Финансово-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:21, реферат

Описание

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Это выражается в особенностях:
· содержания финансово-правовых норм;
· характера установления в них предписаний;
· мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
Понятие и виды финансово-правовых норм………………………….…4
Структура финансово-правовых норм ………………………………...….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…...12

Работа состоит из  1 файл

Фин прав нормы.docx

— 32.58 Кб (Скачать документ)

     Стимулирующий аспект финансово-правовых норм проявляется  в том, что нормативно предусмотренные  меры поощрения (льготы, привилегии, вознаграждения) должны побуждать субъектов к  правомерной реализации своих прав, обязанностей и запретов, способствуя  тем самым достижению общественно  полезных результатов в финансовой сфере. Регулируя финансовые отношения, нормы финансового права обеспечивают необходимый баланс публичных и  частных интересов. Например, нормы, устанавливающие ставки налогообложения, должны, с одной стороны, обеспечить наполнение доходной части бюджета, а с другой - сохранить для налогоплательщика  стимулы к развитию и расширению коммерческой деятельности.

     Регулятивная  функция состоит в том, что  финансово-правовые нормы призваны организовать, упорядочить общественные отношения в сфере планового  образования, распределения и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Нормативно закрепляя  те или иные элементы финансово-правовых отношений, они способствуют реализации определённой финансовой политики, которую  государство осуществляет на данном историческом этапе. При этом финансовое право придаёт нормативную определённость и устойчивость финансовым отношениям.

     Охранительная (или контрольная) функция проявляется  прежде всего в том, что финансово-правовые нормы устанавливают правовые рамки  финансовой деятельности, за пределы  которых субъекты выходить не должны.

     В случае нарушения финансового законодательства предусматривается применение различного рода государственно-принудительных мер  профилактического, правовосстановительного, пресекательного, карательного или характера. Предоставление участникам финансовых отношений правовых гарантий и возможностей для защиты своих субъективных прав также способствует реализации охранительной функции финансовоправовых норм.

     Меры  финансово-правовой ответственности  применяются государственными органами и их должностными лицами. Они применяют  санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью  финансово-правовых санкций на обеспечение  общегосударственных интересов  в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения.

     Классификация финансово-правовых норм:

     1. в зависимости от осуществляемых  функций

     - регулятивные;

     - охранительные.

     2. в зависимости от способа воздействия  на участников отношений

     - управомачивающие;

     - запрещающие;

     - рекомендующие.

     3. по содержанию

     - материальные;

     - процессуальные.

     4. по правовому регулированию

     - общезапретительные;

     - оперативные;

     - комиссионные.

     5. по территориальному действию

     - общенациональные;

     - региональные;

     - местные.

     6. по объекту

     - общие;

     - специальные. 
 
 
 

     2 Структура финансово-правовых  норм 

     Правовой  нормой называется рассчитанное на регулирование  вида общественных отношений общее  правило поведения, установленное  или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью  мер государственного принуждения. Нормы права обладают общими признаками социальных норм:

     - представляют собой правила поведения  людей в обществе;

     - выступают правилами поведения  общего характера.

     Общий характер правовой нормы, состоит в  том, что она регулирует определенный вид общественных отношений, обращена к персонально-неопределенным лицам, рассчитана на заранее не известное  число типичных случаев и действует  непрерывно. Она должна исполняться  всякий раз, когда возникнут предусмотренные  ею условия. В силу этого правовая норма выступает общим масштабом, единой мерой поведения людей. Норма - это правило должного, обращенное в будущее. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной  связью с государством, которое устанавливает  или санкционирует (официально признает) правовые нормы и охраняет их от нарушений. Правовая норма носит  общий характер. Она определяет типичные черты жизненных ситуаций, в которых  подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; само правило выражено в общей  форме как модель поведения; в  общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям  нормы. Норма права рассчитана на регулирование не отдельного, единичного отношения, а вида отношений; этим она  отличается от актов применения права, договоров, индивидуальных распоряжений. Было обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием  и формой и в системообразующих  процессах с другими нормами  составляет содержание права в целом.

     Структура финансово-правовой нормы тождественна любой другой норме права. Финансово-правовая норма может содержать гипотезу, диспозицию и санкцию, то есть основные элементы правовой нормы, хотя далеко не все финансовые нормы являются полными по содержанию. Одной из особенностей финансово-правовых норм является их расширенный объем, в  частности по сравнению с нормами  конституционного права.

     Гипотеза  определяет условия, при которых  могут возникать предусмотренные  нормой юридические права и обязанности  участников финансовых отношений в  области финансовой деятельности. Такие  условия должны иметь конкретное выражение.

     Диспозиция  является основой нормы и содержит само правило поведения участников финансовых отношений при наличии  предусмотренных гипотезой фактических  обстоятельств. Диспозиция выраженная в безусловно определенной форме  и, как правило, достаточно отягощенной  по содержанию.

