Надзор Банка России. ответственность за нарушение законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Объектом курсовой работы является банковское законодательство, регулирующее банковскую деятельность.
Предметом исследования является банковская деятельность.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов применения мер ответственности за нарушение банковского законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………2

1. Правовые принципы ответственности кредитных организаций в сфере банковской деятельности. Комплексный подход……………………..4

1.1. Принцип целесообразности правовой ответственности кредитных организаций………………………………………………………………………………………4

1.2. Принцип неотвратимости административной ответственности кредитных организаций…………………………………………………………………….5

1.3. Комплексный характер правового регулирования банковской деятельности……………………………………………………………………………………..8

2. Ответственность за нарушение банковского законодательства……..11

2.1. Ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства……………………………………11

2.2. Ответственность за разглашение банковской тайны…………………..19

2.3. Противодействие легализации (отмыванию) доходов кредитных организаций, полученных преступным путем………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………………………..26

Список использованной литературы ……………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 53.09 Кб (Скачать документ)

Отзыв у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций влечет за собой  ее ликвидацию.

Банк России после  отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию  временную администрацию в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций».

В течение 30 дней от даты публикации в «Вестнике Банка  России» сообщения об отзыве у  кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России обязан обратиться в арбитражный  суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением  случая, когда к моменту отзыва указанной лицензии у кредитной  организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным  законом. Одновременно Банк России обязан представить в арбитражный суд  кандидатуру ликвидатора, соответствующую  требованиям, предъявляемым Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации» к арбитражным  управляющим при банкротстве  кредитной организации, если иное не установлено федеральным законом.

Если к моменту  отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций у нее имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные  Федеральным законом[3] «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», или наличие этих признаков установлено временной администрацией, назначенной Банком России в кредитную организацию после отзыва у нее лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций наступают следующие юридические  последствия:

1) считается наступившим  срок исполнения обязательств  кредитной организации. Обязательства  кредитной организации в иностранной  валюте учитываются по курсу  Банка России, действовавшему на  дату отзыва у кредитной организации  указанной лицензии;

2) прекращается  начисление процентов, а также  неустоек (штрафов, пеней) и наложения  иных финансовых (экономических)  санкций по обязательствам кредитной  организации;

3)  приостанавливается  исполнение  исполнительных документов, выданных на основании судебных решений по имущественным  взысканиям  (за исключением  исполнения  исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда), вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

4) запрещается до  момента создания ликвидационной  комиссии (ликвидатора)  или  назначения  арбитражным  судом  конкурсного управляющего заключение сделок кредитной организации и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту) в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России (в случае его назначения).

После отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной  организацией в Банке России, перечисляются  на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и  используются в порядке, установленном  федеральными законами и издаваемыми  в соответствии с ними актами Банка  России.

Кредитные организации, как отмечалось выше, при недостатке средств для осуществления кредитования собственных клиентов и выполнения принятых на себя обязательств могут  обращаться за получением кредитов в  Банк России на условиях, определяемых Банком России.

В целях воздействия  на ликвидность банковской системы  Банк России рефинансирует кредитные  организации путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной  ставке Банка России и определяет форму обеспечения данного кредита.

Предоставляя кредитным  организациям кредит, Банк России вступает с ними в гражданско-правовые отношения, строящиеся на началах юридического равенства сторон.

Заемщики — юридические  лица, в том числе банки и  небанковские кредитные организации, не выполняющие свои обязанности  по своевременному возврату полученных кредитов, могут быть признаны в установленном порядке несостоятельными (банкротами) с опубликованием соответствующего решения в печати.

Основания признания  судом конкретного юридического лица, в том числе и кредитной  организации, банкротом или объявление им о своем банкротстве, а также  порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается федеральными законами. Общий Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве)»  был принят 8 января 1998 г.1 Особенности  оснований и процедур признания  кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидация в порядке  конкурсного производства установлены  специальным Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» от 25 февраля 1999г. № 40-ФЗ2. В соответствии с Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» правом на обращение  в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации  банкротом обладают различные субъекты: кредитная организация — должник, кредитор кредитной организации, Банк России, прокурор в случаях, предусмотренных  законом, налоговый или иной уполномоченный орган. Дело о банкротстве может  быть возбуждено арбитражным судом  только после отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций. При этом требования кредиторов к кредитной организации, как отмечалось ранее, в совокупности должны составлять не менее одной  тысячи минимальной оплаты труда, установленных  федеральным законом, и исполняться  в течение одного месяца с момента  наступления Даты их исполнения.

Арбитражный суд  рассматривает требование о ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным  процессуальным кодексом Российской Федерации. Арбитражный суд принимает решение  о ликвидации кредитной организации  и назначении ликвидатора из числа  кандидатур, представленных ему Банком России, если не будет доказано наличие  признаков банкротства на момент отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций.

