Обзор законодательства о государственных гарантиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:01, реферат

Описание

Обзор законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о порядке и условиях предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации подготовлен по предложению Комитета по бюджету, финансам и налогам Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. Целью обзора является выявление специфики регулирования соответствующих отношений в региональном законодательстве.

Содержание

1. Введение

2. Понятие государственной гарантии субъекта Российской Федерации, общие положения о порядке и условиях предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации

3. Регулирование порядка и условий предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации в законодательстве субъектов Российской Федерации

3.1. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок и условия предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации

3.2. Особенности порядка предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации

3.3. Особенности условий предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации

4. Заключительные положения

Работа состоит из  1 файл

Обзор законодат-ва о гос гарантиях.docx

— 36.93 Кб (Скачать документ)

- копии аудиторских заключений  о достоверности бухгалтерской  отчетности принципала за последний  отчетный год (для юридических  лиц, которые в соответствии  с законодательством Российской  Федерации должны проходить ежегодную  аудиторскую проверку);

- документы, подтверждающие  наличие обеспечения исполнения  обязательства принципала перед  гарантом, в случае наступления  гарантийного случая в порядке  регрессного требования.

2. Принципалы – муниципальные  образования и Российская Федерация:

- заявка на предоставление  государственной гарантии;

- нотариально заверенная  копия свидетельства о государственной  регистрации;

- нотариально заверенная  копия Устава;

- копия свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе;

- копии документов, подтверждающих  полномочия должностного лица, подписавшего  заявку;

- карточка с образцами  подписей и оттиском печати;

- копия договора (соглашения) между принципалом и бенефициаром, в случае его отсутствия проект  договора (соглашения);

- бизнес-план или технико-экономическое  обоснование, которые должны содержать  расчеты по эффективности кредитной  сделки;

- заключение органа исполнительной  власти области в сфере экономики  и (или) отраслевого органа  исполнительной власти области  о целесообразности предоставления  государственной гарантии;

- закон (решение) о бюджете;

- копия бюджетной отчетности  за последний отчетный год  в составе отчета об исполнении  бюджета, баланса исполнения бюджета,  отчета о финансовых результатах  деятельности, отчета о движении  денежных средств, пояснительной  записки (включая сведения по  кредиторской задолженности, сведения  о государственном (муниципальном)  долге);

- копии отчета об исполнении  бюджета на последнюю отчетную  дату, пояснительной записки (включая  информацию по кредиторской задолженности);

- выписка из долговой  книги по состоянию на последнюю  отчетную дату с приложением  копий договоров (соглашений) по  просроченной (неурегулированной) задолженности;

- документы, подтверждающие  наличие обеспечения исполнения  обязательства принципала перед  гарантом, в случае наступления  гарантийного случая в порядке  регрессного требования.

Самый объемный перечень документов предусмотрен в Ханты-мансийском автономном округе – Югра, где перечню предоставляемых  документов посвящено целое приложение № 3 к Постановлению Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 марта 2009 года № 58-п «О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры «О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры» (с  последующими изменениями), устанавливающее  отдельные перечни для заявителей – юридических лиц (с дополнительными  перечнями для заявителей – юридических  лиц при предоставлении обеспечения  исполнения своих обязательств в  виде банковской гарантии или в виде залога имущества) и для заявителей – муниципальных образований.

Самый краткий перечень документов установлен в Ярославской области  Постановлением Администрации Ярославской  области «О Порядке и условиях предоставления государственных гарантий Ярославской области», в пункте 3.2.1 которого сказано, что принципал  обязуется предоставить гаранту  следующие документы:

- нотариально заверенные  документы, устанавливающие полномочия  лиц Принципала на подписание  данного договора, гарантии и  договора залога;

- решение уполномоченного  органа Принципала об одобрении  привлечения кредита кредитной  организации под гарантию;

- кредитный договор с  кредитной организацией, предоставляющей  кредит Принципалу - получателю гарантии, или его проект;

- дополнительную информацию (при необходимости, по требованию  уполномоченного органа).

