Категории лиц, чье обязательное государственное личное страхование осуществляется за счет средств Федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:49, реферат

Описание

Страхование представляет собой древнейшую категорию общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений.[1]
Основная цель страхования связана с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

Содержание

ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Обязательное государственное страхование за счет средств государственного бюджета как сфера регулирования гражданского и финансового права.
ГЛАВА 2. Субъекты и объекты обязательного государственного страхования за счет средств государственного бюджета.
2.1. Правовой статус страховщика, страхователя и застрахованного лица по обязательному государственному страхованию за счет средств государственного бюджета
2.2. Объекты обязательного государственного страхования за счет средств государственного бюджета.
Глава 3. Правовое регулирование отдельных видов обязательного личного государственного страхования 20
3.1. Понятие и особенности обязательного личного страхования отдельных категорий сотрудников (государственных служащих) 20
3.2. Страхование членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы...........................................................................................................................23
3.3. Особенности обязательного личного страхования военнослужащих
3.4. Особенности страхования работников органов, осуществляющих приватизацию, должностных лиц таможенных органов РФ 28
3.5. Особенности страхования судей, работников прокуратуры и работников полиции 29
3.6. Обязательное государственное страхование лиц, пострадавших от радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения, экологических и иных чрезвычайных катастроф. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 39

Работа состоит из  1 файл

Реферат по финансовому.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

4)  отношения    по    обязательному    государственному    страхованию,    где    государство    как    обязательный    субъект    всех    финансовых    правоотношений    выступает    в    качестве    страховщика    имущественных    и    личных    интересов    отдельных    категорий    граждан    и    вырабатывает    меры    по    обеспечению    имущественных    интересов    страхователей.  Так, Министерством финансов России 22 февраля 1999 г.    были    утверждены    Правила    размещения    страховых    резервов    (действуют    в    ред.    от    16    марта    2000    г.).    Указанные    резервы    инвестируются    страховыми    организациями    в    целях    обеспечения    их    финансовой    устойчивости    и    гарантий    страховых    выплат    на    принципах    диверсификации,    возвратности,    прибыльности    и    ликвидности.

В    целях    обеспечения    финансовой    устойчивости    всех    страховщиков    принято    решение    о    повышении    с    1    января    2000    г.    минимального    размера    оплаченного    уставного    капитала    до    25    тыс.    минимальных    размеров    оплаты    труда    (МРОТ)    при    проведении    видов    страхования    иных,    чем    страхование    жизни;    не    менее    35    тысяч    МРОТ    —    при    проведении    страхования    жизни    и    иных    видов    страхования    и    не    менее    50    тыс.    МРОТ    —    при    проведении    исключительно    перестрахования    (ч.    2    ст.    25    Закона    об    организации    страхового    дела);

5)    отношения    между    Федеральной    комиссией    по    рынку    ценных    бумаг,    Министерством    РФ    по    налогам    и    сборам    со    страховщиками    по    осуществлению    контрольных    функций    за    страховой    деятельностью    (пп.    «к»    п.    4    Положения    о    Федеральной    комиссии    по    рынку    ценных    бумаг,    утв.    Указом    Президента    РФ    3    апреля    2000    г.1).

Поскольку    в    условиях    рыночных    отношений    государство    и    предприятия становятся равноправными хозяйствующими субъектами,    каждый  из которых отвечает только по своим долгам, особенно остро  возникает    необходимость    использования    страхования.

Однако    страхование    является    лишь    одним    из    методов    формирования    объективно    необходимых    страховых    фондов.

В    России    страховые    фонды    создаются    также    и    другими    методами:    централизованным    и    децентрализованным.[8]

Посредством    централизованного    метода    создания    страховых    фондов    осуществляется    прямое    выделение    средств    на    эти    цели    из    централизованных    бюджетных    средств    или    средств    внебюджетных    фондов.    Так,    в    федеральном    бюджете    РФ    ежегодно    предусматриваются    расходы    на    создание    страховых    фондов    по    предупреждению    и    ликвидации    последствий    стихийных    бедствий    и    чрезвычайных    ситуаций.    За    счет    указанных    средств,    а    также    привлеченных    внебюджетных    средств    формируется    целевой    финансовый    резерв    для    финансирования    мероприятий    по    ликвидации    последствий    чрезвычайных    ситуаций    на    промышленных    предприятиях,    в    строительстве    и    на    транспорте.[9]

В    децентрализованном    порядке    образуются    страховые    фонды    самими    хозяйствующими    субъектами.    Фонды    самострахования    образуются    для    возмещения    локального    ущерба    и    ликвидации    непредусмотренных убытков. Создание таких фондов осуществляется предприятиями в  добровольном порядке, иногда — в обязательном. Так, в соответствии    с    законодательством    обязательные    резервные    (страховые)    фонды    должны    образовывать    все    кредитные    и    страховые    организации.[10]

Эти    фонды    используются    хозяйствующими    субъектами    децентрализовано.    На    эти    отношения,    как    и    на    социальное    страхование,    нормы    Закона    об    организации    страхового    дела    не    распространяются.[11]

 

ГЛАВА 2. Субъекты и объекты обязательного государственного страхования за счет средств государственного бюджета.

