Финансово-правовые нормы. Понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является исследование особенностей и видов финансово-правовых норм и финансово-правовых отношений.

При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:

- исследовать структуру финансово-правовых норм;

- охарактеризовать связь с финансовым правом;

- дать критерии классификации финансово-правовых норм;

- охарактеризовать источники финансово-правовых норм;

- проанализировать судебную практику.

Содержание

Введение 4



1. Понятие финансово-правовых норм 6

1.1. Структура финансово-правовых норм 6

1.2. Связь с финансовым правом



2. Виды финансово-правовых норм

2.1. Критерии классификации финансово-правовых норм

2.2. Характеристика источников финансово-правовых норм

2.3. Судебная практика



Заключение



Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_ФП_нормы.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

             

 

 

 

Кафедра «Право и Политология»

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине: «Финансовое право» на тему: «Финансово-правовые нормы. Понятие и виды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2010.

Содержание

 

Введение              4

 

1. Понятие финансово-правовых норм              6

1.1. Структура финансово-правовых норм              6

1.2. Связь с финансовым правом

 

2. Виды финансово-правовых норм

2.1. Критерии классификации финансово-правовых норм

2.2. Характеристика источников финансово-правовых норм

2.3. Судебная практика

 

Заключение

 

Список использованных источников и литературы


Введение

 

Одним из важнейших понятий науки финансового права является понятие субъектов права, т. е. лиц, выступающих в качестве участников общественных отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансово- правовые нормы -  одна из структур в системе  норм, которая стала возможной только с развитием института финансовой деятельности государства, так как, согласно одному из определений,  правовыми нормами являются  «общеобязательные правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые государством,  документально оформленные и обеспеченные различными формами  государственного воздействия и принуждения». Здесь  необходимо отметить, что  такие формы  не обязательно должны ограничиваться  силовым принуждением.  Однако на заре цивилизации, в период первоначального  становления  предгосударственных образований, правовых норм  в современном их значении еще не существовало, так как их место занимало (хотя и  постепенно развиваясь) обычное право. Примерами тому служат  многие древние  правовые   памятники.

Из вышеизложенного можно заключить, что  правовые нормы  -  это,  по своей сути, основополагающая структура  в  системе  правовых  норм,  гарант ее эффективного функционирования.  Финансово-правовые нормы - писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в действие в точно установленный законом срок.

Целью настоящей работы является исследование особенностей и видов финансово-правовых норм и финансово-правовых отношений.

При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:

- исследовать структуру финансово-правовых норм;

- охарактеризовать связь с финансовым правом;

- дать критерии классификации финансово-правовых норм;

- охарактеризовать источники финансово-правовых норм;

- проанализировать судебную практику.

При исследовании темы настоящей работы нами будут использоваться нормы действующего законодательства, а также труды таких авторов как Грачевой Е.Ю., Горбуновой О.Н., Химичевой Н.И. и др.


1. Понятие финансово-правовых норм

1.1. Структура финансово-правовых норм

 

Правовой нормой называется рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Нормы права обладают общими признаками социальных норм:

- представляют собой правила поведения людей в обществе;

- выступают правилами поведения общего характера[1].

Общий характер правовой нормы, состоит в том, что она регулирует определенный вид общественных отношений, обращена к персонально-неопределенным лицам,  рассчитана на заранее не известное число типичных случаев и действует непрерывно. Она должна исполняться всякий раз, когда возникнут предусмотренные ею условия. В силу этого правовая норма выступает общим масштабом, единой мерой поведения людей. Норма - это правило должного, обращенное в будущее. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной связью с государством, которое устанавливает или санкционирует (официально признает) правовые нормы и охраняет их от нарушений.

Правовая норма носит общий характер. Она определяет типичные черты жизненных ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; само правило выражено в общей форме как модель поведения; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям нормы.

Норма права рассчитана на регулирование не отдельного, единичного отношения, а вида отношений; этим она отличается от актов применения права, договоров, индивидуальных распоряжений.

Было обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются именно нормами финансового права.

Финансово-правовые нормы обладают отличительными свойствами:

- это писанные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся  в действие в точно установленный законодателем срок.

- эти нормы регулируют права и обязанности субъектов - участников финансовых отношений, и исполнение их обеспечивается принудительной силой государства.

- они носят государственно-властный, императивный характер, то есть  в них предписания излагаются категорически и инициатива участников отношения связана с соподчинением[2].

Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменять предписания нормы и условия ее применения.

Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и другие внебюджетные фонды. Финансово - правовые нормы определяют права и обязанности участников финансово-правовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Финансово - правовая норма, как правовые нормы других отраслей права   отличается единством, целостностью, неделимостью. Для неё характерна особая структура, то есть специфическая компоновка содержания, связь и соотношение её элементов.

При анализе структуры нормы права следует исходить из философского определения этой категории. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между элементами, так и законами данных взаимосвязей.

Структура норм права - это внутреннее её строение, совокупность её взаимосвязанных частей.  Каждая правовая  норма определяет правило  поведения в неразрывной связи с условиями  его  реализации и мерами  принуждения к соблюдению; связь  этих определений  (элементов, атрибутов) правовой нормы образует ее структуру: «если - то - иначе»[3].  

Структура нормы права проявляется формой её внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в  которых она формируется, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно; в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой права, а пожеланием.  Поэтому норма права представляет собой единство элементов - предписаний, выполняющих все указанные выше функции[4].           

Традиционно считается, что правовая норма имеет трехчленную структуру. В её содержание входят три элемента: гипотеза,  диспозиция  и  санкция.

Гипотеза - первая часть правовой нормы, под ней понимается часть юридической нормы, указывающая условия, при наступлении которых она подлежит применению. В ней описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой права, т.е. говорится, при каких условиях могут возникнуть у людей предусмотренные нормой юридические права и обязанности. Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности определенный доход.  Элемент правовой   нормы,   в  котором  указывается,  каким  может  (или должно) быть поведение при наличии  условий,  предусмотренных  гипотезой  фактических  обстоятельств, называется   диспозицией.   Это  стержень  нормы, ее  сердцевина,  модель  правомерного  поведения.   Лишь  в  сочетании с  гипотезой  и санкцией,  диспозиция   действует, проявляет  свои  регулирующие способности. Под  санкцией  финансово–правовой нормы  следует  понимать  определение последствий,  которые  должны наступать  в случае неисполнения диспозиции.

Санкциями финансово-правовых норм могут быть пени, штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банком.

Таким  образом,   в структуре финансово-правовой нормы выражены  специфические  качества  права,  отличающие  его от других социальных  регуляторов.  В связи с тем, что нарушение предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой нанесение материального ущерба государству, применение финансово-правовых норм имеет некоторые особенности. Так, самую распространенную санкцию в области финансового права – пеню - финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за нарушение. При нарушении срока платежа неизбежно применяется эта санкция. Как правило, в статьях того или иного финансового законодательного акта могут не содержаться все три элемента финансово-правовой нормы. Но гипотеза, диспозиция и санкция легко отыскиваются в других статьях этого же нормативного акта или иногда в других нормативных актах.

Итак,  подводя итог изложенному, можно заключить, что финансово-правовые нормы носят государственно-властный и императивный характер, они возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Как и любая правовая норма финансово-правовые нормы имеют структуру: гипотезу, диспозиция и санкцию. Основой финансово-правовой нормы является диспозиция, которая содержит предписания о том,  как должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяет их права и обязанности. Способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами являются санкции, которые указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени, штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка.


1.2. Связь с финансовым правом

 

Известно, что одна отрасль права отличается от другой предметом и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право в системе российского права занимает самостоятельное место. Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права имеются определенные критерии. Главным из них является то, что финансовое право регулирует общественные отношении, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Это деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу распределения общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

По методу правового регулирования финансовое право, на первый взгляд, совпадает с административным - тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако в административно-правовом регулировании присутствует элемент властного субъективного, элемент усмотрения и даже волюнтаризма предписания, и оно регулирует финансовые отношения, специфика которых диктует необходимость применения особого подхода, так как за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание[5]. Предмет регулирования, являясь определяющим признаком отрасли права, в данном случае накладывает особый отпечаток на метод правового регулирования финансовых отношений. Административно-императивный способ регулирования здесь используется только в целях аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств, обеспечения нормального движения денежных потоков в государстве, обеспечивает правовые гарантии проявления прямых и обратных связей в государственном управлении и содействует саморегулированию и самонастройке всей иерархии систем, составляющих государство. Учитывая, что финансы являются информационным источником, административный метод воздействия должен здесь использоваться с большой осторожностью, чтобы не исказить экономической сущности данных отношений.

Информация о работе Финансово-правовые нормы. Понятие и виды