Налоговая проверка, как основная форма налогового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Для достижения цели дипломной работы автором будет исследована сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля, сущность выездной проверки как составляющей налогового контроля, определен порядок проведения выездной налоговой проверки.
В ходе реализации названной цели поставлены следующие задачи:
1) исследована сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля;
2) исследована сущность выездной проверки как составляющей налогового контроля;
3) изложить порядок проведения выездной проверки и оформления результатов.

Содержание

Введение 3
I. Налоговый контроль в системе общегосударственного финансового контроля 5
II. Нормативно – правовое регулирование налоговых проверок 16
2.1. Виды налоговых проверок 16
2.2.Порядок осуществления выездной налоговой проверки 20
2.3.Оформление результатов налоговой проверки 28
III. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц 34
Заключение 43
Список источников и литературы 45

Работа состоит из  1 файл

налоговая.docx

— 80.63 Кб (Скачать документ)

К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:

- проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;  - запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;

- в том случае, если организация - налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок   не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.

Необходимо обратить внимание на то, что ограничение, касающееся проведения повторных  выездных проверок, в  соответствии со ст. 87 НК РФ применяется  к налогоплательщикам (плательщикам сборов), но не к налоговым агентам. К налоговым агентам не применяется  и положение этой статьи в части  проведения встречных проверок (т.е. проверок документов, относящихся к  деятельности проверяемых) у лиц, связанных  с ними, например, у контрагентов по гражданско-правовому договору.

Налоговый кодекс РФ различает два  вида налоговых проверок:

1. Камеральная налоговая проверка  (статья 88 НК РФ). 

2. Выездная налоговая проверка (статья 89 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и  документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплата налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. (статья 87 НК РФ). Поверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями (без специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления проверяемым соответствующих документов. Указанная дата является началом проверки1.

____________________

1Гусева Т. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов // Право и экономика, 2006, № 10. – С.34-

Проверяется правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всех реквизитов, а также соблюдение установленных  правил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей. При  недостаточности информации налоговые  органы имеют право потребовать  у налогоплательщика (плательщика  сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано  направить или выдать их налоговому органу в 5-ти дневный срок (статья 93 НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления требуемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

В ходе проверки налоговые органы имеют право вызвать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых  агентов) письменным уведомлением в  налоговые органы для дачи необходимых пояснений (статья 31 НК РФ). Кроме того, если необходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, налоговый орган может потребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика или плательщика сбора (встречная проверка).

Составление акта при камеральной  проверке законодатель не требует. Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие  исправления в установленный  срок.

На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки, налоговый  орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и  пени. При неисполнении требования в установленный срок в отношении  налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) может быть принять решение о принудительном взыскании сумм налога и пени.

Таким образом, налогоплательщикам следует  обратить внимание на ряд существенных моментов, касающихся камеральных налоговых  проверок, которые впервые нашли  отражение в НК РФ:

- проверкой может быть охвачено не более трех лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки;

- на проведение камеральной проверки отводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;

- специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;

- в ходе проверки налоговые органы могут требовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;

- результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафных санкций.

В целях устранения возникших между  налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в  целях получения более объективной  информации о финансово-хозяйственной  деятельности последних налоговый  орган вправе принять решение  о проведении выездной налоговой  проверки.

В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может  начать выездную проверку по собственной  инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой  проверки.

Отсутствие хотя бы одного реквизита  в тексте решения является основанием для не допуска проверяющих к проведению проверки.

Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения является датой начала проведения проверки.

В случае если в период с момента  вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента  ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей  группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесено решение о  внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки.

 

    1. Порядок осуществления выездной налоговой проверки
Вопрос о порядке проведения выездной налоговой проверки представляется очень важным. Любое несоответствие в порядке проведения проверки и  оформлении ее результатов требованиям  налогового законодательства позволяет  организации ставить вопрос о  признании фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе такой проверки, недействительными.

Выездная налоговая проверка проводится только по местонахождению  организации. Как правило, выездной проверке предшествует определенная подготовка, основанная на многочисленных источниках информации, относительно конкретной организации. Информация о налогоплательщике может быть получена как из внутренних, так и внешних источников1.

 

______________________

1О порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке: Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от  10 марта 1999 г. № ГБ-3-04/39 // Финансовая газета, 1999,  № 14 // Справочно – правовая система Консультант Плюс. Версия февраль 2011.

К информации из внутренних источников относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольных функций.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, в том числе о нарушениях ими налогового и иного экономического законодательства, полученная налоговыми органами от других контролирующих и правоохранительных органов (органов ФСНП России, МВД России, органов суда, прокуратуры, таможенных и других органов), от органов Федерального управления по делам о несостоятельности и банкротстве при Госкомимуществе России, организаций МПС и Минтранса России (о перевозимых крупных партиях продукции, пользующейся повышенным спросом), других органов государственного управления и местного самоуправления, банков и других кредитных учреждений, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения, Пенсионного фонда РФ, нотариальных органов, средств массовой информации, прочих юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления).

Работа налогового органа по формированию информационного массива данных о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:

- непрерывность - необходимость обеспечения постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

- систематизация - необходимость ведения информационного массива данных в разрезе каждого налогоплательщика, групп налогоплательщиков (по формам собственности, отраслевому признаку, крупным, средним и малым предприятиям). Это требование предполагает, в частности, необходимость формирования дела (досье), включающего в себя всю имеющуюся информацию о каждом отдельном налогоплательщике, а также возможность осуществления сравнительного анализа данных по аналогичным организациям;

- актуализация - периодическое обновление массива информации о налогоплательщиках, с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;

- полнота - наличие массива достаточной информации для проведения проверок о налогоплательщиках;

- достоверность - обеспечение предварительного анализа поступающей в налоговый орган информации на предмет ее достоверности, посредством сопоставления с данными, полученными из других источников, запросов в другие контролирующие и правоохранительные органы, предъявление налогоплательщику требований об уточнении и обосновании отдельных позиций бухгалтерской и налоговой отчетности в случаях, когда их достоверность вызывает сомнение;

- организация рациональной системы обработки информационного массива. В этих целях необходимо с учетом наличия реальных возможностей налогового органа, связанных с уровнем его оснащенности средствами обработки информации, обеспечить включение первичных данных о налогоплательщике в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы.

Непосредственно перед  началом проверки проверяющие обязаны  предъявить служебные удостоверения  и ознакомить налогоплательщика (должностных  лиц организации-налогоплательщика) с решением о назначении проверки. Решение должно содержать:

- наименование налогового органа;

- номер решения и дату его вынесения;

- наименование налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, в отношении которого назначается налоговая проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства);

- идентификационный номер налогоплательщика;

- период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

- вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);

- Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);

- подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

При отсутствии у проверяющих  надлежаще оформленного решения  либо служебных удостоверений налогоплательщик вправе отказать им в представлении  документов и даже в допуске проверяющих  в свои рабочие помещения или  на свою территорию.

Между тем на практике возникают  ситуации, требующие подробного разбора.

Например, сотрудники налогового органа прибыли на место проведения проверки без уведомления проверяемой  организации1. Они предъявили решение о проведении выездной налоговой проверки и свои служебные удостоверения. Однако у руководителя организации возникли сомнения в правомерности проведения проверки. По его мнению, налоговые инспекторы вели себя подозрительно. Надо ли предоставлять проверяющим доступ на территорию организации? Ответ: в данном случае налогоплательщик может получить информацию о прибывших сотрудниках МНС России по служебному телефону. Этот телефон указывается в бланке налогового органа, на котором оформлено решение о проведении проверки. И если по телефону подтвердят правомерность действий проверяющих, их следует пропустить на территорию организации. Если

__________________

1Гусев Т.А. Как эффективнее провести налоговую проверку // Налоги, 2008, № 9// Справочно – правовая система Консультант Плюс. Версия февраль 2011.

руководитель все же не допустит налоговых инспекторов на территорию организации, то это действие является налоговым правонарушением.

Для налогоплательщика  огромное значение имеет знание того, что налоговая инспекция не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное положение сохраняет силу и в случае, если применяются разные виды выездной проверки – сплошная или выборочная, тематическая или  комплексная.

Исключением являются  такие  проверки, которые проводятся в связи  с реорганизацией или ликвидацией  организации - налогоплательщика (плательщика  сбора-организации) или вышестоящим  налоговым органом в порядке  контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Только в этих случаях выездная налоговая  проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей выездной проверки.

Информация о работе Налоговая проверка, как основная форма налогового контроля в РФ