 

2.1. Правовой статус страховщика, страхователя и застрахованного лица по обязательному государственному страхованию за счет средств государственного бюджета

 

Участниками    отношений    по    обязательному    социальному    страхованию,    т.е.    субъектами    указанных    отношений,    являются:    во-первых,    страхователи;    во-вторых,    страховщики;    в-третьих,    застрахованные    лица;    в-четвертых,    иные    органы,    организации    и    граждане,    определяемые    в    соответствии    с    федеральными    законами    о    конкретных    видах    обязательного    социального    страхования.

Страхователями    могут    в    данном    случае    выступать    организации    любой    организационно-правовой    формы,    а    также    граждане,    обязанные    в    соответствии    с    федеральными    законами    о    конкретных    видах    обязательного    социального    страхования    уплачивать    страховые    взносы    (обязательные    платежи).    Страхователями    являются    также    органы    исполнительной    власти    и    органы    местного    самоуправления,    обязанные    уплачивать    страховые    взносы    в    соответствии    с    федеральными    законами.[12]

Страховщиками    выступают    некоммерческие    организации,    создаваемые    в    соответствии    с    федеральными    законами    о    конкретных    видах    рассматриваемого    страхования    для    обеспечения    прав    застрахованных    лиц    по    обязательному    социальному    страхованию    при    наступлении    страховых    случаев.

Застрахованными    лицами    в    данном    случае    считаются    граждане    РФ,    а    также    иностранные    граждане    и    лица    без    гражданства,    работающие    по    трудовым    договорам,    лица,    самостоятельно    обеспечивающие    себя    работой,    или    иные    категории    граждан,    у    которых    отношения    по    обязательному    социальному    страхованию    возникают    в    соответствии    с    федеральными    законами    о    конкретных    видах    обязательного    социального    страхования.    Законом    специально    оговаривается,    что    посредническая    деятельность    в    системе    обязательного    социального    страхования    не    допускается.

Виды    социальных    страховых    рисков    (страховых    случаев)    закреплены    в    ст.    7    Федерального    закона    «Об    основах    обязательного    социального    страхования».    К    ним    относятся    девять    основных    рисков:    необходимость    получения    медицинской    помощи;    временная    нетрудоспособность;    трудовое    увечье    и    профессиональное    заболевание;    материнство;    инвалидность;    наступление    старости;    потеря    кормильца;    признание    безработным;    смерть    застрахованного    лица    или    нетрудоспособных    членов    его    семьи,    находящихся    на    его    иждивении.[13]

Виды    страхового    обеспечения    по    обязательному    социальному    страхованию    соответствуют    конкретным    видам    социального    страхового    риска.    Так,    страховым    обеспечением    по    отдельным    видам    обязательного    социального    страхования    являются:    1)    оплата    медицинскому    учреждению    расходов,    связанных    с    предоставлением    застрахованному    лицу    необходимой    медицинской    помощи;    2)    пенсия    по    старости;    3)    пенсия    по    инвалидности    и    т.п.

Порядок    возникновения    отношений    по    обязательному    социальному    страхованию    имеет    свои    особенности,    которые    получили    правовое    закрепление.    Так,    отношения    по    обязательному    социальному    страхованию    у    страхователя    (работодателя)    по    всем    видам    обязательного    социального    страхования    возникают    с    момента    заключения    с    работником    трудового    договора,    а    у    иных    страхователей    —    с    момента    их    регистрации    страховщиком.    Для    страховщика    этот    момент    связан    с    моментом    регистрации    стра    хователя,    а    для    застрахованных    лиц    —    с    моментом    заключения    трудового    договора    с    работодателем,    у    лиц,    самостоятельно    обеспечивающих    себя    работой,    и    иных    категорий    граждан    —    с    момента    уплаты    ими    или    за    них    страховых    взносов.[14]

