Надзор Банка России. ответственность за нарушение законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Объектом курсовой работы является банковское законодательство, регулирующее банковскую деятельность.
Предметом исследования является банковская деятельность.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов применения мер ответственности за нарушение банковского законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………2

1. Правовые принципы ответственности кредитных организаций в сфере банковской деятельности. Комплексный подход……………………..4

1.1. Принцип целесообразности правовой ответственности кредитных организаций………………………………………………………………………………………4

1.2. Принцип неотвратимости административной ответственности кредитных организаций…………………………………………………………………….5

1.3. Комплексный характер правового регулирования банковской деятельности……………………………………………………………………………………..8

2. Ответственность за нарушение банковского законодательства……..11

2.1. Ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства……………………………………11

2.2. Ответственность за разглашение банковской тайны…………………..19

2.3. Противодействие легализации (отмыванию) доходов кредитных организаций, полученных преступным путем………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………………………..26

Список использованной литературы ……………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 53.09 Кб (Скачать документ)

Финансово-правовое регулирование охватывает как правоотношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, так и  организационно-финансовую деятельность по аккумуляции, распределению и  использованию государством денежных средств. Нормами финансового права  определяются также основы денежного  обращения в России, основы валютного  регулирования, расчетные правоотношения, финансовый (включая банковский и  валютный) контроль. Нормы финансового  права регулируют деятельность банков, включенных в процесс обслуживания бюджета, порядок выпуска и регистрации  ценных бумаг, а также ряд отношений, связанных с ценными бумагами, в которых участвуют банки. К финансовому праву относится также налоговое право, которое, в частности, регулирует отношения с участием банков как налогоплательщиков, налоговых агентов, и как организаций, исполняющих поручения налогоплательщиков о перечислении налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты. Кроме того, банки осуществляют отдельные агентские полномочия по контролю за соблюдением их клиентами налогового законодательства.

Нормы гражданского права определяют правовое положение  участников гражданского оборота, в  том числе субъектов банковской деятельности. Кроме того, этими  нормами регулируются правила совершения гражданско-правовых сделок, в том  числе банковских.

В гражданском законодательстве содержатся общие положения об обязательствах и договорах, применяемых в банковской деятельности, а также предусмотрены  специальные виды участия банков и иных кредитных организаций  в гражданских правоотношениях. К ним относятся: банковская гарантия, договор финансовой аренды (лизинг), кредитный договор, договор банковского  вклада, договор банковского счета, безналичные расчеты, хранение ценностей  в банке либо в индивидуальном банковском сейфе и т.п. Следовательно, банковское законодательство базируется на гражданском законодательстве, многие нормы которого либо применяются  в банковской деятельности, либо прямо  регулируют ее и непосредственно  относятся к ней.

Нормы трудового  права регулируют взаимоотношения  банков и иных кредитных организаций  со своими сотрудниками. Это, в частности, вопросы заключения и прекращения  трудового договора, регулирования  рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, охраны труда, социального  страхования и обеспечения, соблюдения правил внутреннего распорядка, дисциплины труда, дисциплинарной и материальной ответственности, вопросы о гарантиях  и компенсациях и др.

Нормы уголовного права  защищают банковскую деятельность от общественно-опасных деяний, называемых преступлениями. Некоторые из них  прямо относятся к сфере банковской деятельности (незаконная банковская деятельность; незаконное получение  кредита; незаконное получение и  разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну  и т.п.), а другие возможны в деятельности кредитных организаций.

Банковское законодательство — это специфическое структурное образование в системе российского законодательства, в которое входят нормы различных отраслей права, регулирующих разнообразные аспекты деятельности кредитно-банковской системы. Такое структурное образование одни авторы называют комплексной отраслью законодательства[1], другие — комплексной отраслью права[2]. По мнению автора, бесспорным является признание банковского законодательства в качестве комплексной отрасли законодательства.

Комплексный характер банковского законодательства позволяет  относить к нему наряду со специальными банковскими законами и другие федеральные  законы, которые содержат нормы, в  той или иной мере затрагивающие  банковскую деятельность. К ним, в  частности, относятся нормы, содержащиеся в ГК РФ, УК РФ, ТК РФ, Законе о валютном контроле и некоторых других.

Специальное банковское законодательство включает в себя Закон  о Банке России, Закон о банках, Закон о банкротстве банков, Закон  о реструктуризации банков и некоторые  другие. Они занимают ведущее место  среди источников правового регулирования  банковской деятельности, а центральное  место среди них занимают Закон  о Банке России и Закон о  банках.

Закон о Банке  России определяет основные цели, функции  и полномочия, а также принципы организации и деятельности Банка  России.

