              участие в обязательном аудите кредитных организаций, банков­ских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих
квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления ауди­та кредитных организаций;

з)              наличие у аудиторской организации при проведении обязатель­ного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности
не менее двух;

и) наличие у аудиторской организации при проведении обязатель­ного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудитор­ской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет


6. Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля
Аудиторская проверка – это основное направление деятельности аудиторов и аудиторских фирм и основное средство аудиторского контроля. Инструментами аудиторской проверки (контроля) являются две группы методов: это методы фактической проверки и методы документальной проверки. К основным методам фактической проверки относятся: осмотр; обследование; инвентаризация; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции; экспертная оценка; опрос; проверка объемов выполненных работ.
В ходе проверки аудитор составляет рабочую документацию, подтверждающую объем и качество выполняемой им работы. В ней содержится необходимая информация о клиенте, краткое описание выполненной работы, метод проведения проверки (сплошной или выборочной), объем проверенной документации, замечания по результатам проверки, перечень непредставленных к проверке первичных и других документов, нарушения действующего законодательства, а также мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков и рекомендации по улучшению хозяйственно-финансовой деятельности клиента. В рабочих документах находят отражение система внутрихозяйственного контроля у клиента (с выделением слабых и положительных сторон), программа аудита, и результаты аудита за прошлый год.
Рабочие документы должны реально подтверждать, что аудит был спланирован, что собранные свидетельства достоверны и заключение соответствует результатам осуществленной проверки. Подробности рабочего документа должны не расходиться с тем, что содержится в финансовой отчетности. Выводы, которые сделал аудитор должны носить четкий, недвусмысленный характер, на основании этого составляется аудиторское заключение.
 

 

Заключение

Таким образом, в связи с переходом экономики советской России к рыночной экономике, возникла необходимость в формировании нормативно-правовой базы, регулирующей социально-экономические отношения в целом, вследствие образования новых для российской экономики направлений развития рынка, деления рыночного сектора на государственный и частный, причем, частный сектор экономики, занял большую долю, по сравнению с государственным, к чему стремилось государство, используя соответствующие приемы и методы.

Получила развитие сфера услуг, в частности начало формироваться коммерческое страхование, банковская система и др. Как следствие, начала развиваться аудиторская деятельность.

Перед Правительством Российской Федерации встала задача регулирования деятельность всех рыночных процессов для гармоничного развития экономики страны. 

Так как аудиторская деятельность, как таковая, отсутствовала вплоть до перестроечного периода, Правительству РФ пришлось создавать нормативно-правовую базу, основываясь на правовых актах, имеющих косвенное отношение непосредственно к аудиту.

Это являлось главным препятствием для регулирования аудиторской деятельности в России. Поэтому, первоначально созданные нормативно-правовые акты, носили временный характер, но, в тоже время, удовлетворяли требования рынка перестроечного периода.

После относительной стабилизации кризисных процессов в экономике РФ, перед Правительством встала следующая задача: создание нормативно-правовой базы, осуществляющей непосредственное регулирование аудиторской деятельности и, в то же время, имеющих постоянный, фундаментальный характер.

В результате, на основе уже существующих нормативных актов, а также с учетом мирового опыта, были разработаны правовые акты, составившие правовую основу аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В заключение отметим, что аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

По мере накопления опыта и расширения в нашей стране рынка аудиторских услуг, роста профессионализма аудиторов и их количества, важнейшим условием для дальнейшего развития аудита становилось повышение возможностей его саморегулирования как независимой предпринимательской деятельности, повышения значения профессиональных объединений аудиторов в обеспечении качества аудита, ответственности аудиторов, защите их интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

1. Аудит: учебник под ред. В.И.  Подольского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Экономист, 2009. 543 с.

2. Карасева М.В. Финансовое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2008

3. «Как создавался российский аудит» Ю.А. Данилевский, В.А Мстиславский // «Бухгалтерский учет» 2008 г.  №23.