Все    основные    права    и    обязанности    застрахованных    лиц    установлены    в    Законе    (ст.    10).    Так,    застрахованные    лица    (либо    члены    семьи)    имеют    право    не    только    на    своевременное    получение    страхового    обеспечения    в    порядке    и    на    условиях,    которые    установлены    федеральными    законами    о    конкретных    видах    обязательного    социального    страхования,    но    и    на    внесение    предложений    через    своего    представителя    или    профсоюз    о    тарифах    страховых    взносов    страховщикам    и    в    Правительство    РФ.[15]

К    основным    обязанностям    застрахованных    лиц    относятся:

1)    обязанность    своевременно    предъявлять    страховщику    документы,    содержащие    достоверные    сведения    и    являющиеся    основанием    для    назначения    и    выплаты    страхового    обеспечения;

2)    обязанность    вносить    страховые    взносы,    если    такая    обязанность    установлена    федеральными    законами    о    конкретных    видах    обязательного    социального    страхования.[16]

Корреспондирующие    права    и    обязанности    имеются    и    у    страховщиков.    Так,    они    вправе    при    наступлении    страхового    случая    при    необходимости    назначать    и    проводить    экспертизу    для    проверки    наступления    страхового    случая;    проверять    документы    по    учету    и    перечислению    страховых    взносов    (обязательных    платежей),    а    также    документы,    связанные    с    выплатой    страхового    обеспечения2;    не    принимать    к    зачету    расходы    на    обязательное    социальное    страхование,    произведенные    с    нарушением    законодательства    РФ;    взыскивать    со    страхователей    недоимки    по    страховым    взносам,    а    также    налагать    штрафы,    начислять    пеню    и    осуществлять    другие    начисления    в    соответствии    с    законодательством    РФ;    обращаться    в    арбитражный    суд    с    заявлением    о    признании    страхователя    несостоятельным    (банкротом)    в    связи    с    неисполнением    им    обязанности    по    уплате    страховых    взносов    (обязательных    платежей);    предоставлять    страхователям    отсрочку    уплаты    страховых    взносов    (обязательных    платежей)    в    установленных    федеральными    законами    случаях    и    др.[17]

К    обязанностям    страховщиков    относятся:

1)    подготовка    с    учетом    мнения    работодателей    и    профсоюзов    обоснования    тарифов    страховых    взносов;

2)    обеспечение    сбора    страховых    взносов,    а    также    своевременная    выплата    страхового    обеспечения    (независимо    от    назначения    экспертизы    для    проверки    наступления    страхового    случая);

3)    обеспечение    контроля    за    правильным    начислением,    своевременными    уплатой    и    перечислением    страховых    взносов    страхователями;

4)    учет    страховых    взносов    и    др.

Страхователи    имеют    право    участвовать    через    своих    представителей    в    управлении    обязательным    социальным    страхованием,    в    проведении    расчетов    по    определению    обоснованности    тарифов    страховых    взносов,    а    также    вправе    вносить    предложения    о    тарифах    страховых    взносов    на    конкретные    виды    обязательного    социального    страхования    страховщикам    как    в    Правительство    РФ,    так    и    ходатайствовать    перед    страховщиком    об    отсрочке    уплаты    страховых    взносов    (обязательных    платежей),    а    также    пользоваться    предоставленными    льготами.    Осуществлять    защиту    своих    прав    страхователи    вправе    в    судебном    порядке.

Обязанности    страхователей    соответствуют    их    правам.    Так,    они    обязаны:    встать    на    учет    и    сняться    с    учета    у    страховщика    в    сроки,    установленные    федеральными    законами    о    конкретных    видах    обязательного    социального    страхования;    уплачивать    в    установленные    сроки    и    в    надлежащем    размере    страховые    взносы;    представлять    страховщику    сведения,    необходимые    для    ведения    индивидуального    (персонифицированного)    учета    уплаченных    страховых    взносов    (обязательных    платежей);    вести    учет    начислений    страховых    взносов    и    представлять    отчетность    по    установленной    форме.[18]

Учитывая    публичный    и    обязательный    характер    правоотношений    по    социальному    страхованию,    законодатель    возложил    обязанность    по    управлению    системой    обязательного    социального    страхования    на    Правительство    РФ.[19]

Именно    Правительство    РФ    вправе    создавать    страховщиков,    на    которых    возложено    осуществление    обязательного    социального    страхования.[20]

Страховщики    же    осуществляют    оперативное    управление    средствами    обязательного    социального    страхования.

Информация о работе Категории лиц, чье обязательное государственное личное страхование осуществляется за счет средств Федерального бюджета РФ