Практически во всех субъектах  Российской Федерации отдельно установлено  правило, в соответствии с которым  расходы, связанные с оформлением  документов, необходимых для предоставления гарантии, заявитель оплачивает за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации  субъектам Российской Федерации  предоставлено право привлекать агентов для предоставления государственной  гарантии и исполнения своих обязательств по гарантии перед бенефициаром, а  также для ведения аналитического учета обязательств принципала, его  поручителей (гарантов) и иных лиц  в связи с предоставлением  и исполнением государственных  гарантий.

В нормативных правовых актах  некоторых субъектов Российской Федерации данное правило получило развитие и было конкретизировано. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 39 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном  процессе в Санкт-Петербурге» выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Санкт-Петербурга (или  уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной  власти Санкт-Петербурга), финансового  органа по обслуживанию долговых обязательств Санкт-Петербурга, а также по их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных  с Правительством Санкт-Петербурга или уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом  государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим государственные заимствования  от имени Санкт-Петербурга.

В нормативных правовых актах  большинства субъектов Российской Федерации дублируется норма  статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации о возможности привлечения  агентов при предоставлении государственных  гарантий. Так, в пункте 5 статьи 27 Закона Приморского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае» указано, что Приморский край в целях предоставления и исполнения государственной гарантии, а также ведения аналитического учета обязательств принципала, его  поручителей (гарантов) и иных лиц  в связи с предоставлением  и исполнением государственной  гарантии вправе воспользоваться услугами агента, назначаемого Администрацией края. 

 

 

 

3.3.Особенности  условий предоставления государственных  гарантий субъектов Российской  Федерации  

 

Основными условиями предоставления государственных гарантий субъектов  Российской Федерации являются:

1) проведение анализа  финансового состояния принципала;

2) предоставление принципалом  соответствующего требованиям Бюджетного  кодекса Российской Федерации  и гражданского законодательства  Российской Федерации обеспечения  исполнения обязательств принципала  по удовлетворению регрессного  требования к принципалу в  связи с исполнением в полном  объеме или в какой-либо части  гарантии;

3) отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной  задолженности по денежным обязательствам  перед субъектом Российской Федерации,  по обязательным платежам в  бюджетную систему Российской  Федерации, а также неурегулированных  обязательств по ранее предоставленным  государственным гарантиям.

В каждом из субъектов Российской Федерации устанавливаются определенные особенности каждого из таких  условий.

Анализ финансового состояния  принципала

В соответствии с пунктами 2.18, 2.23 и 2.24 Постановления Правительства  Москвы «Об утверждении Порядка  организации работы и взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по предоставлению, оформлению и исполнению государственных гарантий города Москвы» мероприятия по организации  и проведению анализа финансового  состояния принципала осуществляет Департамент финансов города Москвы совместно с Контрольным комитетом  города Москвы. Результаты такого анализа  не позднее 15 рабочих дней со дня  его окончания представляются уполномоченному  органу соответствующими органами исполнительной власти города Москвы. Сроки проведения анализа финансового состояния  могут быть увеличены Комиссией  по предоставлению государственных  гарантий города Москвы с учетом количества представленных потенциальным принципалом  документов. С учетом результатов  анализа финансового состояния  эта Комиссия принимает решение  о возможности предоставления гарантии, которое является основанием для подготовки уполномоченным органом проекта постановления Правительства Москвы о предоставлении гарантии либо проекта письменного отказа принципалу.

В соответствии со статьей 10 Закона Рязанской области «О предоставлении государственных гарантий Рязанской  области» Министерство финансов Рязанской  области в течение десяти дней со дня получения документов претендента  проводит анализ финансового состояния  претендента, составляет заключение о  возможности либо невозможности  предоставления государственной гарантии Рязанской области и передает вышеуказанные заключения и документы  претендента в Правительство  Рязанской области. Анализ финансового  состояния принципала проводится в  порядке, установленном министерством  финансов Рязанской области.