4. Основы аудита: учебно-методическое пособие. / Под редакцией Я.В. Соколова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010. – 269 с

5. Барышников П. Организация и методика проведения общего аудита. / П. Барышников. – М.: ИИД Филинъ, 2009. – 264 с

6. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

7Федеральный закон от 07.08.01 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

8.Постановление Правительства РФ от 23.09.02 г. «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

9. Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 №190 «О лицензировании аудиторской деятельности»

10.Гражданский кодекс РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Аттестация и образование аудиторов

Требования к уровню профессионализма лиц, желающих зани­маться аудиторской деятельностью, определены российским прави­лом (стандартом) аудиторской деятельности «Образование аудитора».

Элементами образования аудитора являются:

      базовое образование;

      практический опыт;

      специальное профессиональное образование (в настоящее вре­мя это требование носит рекомендательный характер);

      свободное владение деловым русским языком.

Согласно ст. 15 Закона «Об аудиторской деятельности» аттеста­ция на право осуществления аудиторской деятельности (далее — ат­тестация) представляет собой проверку квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, ус­пешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалифика­ционный аттестат аудитора.

Квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа не имеет ограничения срока его действия.

К аттестации допускаются лица, имеющие:

      высшее экономическое и (или) юридическое образование;

      стаж работы по экономической или юридической специально­сти не менее трех лет из последних пяти на территории Российской
Федерации (либо в российских или совместных с российскими орга­низациях и учреждениях на территории иностранных государств).

Квалификационные экзамены проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методиче­ских центрах, своевременно подавших необходимые документы со­гласно Временному положению о системе аттестации, обучения и по­вышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвер­жденному приказом Министерства финансов РФ.

Министерство финансов Российской Федерации при этом:

            устанавливает конкретные даты проведения квалификацион­ных экзаменов;

            утверждает Программы проведения квалификационных экзаме­нов на получение квалификационного аттестата аудитора (далее —
программы). Претенденты сдают квалификационные экзамены в со­ответствии с программами;

            формирует состав экзаменационных комиссий для проведения
квалификационного экзамена в письменно-устной форме за пять дней
до даты проведения экзаменов;

            формирует и утверждает для каждого УМЦ индивидуальный экзаменационный комплект билетов и тестов, не повторяющий экзаме­национные комплекты билетов и тестов для других УМЦ;

            рассматривает  результаты  квалификационных  экзаменов  в
срок, не превышающий 45 дней со дня представления УМЦ соответ­ствующих документови
принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) квалификационных
аттестатов аудитора;

            выдает квалификационные аттестаты аудитора по установлен­
ной форме в месячный срок со дня принятия решения об их выдаче;

            организует регулярные проверки правильности проведения квалификационных экзаменов и использования выделенных для этого
средств.;

                  обеспечивает сохранность письменных работ претендентов, сда­вавших квалификационные экзамены, а также протоколы экзамена­ционных комиссий в течение 3 лет.

В состав каждой экзаменационной комиссии включаются предста­вители Минфина России и (или) федеральных органов исполнитель­ной власти, участвующих в регулировании профессиональной дея­тельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, и (или) Центрального банка Российской Федерации и (или) аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат обязан в Течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за го­дом получения аттестата (продления на неограниченный срок либо обмена), проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министерством финансов Российской Фе­дерации. По итогам проведения курсов повышения квалификации УМЦ выдают аудиторам документы о прохождении курсов повышения ква­лификации.

Министерство финансов Российской Федерации организует ре­гулярные проверки проведения повышения квалификации аудито­ров. Министерство финансов Российской Федерации вправе отме­нить решение УМЦ о выдаче аудитору документа о прохождении курса повышения квалификации в случае предоставления УМЦ не­достоверных сведений о прохождении аудитором повышения ква­лификации.

Министерство финансов Российской Федерации один раз в три года подтверждает повышение квалификации аудитора. На оборотной сто­роне бланка квалификационного аттестата производится соответствую­щая отметка о прохождении повышения квалификации. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» при от­сутствии данного подтверждения при сроке действия квалификацион­ного аттестата аудитора более четырех лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.



 

5

 



Информация о работе Правовое регулирование аудиторского контроля