Надзор Банка России. ответственность за нарушение законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Объектом курсовой работы является банковское законодательство, регулирующее банковскую деятельность.
Предметом исследования является банковская деятельность.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов применения мер ответственности за нарушение банковского законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………2

1. Правовые принципы ответственности кредитных организаций в сфере банковской деятельности. Комплексный подход……………………..4

1.1. Принцип целесообразности правовой ответственности кредитных организаций………………………………………………………………………………………4

1.2. Принцип неотвратимости административной ответственности кредитных организаций…………………………………………………………………….5

1.3. Комплексный характер правового регулирования банковской деятельности……………………………………………………………………………………..8

2. Ответственность за нарушение банковского законодательства……..11

2.1. Ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства……………………………………11

2.2. Ответственность за разглашение банковской тайны…………………..19

2.3. Противодействие легализации (отмыванию) доходов кредитных организаций, полученных преступным путем………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………………………..26

Список использованной литературы ……………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 53.09 Кб (Скачать документ)

За разглашение  банковской тайны законодательством  РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ[9] устанавливает ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Данная статья находится в главе УК РФ – «Преступления в сфере экономической деятельности», чем и определяется видовой объект преступления. В объект данного преступления необходимо включать помимо отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, также отношения по осуществлению «иной экономической» деятельности.

Статья 183 УК РФ предусматривает  четыре состава преступления, первые два из которых формальные (достаточно лишь факта нарушения, вредоносные  последствия необязательны), а третий и четвертый – материальные (обязательными  элементами являются вредоносные последствия). Так, часть первая предусматривает  ответственность за собирание сведений, составляющих банковскую тайну, часть  вторая – за распространение или  использование таких сведений, часть  третья – за совершение тех же деяний из корыстной заинтересованности или  с причинением крупного ущерба, а  часть четвертая распространяется на случаи, повлекшие тяжкие последствия. Характеристикой объективной стороны  преступления является незаконность совершения указанных действий. В части первой выделяются такие способы собирания  сведений: похищение документов, подкуп, угрозы, иной незаконный способ. Под  последним в литературе понимается завладение информацией посредством  использования специальной техники  негласного получения информации, незаконное проникновение в компьютерную сеть.

Субъектом преступления по части первой ст. 183 УК РФ может  являться любое деликтоспособное лицо, а по части второй к ответственности  могут быть привлечены лишь специальные  субъекты – лица, которым банковская тайна была доверена или стала  известна по службе или работе, –  например, служащие кредитных организаций.

Преступления по ст. 183 УК РФ наказываются штрафом до 80000 рублей, в том числе с лишением права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  на определенный срок, либо лишением свободы. Срок лишения свободы по формальным составам не может превышать соответственно двух и трех лет, а по материальным составам – соответственно пяти и  десяти лет. На 24 апреля 2006 года справочно-поисковые  системы и комментарии к статье 183 УК РФ не содержат информации о судебной практике по указанным составам преступлений.

Административная  ответственность

Разглашение информации, относящейся к банковской тайне, подпадает под состав административного  правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По данной статье ответственность  наступает за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным  законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность). Субъектом  данного правонарушения может быть только физическое лицо, получившее доступ к такой информации в связи  с исполнением служебных или  профессиональных обязанностей. При  этом, указанная статья распространяется как на служащих кредитных организаций, так и на работников любых других пользователей банковской тайны (БКИ, Агентства по страхованию вкладов, правоохранительных, таможенных органов  и т.д.). Совершение указанного правонарушение физическим лицом влечет наказание  в виде административного штрафа (до 1000 рублей).

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения  информации о гражданах – клиентах банка может повлечь для физических и юридических лиц ответственность  по ст. 13.11 КоАП РФ. Данная статья направлена на охрану персональных данных о гражданах. Согласно ст. 2 Закона об информации, персональные данные – это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни  гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Такие данные могут  одновременно являться данными о  клиенте кредитной организации  и входить в состав банковской тайны. Таким образом, нарушение  режима банковской тайны в части  персональных данных может повлечь  административную ответственность  по ст. 13.11 КоАП РФ в форме административного  штрафа. При этом субъектами данного  правонарушения могут быть не только кредитные организации и их служащие, а любые пользователи банковской тайны.

В отдельных случаях, нарушение обязанности пользователя информации хранить банковскую тайну  может стать основанием для лишения  виновного лица специальной правоспособности. Так, неисполнение БКИ обязанности  по защите информации может стать  основанием для предъявления уполномоченным государственным органом в судебном порядке требования об исключении БКИ  из государственного реестра БКИ.[10]

Фактически единственным видом применяемой на практике ответственности  в области банковской тайны является ответственность кредитных организаций  за непредставление или несвоевременное  представление информации налоговым  органам. Следует отметить, что таких случаев великое множество, а арбитражная практика не отличается единообразием. Частично это освещено выше, более подробный анализ данной категории дел – тема для отдельной статьи.

Гражданско-правовая ответственность

ГК РФ устанавливает, что в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.[11]

Банковский закон  устанавливает, что ответственность  за разглашение банковской тайны  несут также и работники кредитных  организаций.[12]

В связи с этим, лицо, чьи права нарушены, вправе предъявить иск о возмещении убытков  – как к банку, так и непосредственно  к его служащему. С одной стороны, такое положение укрепляет гарантии взыскания причиненных убытков, а с другой – является еще одним  подтверждением публично-частного характера  института банковской тайны. Следует  согласиться с позицией, согласно которой иск должен предъявляться  банку как юридическому лицу, ибо  именно с банком, а не с отдельным  служащим вступал клиент в правовые отношения. Ответственность работников банка следует регулировать на уровне трудовых отношений и регрессного  иска. Однако в настоящее время  сохраняется положение, при котором  гражданско-правовая ответственность  за нарушение режима банковской тайны  носит характер деликатной, а не договорной ответственности.