Правовое положение  и функции коммерческих банков и  других кредитных организаций предусмотрены  Законом о банках. Этот Закон определяет понятие и виды кредитных организаций, закрепляет структуру банковской системы  и определяет перечень нормативных  актов, регулирующих банковскую деятельность, порядок регистрации кредитных  организаций и лицензирования банковской деятельности, а также предусматривает  ряд других вопросов.

Среди подзаконных  нормативных правовых актов, к которым  традиционно относят указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ, акты федеральных министерств  и ведомств, следует указать на многочисленные нормативные акты Банка  России как особый источник правового  регулирования банковской деятельности.

В заключение следует  отметить, что среди иных источников, регулирующих банковскую деятельность, следует также назвать правовые обычаи (банковскую практику), нормативные  договоры (например, межгосударственные и межбанковские), а также локальные  акты, принимаемые органами управления кредитных организаций по вопросам регулирования внутренних отношений  в банках, порядка учета, хранения и использования ценностей, регистрации  счетов, осуществления делопроизводства и т.п.

 

 

 

 

 

2.Ответственность за нарушение банковского законодательства.

2.1.Ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства.

В соответствии с  Законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  в случае нарушения кредитной  организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной  информации Банк России имеет право  требовать от кредитной организации  устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой  процента от размера минимального уставного  капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести  месяцев.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также, в случае если эти нарушения  или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам  кредиторов (вкладчиков). Банк России   вправе ввести санкции:

1) взыскать с  кредитной организации штраф  до 1% оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального  размера уставного капитала;

2) потребовать от  кредитной организации:

— осуществления  мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том  числе изменения структуры активов;

— замены руководителей  кредитной организации;

— реорганизации  кредитной организации;

3) изменить для  кредитной организации обязательные  нормативы на срок до шести  месяцев;

4) ввести запрет  на осуществление кредитной организацией  отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией,  на срок до одного года, а  также на открытие филиалов  на срок до одного года;

5) назначить временную  администрацию по управлению  кредитной  организацией  на срок до  6  месяцев.   Порядок  назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6) ввести    расчет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер предупреждения банкротства кредитной организации.

7) предложить учредителям  (участникам)  кредитной организации,  которые самостоятельно  или  в силу существующего  между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных составов прямого или косвенного воздействия имеют возможность оказывать влияние на решение об увеличении собственных средств (капитала)  кредитной организации до размера,  обеспечивающего соблюдение его обязательных нормативов.

Кредитная организация  не может быть привлечена к ответственности  Банком России за допущенные нарушения, если с момента его совершения истекло 5 лет. Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным  законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление  банковских операций устанавливается  нормативными актами Банка России.

Банк России может  отозвать лицензию на осуществление  банковских операций только в случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»:

установления недостоверности  сведений, на основании которых выдана лицензия;

задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более  чем на год со дня ее выдачи;

установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

задержки более  чем на 15 дней представления ежемесячной  отчетности (отчетной документации);

осуществления, в  том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией  Банка России;

неисполнения федеральных  законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов  Банка России, если в течение одного года к кредитной организации  неоднократно применялись меры, предусмотренные  Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», а также неоднократного нарушения в течение одного года требований Федерального закона «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

неоднократного  в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств  со счетов (вкладов) клиентов кредитной  организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных  лиц;

наличия ходатайства  временной администрации, если к  моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»1 имеются  основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом.

В законодательстве предусмотрено не только право Банка  России отозвать лицензию, но при определенных условиях и обязанность отозвать у кредитной организации соответствующую  лицензию.

В нижеперечисленных  случаях Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций:

если достаточность  капитала кредитной организации  становится ниже 2%. Если в течение  последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда у кредитной организации  должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета  достаточности капитала кредитных  организаций, применяется та методика, в соответствии с которой достаточность  капитала кредитной организации  достигает максимального значения;

если размер собственных  средств (капитала) кредитной организации  ниже минимального размера уставного  капитала, установленного Банком России на дату регистрации кредитной организации;

если кредитная  организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера  собственных средств (капитала);

если кредитная  организация не способна удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение  одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в  совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимальной  оплаты труда, установленного федеральным  законом.

Банк России обязан отозвать у кредитной организации  лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня  получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной  лицензии, достоверной информации о  наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации. В ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности» содержится запрещающая  финансово-правовая норма, согласно которой  отзыв лицензии на осуществление  банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных  указанным Законом, не допускается.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня  принятия соответствующего акта Банка  России и может быть обжаловано в  течение 30 дней со дня публикации сообщения  об отзыве лицензии на осуществление  банковских операций в официальном  издании Банка России «Вестнике  Банка России». Обжалование данного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.

Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в «Вестнике банка России»  в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

Информация о работе Надзор Банка России. ответственность за нарушение законодательства