Правонарушения в финансовом праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:33, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение возникновения налоговых правонарушений, виды правонарушений и ответственность за их совершения\
Изучить виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершения;
Рассмотреть виды ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..........3
1. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение…….4
1.1 Налоговая ответственность………………………………………………4
1.2 Административная ответственность…………………………………….6
1.3 Уголовная ответственность…………………………………………….10
2.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность………………………………………………………………11
3.Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения……………………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

Готовая Финансовое право.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..........3

1. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение…….4

1.1 Налоговая ответственность………………………………………………4

1.2 Административная ответственность…………………………………….6

1.3 Уголовная ответственность…………………………………………….10

2.Обстоятельства, смягчающие  и отягчающие налоговую ответственность………………………………………………………………11                      

3.Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения……………………………………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...21

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Происходящие перемены в экономике государства стимулируют  рост общественного интереса к налоговым  правоотношениям.

Актуальность темы заключается в том, что развитие в России предпринимательских отношений, многообразие форм собственности, становление общепризнанных принципов защиты прав человека делает чрезвычайно актуальным знание и умение пользоваться соответствующими нормативными актами о правах, обязанностях и ответственности налогоплательщиков.

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности  за налоговые правонарушения.

Прямая зависимость  государственного бюджета от налоговых  поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях развития в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Действующее законодательство предусматривает также ряд оснований освобождения от ответственности за нарушение налогового законодательства.

Целью контрольной работы является изучение возникновения налоговых правонарушений, виды правонарушений и ответственность за их совершения

    • Изучить виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершения;
    • Рассмотреть виды ответственности.

           Контрольная работа состоит из  двух разделов, заключения и списка  литературы.

  1. НАЛОГОВЫЕПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

 

    1. Налоговая ответственность

 

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации в  свое время должно было систематизировать  правовые нормы, регулирующие процесс  налогообложения, привести в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему налоговое законодательство, устранить такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой нормативной базы налогообложения. Помимо этого, законодательное регулирование налоговых отношений в Российской Федерации на уровне специального кодекса было обусловлено необходимостью систематизировать работу налоговых органов по проведению мероприятий в сфере налогового контроля, а также по привлечению лиц к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Опыт применения норм части первой Налогового кодекса показал, что в целом Кодекс оправдал возложенные на него надежды. С введением в действие первой части Кодекса налоговая система получила единую нормативную базу, которая позволяет эффективно осуществлять сбор налогов, не ущемляя при этом прав налогоплательщиков.

Отметим, что теория права  еще не определила место ответственности  за совершение налоговых правонарушений (налоговой ответственности) в системе  видов юридической ответственности. В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности и это является одной из причин дискуссионности этого вопроса. Однако анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет определить этот вид ответственности следующим образом.

Налоговая ответственность - это применение к лицу, виновному  в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).1

Очевиден, однако, тот  факт, что ответственность за налоговые  правонарушения соответствует всем основным признакам юридической  ответственности и при этом имеет  ряд специфических, только ей присущих особенностей.

Налоговой ответственности предшествовала финансовая ответственность, которая была предусмотрена ст.13 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"2. Сам термин "финансовая ответственность" в этом Законе не определен. Однако он встречается в ряде постановлений ВАС РФ по налоговым спорам, широко использовался в письмах Госналогслужбы России. Причина возникновения термина "финансовая ответственность" заключается в том, что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной части финансового законодательства. Поэтому ответственность за его нарушение являлась также финансовой ответственностью. Недаром этот термин также используется применительно к другим правонарушениям в финансовой сфере, регулируемой банковским законодательством, законодательством о валютном регулировании и т.д.

Рассматривая соотношение  финансовой и налоговой ответственности, необходимо отметить, что их объединяет только сфера применения, поскольку  финансовая ответственность - это ответственность право-восстановительная, о чем свидетельствуют ее меры, применяемые в настоящее время за нарушения банковского законодательства. Налоговая же ответственность, как уже было сказано, - это ответственность карательная, штрафная. Справедливости ради следует отметить, что для налоговой ответственности отчасти характерны право-восстановительные черты, связанные с ее фискальной направленностью. Но эти черты не могут в целом повлиять на характер налоговой ответственности.

Как следует из положений  статьи 10, 106, пунктов 1, 3 и 4 статьи 108 части первой Кодекса, законодатель отграничивает налоговую ответственность от других видов ответственности, в том числе и от административной. Виды налоговых правонарушений и меры налоговой ответственности за них могут устанавливаться исключительно Кодексом.

Вместе с тем за нарушение законодательства о налогах  и сборах могут быть установлены  также и меры административной, уголовной  и иной ответственности. Единственным нормативным правовым актом, что  прямо закреплено в ст. 108 НК РФ, устанавливающим основания, порядок и меры налоговой ответственности, является Налоговый кодекс РФ.3 Все другие нормативные акты - иные федеральные законы, законы субъектов РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, акты органов исполнительной власти - не могут содержать правовых норм об ответственности за налоговые правонарушения. Следовательно, любые изменения условий привлечения лиц к налоговой ответственности должны осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ.

 

    1. Административная ответственность

 

Административная ответственность  в области финансов регулировалась до 1 июля 2002 года главой 12 Кодекса РСФСР  об административных правонарушениях, а после 1 июля 2002 года — главой 14 и 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятого Федеральным законом от30.12.2001№195-ФЗ.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином декларации о своих доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Нередко одни и те же обязанности  могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.

Административная ответственность  за правонарушения наступает, если эти  нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с  действующим законодательством  уголовной ответственности.

Поэтому здесь уместно  обратить внимание на различие между данным выше понятием административного проступка и понятием преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Главная отличительная черта определения административного проступка (в сравнении с преступлением) - отсутствие в нем указания на  общественную опасность административного правонарушения. Но, по существу, административный проступок также является общественно опасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтому при решении вопроса об отнесении правонарушения к административному проступку или преступлению иногда требуется тщательный сравнительный анализ  соответствующих положений административного и уголовного законодательств.

Как следует из определения  административного правонарушения, одним из обязательных признаков  его является наличие вины правонарушителя (право регулирует только волевое  поведение людей и рассчитано на ситуации, где у человека есть выбор поведения).

При этом законодательство различает административные правонарушения совершенные умышленно и совершенные  по неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление.4

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности  на основании законодательства об административной ответственности, действующего во время  и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.

О факте совершения административного  налогового правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом. В протоколе об административном правонарушении должны указываться: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного нарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, фамилия и адреса свидетелей если они имеются; объяснение нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении налогового законодательства должен подписываться составившим его лицом и лицом, совершившим административное правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представлять прилагаемые к протоколу объяснения, замечания по содержанию протокола, а также излагать мотивы своего отказа от его подписания. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.

Лицо, привлекаемое к  административной ответственности  за нарушение налогового законодательства, вправе знакомиться с материалами  дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.

При наложении взыскания  учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное 
положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

 

    1. Уголовная ответственность

 

В конце 2003 г. статьи Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности  за нарушения законодательства о налогах и сборах подверглись существенным изменениям (Федеральный закон от 08.12.03 № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон № 162-ФЗ).5 Кроме того, в Кодексе появились новые статьи, которые предусматривают уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента, а также за сокрытие недоимщиками по налогам денежных средств и имущества.

Информация о работе Правонарушения в финансовом праве