Налоговая проверка, как основная форма налогового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Для достижения цели дипломной работы автором будет исследована сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля, сущность выездной проверки как составляющей налогового контроля, определен порядок проведения выездной налоговой проверки.
В ходе реализации названной цели поставлены следующие задачи:
1) исследована сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля;
2) исследована сущность выездной проверки как составляющей налогового контроля;
3) изложить порядок проведения выездной проверки и оформления результатов.

Содержание

Введение 3
I. Налоговый контроль в системе общегосударственного финансового контроля 5
II. Нормативно – правовое регулирование налоговых проверок 16
2.1. Виды налоговых проверок 16
2.2.Порядок осуществления выездной налоговой проверки 20
2.3.Оформление результатов налоговой проверки 28
III. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц 34
Заключение 43
Список источников и литературы 45

Работа состоит из  1 файл

налоговая.docx

— 80.63 Кб (Скачать документ)

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью  налогового органа проводится вышестоящим  налоговым органом на основании  мотивированного постановления  этого органа.

Срок проведения выездной проверки начинает исчисляться с  момента вручения налогоплательщику  решения о проведения проверки. И  этот срок включает в себя время  фактического нахождения проверяющих  на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Длительность проведения проверки увеличивается на число дней, в  течение которых осуществление  проверки было приостановлено. Датой  окончания проверки считается дата составления проверяющими справки  о проведенной проверке. После  получения справки организация  имеет право отказаться предоставить проверяющим дополнительные материалы, так как проверка уже закончена, а документы могут быть истребованы  только во время ее проведения.

Разберем на примере  возможную конфликтную ситуацию1.

Налоговая инспекция должна была провести выездную проверку ООО  за два месяца. При этом налоговые  инспекторы посещали проверяемую организацию только 20 дней1. По истечении же двух месяцев налоговый инспектор продолжил свою работу, так как в период проведения налоговой проверки он включал только дни фактического пребывания на объекте. В данном случае налогоплательщик может подать просьбу о прекращении проверки на имя руководителя налогового органа, подписавшего решение о проведении выездной налоговой проверки.

В ходе выездной налоговой  проверки могут проверяться исключительно  те документы, которые относятся  к деятельности организации и  предмету проверки. Таким образом, например, санитарные книжки налоговый инспектор  проверять не уполномочен. В то же время налоговый инспектор имеет  право проверять на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, денежные документы, бухгалтерские  книги, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с исчислением  и уплатой в бюджет налогов  и других обязательных платежей, с  получением необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках, за исключением  сведений, составляющих коммерческую тайну.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах  производится сплошным или выборочным методом. В первом случае проверяются  все документы и записи в регистрах  бухгалтерского учета, а во втором –  часть первичных документов в  каждом месяце проверяемого периода  или за несколько месяцев. Если при  проведении выборочной проверки установлены  серьезные нарушения налогового законодательства, то проверка на данном участке деятельности предприятия  проводится сплошным способом.

Приемы и методы проверки учетной  документации налогоплательщика определяются проверяющими самостоятельно, исходя из:

- особенностей применяемой организацией системы бухгалтерского учета, его состояния;

___________________

1Фролов С.П. Налоговые споры: некоторые практические рекомендации // Бухгалтерский учет, 2007, № 9// Справочно – правовая система Консультант Плюс. Версия февраль 2011.

- сделанных в результате предпроверочного анализа данных о проверяемом налогоплательщике, выводов о наличии повышенной вероятности обнаружения у него налоговых правонарушений;

- объемов подлежащей проверке документации;

- иных обстоятельств.

В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется:

- полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов, учета объекта налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;

- соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для целей налогообложения. Проверка производится раздельно по каждой форме налоговой декларации в разрезе проверяемых видов налогов и сборов путем сопоставления показателей, содержащихся в налоговой декларации, с соответствующими показателями бухгалтерской отчетности;

- соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического учета;

- полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование  налоговой базы. На данном этапе проверки проверяющие должны проконтролировать: правильность определения данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг); правильность определения затрат на производство реализованной продукции; влияние на исчисление налогов выручки от прочей реализации; влияние на исчисление налогов доходов и расходов от внереализационных операций; формирование финансовых результатов для определения налога на прибыль; достоверность составления и представления отчетности о движении денежных средств;

- правильность применения цен на товары (работы, услуги) для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным операциям, при совершении внешнеторговых сделок;

- обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.

Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя:

- формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов;

- арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчетов количественных (суммовых) показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных форм (как правило, осуществляется выборочным методом);

- правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие содержания документа действующему на момент совершения операции законодательству.