Мерами гражданско-правовой ответственности могут являться возмещение убытков и возмещение морального вреда. По общему правилу[13] вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.[14]

Если в результате разглашения банковской тайны гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), суд  может возложить на нарушителя обязанность  денежной компенсации указанного вреда.[15] При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.[16]

В настоящее время  отсутствует опубликованная практика привлечения к гражданско-правовой ответственности кредитных организаций  за разглашение сведений, относящихся  к банковской тайне.

Следует также упомянуть  о том, что действующее законодательство не содержит специальных норм, определяющих гражданско-правовую ответственность  бюро кредитных историй за разглашение  сведений, переданных им кредитными организациями. Имеет место несколько парадоксальная ситуация, когда за нарушение банковской тайны бюро кредитных историй несет административную ответственность, в том числе может быть подвергнута штрафу, выплачиваемому в доход государства. При этом для возмещения убытков, нанесенных субъекту кредитной истории[17], пострадавшему придется основываться на общих положения гражданского права, что представляется достаточно сложным и проблематичным.

В случае, когда  лицо, которому банк на законных основаниях передает информацию, отнесенную к  банковской тайне, не связано обязанностью хранить собственную профессиональную тайну, применяются общие положения  п. 10 ст. 26 Банковского закона. Ответственность  таких лиц за разглашение банковской тайны наступает в форме возмещения ущерба. На наш взгляд, под «ущербом»  в данном случае следует понимать как убытки, так и моральный  вред. Однако, практики привлечения  к ответственности за разглашение  банковской тайны пользователя банковской информации пока нет. Возможно, это  связано с трудностями доказывания  причинной связи между возникшими убытками и фактом разглашений информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Противодействие легализации (отмыванию) доходов кредитных организаций, полученных преступным путем.

Понятие «отмывание»  денег содержится в ч.1 ст.174 УК РФ, в котором данное правонарушение рассматривается как «совершение  финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование  данных средств или иного имущества  для осуществления правонарушений или иной экономической деятельности».

«Отмывание» денег  представляет собой сложный, достаточно продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Для удобства изучения и описания этого процесса выработано несколько  моделей, хотя следует сказать, что  на практике они не всегда четко  прослеживаются.

Наиболее распространенной является трехфазная модель «отмывания»  денег, в соответствии с которой  в первой фазе происходит введение «грязных» наличных денег в легальный  хозяйственный оборот; во второй фазе в результате множества операций деньги отделяются от источника их происхождения и теряют «следы»; в третьей фазе деньги обретают новый  «легальный» источник происхождения  и инвестируются в легальную  экономику. При этом каждая фаза характеризуется  определенным набором форм «отмывания»  денег.

Следует также обратить внимание на так называемые теневые  или «подпольные» концерны, объединяющие предприятия одной сферы с  целью «отмывания» денег, имеющие  вертикальные и горизонтальные связи.

Грязные деньги вводятся в оборот через розничных торговцев  как выручка от торговли. На эти  деньги у оптового торговца закупаются скоропортящиеся продукты, которые  далее списывают как испортившиеся. Это, разумеется, лишь одна из возможных  схем деятельности «подпольных» концернов.

Следует отметить условия, характерные для страны, в которой  осуществляется «отмывание» денег: отсутствие обязательного бухгалтерского учета для банков; допустимость анонимных  банковских счетов; необязательность идентификации банковских клиентов; недостаточно эффективно работающие органы юстиции; отсутствие правовой помощи при  изъятии денег, имеющих преступное происхождение; отсутствие соответствующих  законов и правоприменительной  практики.

В таких странах  обычно создаются фиктивные фирмы  и обрываются следы финансовых операций.

В настоящее время  заметную роль в борьбе с «отмыванием» денег играют следующие международные  организации:

1) Международная организация уголовной полиции (Интерпол) с штаб-квартирой в Вене, созданная в 1923 году (Россия входит в данную организацию); 
2) Европейское центральное управление уголовной полиции (Европол) со штаб-квартирой в Гааге (Нидерланды);

3) Специальная финансовая Комиссия по проблемам «отмывания» денег (FATF) со штаб-квартирой в Париже, созданная в 1989 году.

Проблема отмывания» денег в России является недостаточно изученной. Ст.174 УК, предусматривающая  уголовную ответственность за легализацию («отмывание») денежных средств или  иного имущества, появилась лишь в новом УК РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 года.

К моменту начала рыночных реформ в СССР, позднее  в России, существовали значительные теневые капиталы. В условиях недостаточного контроля за происхождением денежных средств эти капиталы были инвестированы  в создаваемые легальные коммерческие структуры и приватизируемые  государственные предприятия. В  результате значительное количество экономических  субъектов оказалось под контролем  криминальных структур.

Низкая налоговая  культура и высокие ставки налогов  стали причиной уклонения многих предприятий от уплаты налогов в  полном объеме, что привело к формированию нелегального оборота наличных денег. Появились «теневые» фирмы, зарегистрированные на подставных лиц, оказывающие услуги по продаже предприятиям «черных» наличных денег за безналичные, перевод которых  осуществляется по фиктивным счетам и договорам. «Черные» наличные деньги используются для выплаты зарплаты, взяток, уплаты денег за охрану преступным группам, а также для расчетов между предприятиями.

Отсутствие жестких  границ между отдельными государствами  СНГ позволяет преступным организациям осуществлять неконтролируемые перевозки  денег и товаров. В России действуют  организованные преступные группы из других государств СНГ, а также транснациональные  криминальные корпорации (в частности, итальянские и китайские).

Информация о работе Надзор Банка России. ответственность за нарушение законодательства