С момента вынесения  арбитражным судом решения о  ликвидации кредитной организации  наступают следующие правовые последствия:

— органы управления кредитной организации, в том  числе ликвидационная комиссия (ликвидатор), если они избраны (назначены) решением собрания учредителей (участников) кредитной  организации, отстраняются от выполнения функций по управлению ее делами, в  том числе по распоряжению ее имуществом, и в трехдневный срок обеспечивают передачу ликвидатору бухгалтерской  и иной документации, материальных и иных ценностей, печатей и штампов  кредитной организации;

— сведения о финансовом состоянии  кредитной организации перестают быть отнесенными к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;

— снимаются ранее  наложенные аресты на имущество кредитной  организации и иные ограничения  по распоряжению ее имуществом. Наложение  новых арестов на имущество кредитной  организации и введение иных ограничений  по распоряжению ее имуществом не допускаются;

—   все требования к кредитной организации могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению только в процессе ее ликвидации.

Если ликвидатор своими противозаконными действиями (бездействием) причинил убытки, то учредители (участники) кредитной организации и ее кредиторы  вправе потребовать от ликвидатора  их возмещения в соответствии с законодательством.

Ликвидатор направляет для опубликования объявление о  ликвидации кредитной организации  в «Вестник Банка России» не позднее  пяти рабочих дней со дня своего назначения.

Требования кредиторов кредитной организации направляются ликвидатору по почтовому адресу, указанному в опубликованном объявлении о ликвидации кредитной организации, одновременно с документами, на основании  рассмотрения которых ликвидатор принимает  решение о признании (или непризнании) указанных требований установленными.

Ликвидатор составляет и представляет в Банк России для  согласования промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, бухгалтерскую  и статистическую отчетность кредитной  организации в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка  России.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ликвидатором возложенных на него обязанностей арбитражный  суд вправе:

признать недействительными  сделки, заключенные или совершенные  ликвидатором в ходе проведения им в кредитной организации ликвидационных процедур, по основаниям, предусмотренным  гражданским законодательством  Российской Федерации и Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

отстранить ликвидатора  от исполнения им своих обязанностей по ходатайству Банка России или  собрания (комитета) кредиторов и назначить  нового ликвидатора, кандидатура которого была предложена Банком России в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве).

Срок ликвидации кредитной организации не может  превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о  ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора.

Если в ходе проведения ликвидационных процедур выявится, что  стоимость имущества кредитной  организации, в отношении которой  принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор обязан направить в арбитражный  суд заявление о признании  кредитной организации банкротом.

Отчет о результатах  ликвидации кредитной организации  с приложением ликвидационного  баланса заслушивается на собрании кредиторов или на заседании комитета кредиторов и утверждается в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве).

Ликвидатор обязан в десятидневный срок со дня вынесения  арбитражным судом определения  о завершении ликвидации кредитной  организации представить в Банк России указанное определение и  другие документы, предусмотренные  нормативными актами Банка России, для внесения в Книгу государственной  регистрации кредитных организаций  записи о ликвидации кредитной организации.

Ликвидация кредитной  организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента  внесения в Книгу государственной  регистрации кредитных организаций  записи о ликвидации данной кредитной  организации.

Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, а также отношения, возникающие  в процессе осуществления контроля и надзора в сфере банковской деятельности, имеет комплексный  характер. Показано, что банковское законодательство состоит из разноотраслевых  норм, включая нормы конституционного, административного, финансового, гражданского, международного, уголовного, и иных отраслей права. Важную роль в правовом регулировании банковской деятельности, в том числе и по вопросам осуществления  контроля и надзора, играют нормативные  акты Банка России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.2.Ответственность за разглашение банковской тайны.

Банковская тайна  – один из основополагающих аспектов особых отношений, которые складываются между кредитными организациями  и их клиентами, а также между  кредитными организациями и лицами, которые желают получить информацию.

Законодатель сформулировал  нормы о банковской тайне крайне небрежно. Действующее законодательство не содержит определения понятия  «банковская тайна». Содержание банковской тайны вводится как Гражданским  кодексом РФ[4], так и Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[5]. При этом содержание указанных норм существенно разнится, в связи с этим на практике возникает ряд проблем, которые в свою очередь нередко приводят к судебным спорам.

Под банковской тайной фактически понимается особый режим  информации, которая становится известной  кредитной организации в ходе осуществления банковской деятельности, а также некоторым другим лицам, которые получают такую информацию от/ в кредитной организации в  ходе ее проверки или взаимодействия с ней.

Режим банковской тайны  определяется нормами права, устанавливающими:

1) правовое положение  субъектов правоотношений по  использованию, предоставлению и  охране информации, которой располагает  кредитная организация;

2) содержание информации, на которую распространяется  данный режим;

3) условия и порядок  предоставления и использования  информации, которой располагает  кредитная организация;

4) порядок правовой  защиты информации, которой располагает  кредитная организация, включая  ответственность за разглашение  такой информации.

Банковский закон[6] предусматривает ответственность владельцев и пользователей банковской тайны за ее разглашение. В частности, ответственность несут Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники.

Ответственность других пользователей банковской тайны  предусмотрена законами об их деятельности: для инспекторов Счетной палаты[7], для таможенных органов[8] и т.д. Лица, которые в связи со спецификой профессиональной деятельности и в соответствии с законом являются субъектами иных видов профессиональной тайны, несут ответственность за разглашение банковской информации, ставшей им известной в процессе осуществления профессиональной деятельности, как за разглашение налоговой, нотариальной, аудиторской или др. тайны.

Информация о работе Надзор Банка России. ответственность за нарушение законодательства