В тех случаях, когда должностным  лицом налогового органа в ходе проверки, выявляются факты отсутствия у налогоплательщика  учета доходов и расходов, учета  объектов налогообложения или ведения  этого учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности  исчислить налоги, суммы налогов, определяются расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике  или данных об аналогичных налогоплательщиках.

Если в ходе проверки выявлены налоговые  правонарушения, проверяющие должны провести работу по формированию доказательственной базы по этим фактам и обеспечению  их документального подтверждения (снятие копий с документов, свидетельствующих  о совершении налоговых правонарушений, выемка подлинников таких документов, получение недостающих документов их иных источников, проведение встречных проверок, опросы свидетелей, назначение экспертизы.

Налоговые органы имеют право вызвать  представителей организации для  дачи пояснений в связи с уплатой  налогов. Однако в НК РФ прямо не предусмотрена обязанность налогоплательщика  выполнять данное требование.

В ходе выездной налоговой  проверки должностные лица налоговых  органов имеют право проводить  инвентаризацию имущества организации, осмотр, выемку документов, предметов, назначать экспертизу, привлекать специалистов, экспертов, переводчиков и совершать  другие действия, предусмотренные НК РФ.  Все указанные действия должны быть выполнены при строгом соблюдении всех процессуальных правил, предусмотренных  законодательством, в противном  случае организация вправе поставить  вопрос о том, что те или иные доказательства добыты с нарушением установленных  правил и вследствие этого не имеют  доказательной силы.

 

    1. Оформление результатов налоговой проверки

 

По результатам выездной налоговой  проверки не позднее двух месяцев  после составления справки о  проведенной проверке уполномоченными  должностными лицами налоговых органов  должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо ее представителем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или  отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается  руководителю организации-налогоплательщика  либо представителем под расписку или  передается иным способом, свидетельствующим  о дате его получения налогоплательщиком или его представителем.

Многие налогоплательщики отказываются подписывать акт проверки, мотивируя  это тем, что не согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, либо подписывают его с оговорками. Не подписание акта либо подписание его с оговорками не имеет практического значения. При не подписании акта он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Причем акт отправляется по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика. Учитывая, что место фактического расположения налогоплательщика не всегда совпадает с местонахождением, указанным в учредительных документах, налогоплательщик может вообще может не получить акт проверки. Негативные последствия неполучения акта очевидны: налогоплательщик не сможет детально ознакомиться с актом и, соответственно, представить возражения по акту и повлиять на вынесение решения. Поэтому рекомендуется налогоплательщикам подписывать акт проверки независимо от наличия возражений. В акте обязательно собственноручно указать дату получения акта, иначе датой вручения акта будет считаться дата, проставленная на титульном листе акта, то есть фактически дата его составления. Налогоплательщику предоставлено право в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки

____________________

1О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 10 апреля 2000 г. № 60 // Налоговый вестник,  2001, № 3// Справочно – правовая система Консультант Плюс. Версия февраль 2011.

представить в соответствующий налоговый  орган письменное объяснение мотивов  отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным  положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному  объяснению (возражению) или в согласованный  срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

Необходимо отметить, что налоговый  орган обязан известить налогоплательщика  о времени и месте рассмотрения акта только в случае представления  налогоплательщиком возражений. Если возражения не представлены, то обязанности  известить налогоплательщика о  времени и месте рассмотрения акта проверки у налоговых органов  не возникает и, соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки без  налогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточно редко, так как рассмотрение акта проверки обычно совпадает с моментом вынесения решения. Тогда встает вопрос о вручении решения и привлечении  должностных лиц организации-налогоплательщика  к административной ответственности.

Вместе с тем, рассмотрение акта проверки и вынесение решения  – две различные процедуры.

Все вопросы, возникшие при проведении и оформлении результатов проверки, необходимо решать с налоговыми органами до дня рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. С возражениями необходимо представить максимально  возможное количество документов в  обоснование своей позиции и, по возможности, рассмотреть данные документы с проверяющими, так  как от их позиции во многом зависит  признание правомерными возражений налогоплательщика. Сама процедура  вынесения решения достаточно формальна. Документы, в том числе проект решения, результаты рассмотрения возражений по акту, готовятся соответствующими службами налогового органа, и к  руководителю (заместителю руководителя) налогового органа попадает готовый  пакет. Возражения налогоплательщика, высказанные непосредственно при принятии решения, вряд ли будут приняты к сведению. Лицо, выносящее решение, не будет вникать в нюансы расчета реализованного наложения или формирования себестоимости, так как предполагается, что возражения по акту предварительно рассмотрены соответствующими специалистами и ими высказаны рекомендации по всем позициям возражений.

Информация о работе Налоговая проверка, как основная форма налогового контроля в РФ