Финансово-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:18, реферат

Описание

Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2

1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности………… ..3
2. Классификация и структура финансово-правовых норм………… 5

2.1 Виды финансово-правовых норм………………………………… 5

2.2 Структура финансово-правовых норм…………………………… 11

Заключение……………………………………………………………… 13

Список используемой литературы…………………………………… 23

Работа состоит из  1 файл

Реферат Фин.право.docx

— 26.83 Кб (Скачать документ)

     В нормах-принципах сформулированы основные начала бюджетного, налогового и другого законодательства, финансовой деятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления.

     Особенности отношений, составляющих предмет финансового  регулирования, обусловливают наличие в системе финансово-правовых норм редкой разновидности норм - норм-расчетов, которые представляют собой количественное измерение объемов деятельности хозяйствующих субъектов и уровня развития. Это связано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации. Примером норм-расчетов являются нормы законов о бюджетах, содержащие числовые показатели доходов и расходов бюджетов, государственного долга.

     Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия..

     Коллизионные финансово-правовые нормы указывают на законы, порядок, которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). Например, коллизионной является норма, содержащаяся в ст.7 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Она сформулирована так: «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса».

     Заметное  место в системе финансово-правовых норм отводится рекомендательным нормам. Рекомендательные нормы представляют собой предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. В частности, в законе о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год рекомендательные нормы обращены, как правило, к органам власти субъектов Федерации. Увеличение числа рекомендательных норм в современных условиях обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

     Финансово-правовые нормы, помимо всего отмеченного, классифицируются по объему действия на общие и специальные. Общими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными - нормы, распространяющиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода.

     По  территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории Российской Федерации; б) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; в) на территории соответствующего муниципального образования. Соответственно, первые содержатся в правовых актах представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, вторые - в аналогичных правовых актах субъектов Федерации, а третьи - в правовых актах органов местного самоуправления.

     По  времени действия нормы подразделяются на общие, которые устанавливаются на неопределенное время, и временные, которые установлены на определенный срок.

     Общие нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаются на неопределенный срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением.

     Временные нормы - это нормы, установленные на определенный срок. К временным финансово-правовым нормам относятся, прежде всего, предписания ежегодно принимаемых нормативных актов о бюджетах на соответствующий финансовый год. Эти нормы действуют, как правило, в течение срока действия соответствующего закона (или постановления органа местного самоуправления) о бюджете на финансовый год. Они содержатся в этих законах и постановлениях, а также в обеспечивающих (конкретизирующих) их нормативных актах.

2.1.Структура финансово-правовых норм

 

     Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

     В статьях финансового законодательства могут не содержаться все три  элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция  легко отыскиваются в других статьях  этого же нормативного акта либо в  иных нормативных актах.

     Гипотеза - первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов - участников этих правоотношений. Гипотеза имеется во всякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется с использованием слова "если" и гораздо реже - с использованием оборота "в случае". Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются

     Основа  финансово-правовой нормы - диспозиция, содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяет их права и обязанности по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже - через права.

     Способом  защиты правил, установленных финансово-правовыми  нормами, являются их санкции. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации.

     Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия  за нарушение предписаний государства  в области финансов. Это пени и  штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных  в срок платежей, применение кредитных  санкций банка. В связи с тем, что нарушение предписания, содержащегося  в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеет  некоторые особенности. Так, самую  распространенную санкцию в области  финансового права - пеню - финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонарушение. При нарушении срока платежа  неизбежно применяется эта санкция. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы. За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.  
 
 
 

                                             Заключение 

     В результате проведённого исследования по тормыеме «Финансово правовые можно сделать ряд выводов:

     Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило  поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования  государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое  закрепляет юридические права и  юридические обязанности их участников.

     Финансово-правовые нормы закрепляют юридические права  и юридические обязанности участников общественных финансовых отношений.

     Содержание  финансово-правовых норм составляют правила  поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

     Содержание  финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

     Финансово-правовая норма не тождественна статье финансово-правового  акта, так как элементы финансово-правовой нормы не содержатся в совокупности в одной статье нормативно-правового  акта, а обычно размещаются в разных статьях.

 

Список используемой литературы

 
  1. Апель А. «Основы финансового права».2-е изд. - СПб: Питер, 2002.
  2. Гладченко А.О. «Основы финансового права». - М., 2004.
  3. «Финансовое право» / под ред. Горбуновой О.Н. - М., 2005.
  4. Крохина Ю.А. «Финансовое право России». - М., 2004.

Информация о работе Финансово-правовые нормы