В Ханты-Мансийском автономном округе в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры «О порядке  предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» финансовый орган проводит анализ финансового состояния заявителя  в соответствии с установленным  им порядком и в срок, не превышающий 22 рабочих дней с даты поступления  документов, направляет заключение о  результатах проведенного финансового  анализа, документы заявителя, проект распоряжения Правительства автономного  округа о предоставлении государственной  гарантии в Правительство автономного  округа (в случае отсутствия оснований  для отказа в предоставлении государственной  гарантии) либо возвращает документы  заявителю с приложением письменного  обоснования причин отказа в предоставлении государственной гарантии.

В соответствии со статьей 4 Закона Тульской области «О порядке  предоставления государственных гарантий Тульской области» финансовый орган  Тульской области в течение 20 рабочих  дней после дня получения документов проводит в установленном им порядке  анализ финансового состояния Принципала, анализ предлагаемого Принципалом  обеспечения регрессных требований Гаранта.

Обеспечение исполнения обязательств принципала

В соответствии с пунктом 1.11 Постановления Правительства  Москвы «Об утверждении Порядка  организации работы и взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по предоставлению, оформлению и исполнению государственных гарантий города Москвы» способами обеспечения  ответственности принципала перед  городом Москвой в случае неисполнения им своих обязательств перед бенефициаром, в обеспечение которых была выдана гарантия, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные (муниципальные) гарантии, залог имущества. Обеспечение должно иметь размер, обеспечивающий надлежащее исполнение принципалом соответствующих обязательств.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Новосибирской  области «О порядке предоставления государственных гарантий Новосибирской  области» предоставление государственных  гарантий осуществляется администрацией Новосибирской области на основании  закона Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской  области, распоряжения администрации  Новосибирской области, а также  договора о предоставлении государственной  гарантии при условии предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) соответствующего требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и  гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии.

До 1 января 2011 года обеспечение  регрессных требований гаранта к  принципалу установлено в следующем  размере:

а) для строительных организаций  – в размере 30% суммы предоставляемой  государственной гарантии;

б) для иных принципалов  – в размере 50% суммы предоставляемой  государственной гарантии.

Таким образом в Новосибирской  области реализовано право на установление обеспечения регрессных требований гаранта в размере, отличающемся от 100 процентов, предоставленное пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 310-ФЗ «О внесении изменений  в Бюджетный кодекс Российской Федерации  и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части  регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с  бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных  актов Российской Федерации», приостановившем  до 1 января 2011 года действие абзаца второго  пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса  Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона Тульской области «О порядке  предоставления государственных гарантий Тульской области» способами обеспечения  исполнения обязательств принципала перед  гарантом по гарантиям Тульской области (обеспечение регрессных требований гаранта) могут быть: банковские гарантии, поручительства, государственные или  муниципальные гарантии, залог имущества. Размер такого обеспечения должен составлять не менее 100 процентов от суммы предоставляемой  гарантии Тульской области. Предоставляемое  принципалом обеспечение исполнения своих обязательств перед гарантом должно иметь высокую степень  ликвидности.

В соответствии со статьей 5 Закона Ставропольского края «О порядке  предоставления государственных гарантий Ставропольского края» обеспечение  исполнения обязательства принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта в связи с исполнением  им в полном объеме или какой-либо части государственной гарантии может быть предоставлено в форме:

1) банковской гарантии  – в размере 100 процентов от  объема предоставленной государственной  гарантии;

2) муниципальной гарантии  органа местного самоуправления  муниципального образования Ставропольского  края, на территории которого  находится юридическое лицо, претендующее  на получение государственной  гарантии, - в размере 100 процентов  от объема предоставленной государственной  гарантии;

3) поручительства третьих  лиц - в размере 100 процентов  от объема предоставленной государственной  гарантии;

4) залога имущества - в  размере 200 процентов от объема  предоставленной государственной  гарантии.

Информация о работе Обзор законодательства о государственных гарантиях