     Санкция финансово-правовой нормы содержит указания на невыгодные для ее нарушителя последствия. Именно в санкции выражается императивный характер предписаний  в сфере финансовой деятельности. За нарушение установленных условий  законодательство предусматривает  возможность применения финансовых, административных, дисциплинарных и  уголовных мер. Продолжалась научная  дискуссия о наличии финансовой ответственности не может не принимать  во внимание, что финансовые санкции  в виде штрафов, пени или прекращение  бюджетного финансирования является обязательным следствием нарушения установленных  финансовым нормой правил поведения. Санкциям финансово-правовых норм присущ ряд  признаков.

     В частности, поскольку санкции являются одним из видов государственного принуждения, они объективно выражаются в нормах финансового законодательства; применяются специально уполномоченными  органами, им присуща императивность и имущественный характер. Целью  их является обеспечение общественных и государственных финансовых интересов, возмещения недополученных бюджетом и  внебюджетными фондами денежных поступлений, соблюдения финансовой дисциплины.

     Санкции финансово-правовых норм по своей сущности является экономически-юридическими (имущественными), потому невыгодность, нежелательности  предполагаемых ими мер заключается  в уменьшении имущественной сферы  правонарушителя через его денежные фонды и средства. Эти меры призваны влиять на экономическое положение  плательщиков, они приводят к уменьшению сумм, остающихся в их распоряжении, сокращают отчисления в фонд экономического развития и т.п.

     Рассматривая  санкции финансово-правовых норм в  полном объеме, в аспекте их функций  можно выделить такую их особенность, как сочетание правовидновлювального  и штрафного (карательного) элементов. Благодаря реализации санкций восстанавливается  нарушена финансовая дисциплина, в  том числе порядок начисления и уплаты налогов. Следовательно, санкции  позволяют возместить убытки, причиненные  правонарушением и восстановить положение, существовавшее до совершения правонарушения. Оптимальной является ситуация, когда применяются санкции, которые одновременно выполняют  функции компенсационного и штрафного  характера.

     Финансовая  санкция - это штрафной средство государственного принуждения, выраженный в денежной форме, применяется уполномоченным государственным органом до налогоплательщика  за совершение налогового правонарушения в порядке, установленном финансово-правовыми  нормами, в целях реализации общественных интересов при обеспечении денежных поступлений в бюджет.  
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Финансово-правовые нормы представляют собой писанные правила поведения, которые устанавливаются  государством в процессе его финансовой деятельности.

     Данные  правила состоят в представлении  участникам финансовых отношений определённых юридических прав и обязанностей, осуществление которых обеспечивает образование и использование  централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных  образований.

     Данные  правила поведения обеспечиваются принудительной системой государства. Финансово-правовые нормы имеют  императивный характер, т.е. они содержат требования. Эти требования нельзя произвольно изменить или отменить, т.е. они носят государственно-властный характер.

     Государственные органы в области финансовой деятельности всегда ограничены объективными возможностями, это означает что государство  может финансировать свои потребности  только за счёт полученных доходов. Доходы в свою очередь зависят от развития производства и всей социальной сферы, что в свою очередь определяет поступление налогов и других платежей в различные бюджеты.

     В теории финансового права все  нормы финансового права (как  и любая другая норма) состоят  из трёх элементов:

     1. гипотеза - она определяет условия,  при которых могут возникнуть  финансовые правоотношения;

     2. диспозиция - само правило поведения;  предписание о том, как должны  поступать участники финансовых  отношений, т.е. определяет их  права и обязанности;

     3. санкция - она предполагает негативные  последствия за нарушение диспозиции  нормы права.

     Санкция определяет меры финансового воздействия  за нарушение установленных предписаний  в области финансов. Наиболее распространёнными  являются: штраф, пеня, закрытие бюджетных  кредитов, принудительное взыскание  невнесённых в срок платежей и  т.д. Более того пеня в некоторых  случаях взыскивается автоматически  без установления вины лица.

     Взысканные  средства поступают в государственный  или муниципальный бюджет.

     Финансово-правовая норма в конкретном финансовом акте может не содержать все 3 элемента, тогда эти элементы содержатся в  других статьях данного нормативного акта или в статьях других нормативных  актов. 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     1 Бойко, Т.С. Финансовое право:  учеб. Пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.

     2 Каменков, В.С. Финансовое право  Республики Беларусь: учеб.-метод.  Пособие / В.С. Каменков, А.В. Каменков. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 439 с.

     3 Пилипенко, А.А. Курс финансового права: учеб. пособие / А.А. Пилипенко. – Минск:  Книжный Дом, 2010. – 768 с.

     4 Теория финансов: учеб. Пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 351 с. 
 

Информация о работе Финансово-правовые нормы