Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 16:40, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы. Дать краткую характеристику отрасли финансовое право.
Постановка данной цели, ставит передо мной такие задачи:
Дать понятие финансовому праву
Дать характеристику методу и предмету финансовому праву
Указать место финансового права в системе Российского права
Раскрыть такие понятия как Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Содержание

Введение 2
1. Понятие финансового права 4
2. Предмет и метод финансового права 7
3. Место финансового права в единой системе Российского права 9
4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 11
Заключение 15
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Финансовое право.docx

— 35.28 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 2

1. Понятие финансового права 4

2. Предмет и метод финансового права 7

3. Место финансового права в единой системе Российского права 9

4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 11

Заключение 15

Список литературы 17

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Выбрав тему финансовое право, я сделала осознанный выбор. Изучав данную отрасль права,  у меня осталось много не понятных для меня вопросов, в которых я попыталась разобраться самостоятельно.

Финансовое право, как  и любая иная отрасль Российского  права, имеет свой предмет правового  регулирования. Предметом правового  регулирования финансового права  являются общественные отношения, возникающие  в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной  наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта и  части национального дохода.1

В условиях возникновения  рыночных отношений государство  при управлении обществом активно  использует такие экономические  рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические  категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового  регулирования.

Финансовое право имеет  свой предмет правового регулирования  и обусловленный им метод правового  регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную  отрасль права.

Однако этот вывод в  теории права остается спорным.

Наличие различных точек  зрения о природе финансового  права объясняется тем, что оно  находится в тесной взаимосвязи  с другими отраслями права, и  главным образом с конституционным, административным и гражданским.

При отграничении финансового  права от смежных отраслей права  необходимо учитывать природу его  предмета и особенности метода правового  регулирования. Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств. 2

Цель данной контрольной  работы. Дать краткую характеристику отрасли  финансовое право.

Постановка данной цели, ставит передо мной такие задачи:

    1. Дать понятие финансовому праву
    2. Дать характеристику методу и предмету финансовому праву
    3. Указать место финансового права в системе Российского права
    4. Раскрыть такие понятия как Финансово-правовые нормы и  финансовые правоотношения

Структура работы: данная работа состоит из введения, 4 разделов, заключения и списка использованной литературы и выполнена на 17 листах. 

  1.   Понятие финансового права

 

Финансовое право-это  совокупность устанавливаемых и  охраняемых государственной властью  юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  денежных фондов государства, необходимых  для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Финансовое право подразделяется на общую и особенные части. В  общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы. Особенная часть  содержит разделы, регулирующие отношения  в области государственного бюджета  и страхования, налогов и сборов, внебюджетных государственных и  муниципальных фондов, финансов предприятия, государственных доходов и кредита, сберегательного и денежного  обращения и т.п. – отношения, в основе касающихся деятельности финансово-кредитных  органов и валютного регулирования.

В условиях возникновения  рыночных отношений государство  при управлении обществом активно  использует такие экономические  рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

Поэтому изучение дисциплины "Финансовое право" начинается с  освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

В экономической и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается  в двух аспектах:  как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций; как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач. 3

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения  и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим  инструментом распределения валового общественного продукта и национального  дохода. Они являются средством контроля над производством и распределением материальных благ. А также средством  стимулирования развития государства.

Можно говорить о трех функциях, выполняемых финансовым правом как  наукой по отношению к действующему финансовому закону, - аналитической, критической и конструктивной.4

Аналитическая функция состоит  в классификации, комментировании  финансово-правовых норм, в приведении всех   этих норм в стройную систему.

Критическая функция заключается  в выявлении дефектов и недочетов  в действующем законодательстве, в фиксации несоответствий той или  иной правовой нормы требованиям  жизни.

Конструктивная функция  способствует образованию новых  финансово-правовых норм и институтов, т. е. ее действие предшествует изданию  нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства.

В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право —  это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования  денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. 

 

  1. Предмет и метод финансового права

 

Известно, что одна отрасль  права отличается от другой предметом  и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права  России самостоятельное место. Оно  имеет свой предмет и метод  правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права.

К предмету финансового права  относятся закрепление структуры  финансовой системы, распределение  компетенции в данной области  между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование  на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.5

Входящие в предмет  финансового права отношения  отличаются по своему содержанию большим  разнообразием, что обусловлено  многозвенностью финансовой системы.

Итак, предмет финансового  права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию  централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях  реализации его задач.

Основной метод финансово-правового  регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих  от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен  и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в  своем конкретном содержании, а также  в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания  касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.

При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в  определенной части также действует  метод властных предписаний. Таким  образом, государство ставит условия  проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных  казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для  соблюдения лицами, вступившими в  данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются  в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания  участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве  случаев от финансовых, налоговых  и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений  не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.6

Финансово-правовому регулированию  свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее  время такие методы получают все  более широкое применение. Это  обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.  

 

  1.   Место финансового права в единой системе Российского права

 

Особенности финансового  права раскрываются полнее при сравнительной характеристике данной отрасли права от других отраслей.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из  областей деятельности государства, оно  тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим  воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Существует взаимосвязь  между ними и по видам государственной  деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации  и деятельности представительных и  исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в  системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения  личности, федеративное государственное  устройство, принципы организации и  деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается  на этих основах.7

Административное право  регулирует общественные отношения  в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной  деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое право находится  в тесной связи с гражданским  правом, поскольку в его предмет  среди имущественных отношений  входят и денежные отношения.

Прослеживается связь  финансового права и с другими  отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных  выше случаях она наиболее тесная. 

  1. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

 

Финансово-правовые нормы  — это исходные элементы, из которых  состоит финансовое право, как отрасль  права. Им свойственны все общие  черты правовой нормы, но присущи  и особенности, характерные именно для данной отрасли.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие  в процессе планового образования, распределения и использования  государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих    задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установления в них предписаний;

в) мер ответственности  за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения  в общественных отношениях, возникающих  в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических  прав и возложении на них юридических  обязанностей, осуществление которых  обеспечивает планомерное образование  и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов  местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Информация о работе Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения