Финансово-правовой статус Республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:46, дипломная работа

Описание

Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы определяется следующим. Исторический опыт и практика формирования финансовых систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о разнообразии бюджетных и налоговых моделей, так как их формирование осуществлялось под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика субъектов финансовых правоотношений 6
§1. Финансовая правосубъектность: понятие, содержание и сущность 6
§2. Субъекты РФ как субъекты финансовых правоотношений 15
Глава II. Содержание бюджетно-налоговых полномочий субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 24
§ 1. Бюджетные полномочия Республики Татарстан 24
§ 2. Налоговая правосубъектность Республики Татарстан 36
§ 3. Актуальные проблемы совершенствования финансового законодательства, регулирующего правовой статус субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 44
Заключение 53
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 58

Работа состоит из  1 файл

РТ исправ.doc

— 366.50 Кб (Скачать документ)

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Юридический факультет 

                                             Кафедра финансового  права

                                             «Допустить к защите»

                                             Заведующий кафедрой

                                             _________________________

                                             докт. юрид. наук, профессор

                                             Саттарова Н. А.

                                             «___» _____________ 2011 г. 
 
 

РЕСПУБЛИКА  ТАТАРСТАН КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Выпускная квалификационная (дипломная) работа 

Специальность 030501.65 (021100) «Юриспруденция»

Специализация «Финансово-правовая» 
 
 
 

                                       Выполнил:_____________________

                                       студент гр. 263 дневного отделения

                                       Камбаров Артем Андреевич

                                       Научный руководитель:__________

                                       д.и.н., доцент Скоробогатов А.В. 
 

Казань 2011

Содержание

Введение

 

     Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы определяется следующим. Исторический опыт и практика формирования финансовых систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о разнообразии бюджетных и налоговых моделей, так как их формирование осуществлялось под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

     Федерализм  как одна из основ конституционного строя Российской Федерации предполагает разделение государственной власти между Российской Федерацией в целом  и субъектами РФ. Оптимальная организация  этого разделения в любой федерации  является залогом успешного развития всех сфер государственной и общественной жизни. Особую актуальность имеет правильное разделение государственно-властных полномочий в отношениях по формированию, разделению и использованию централизованных государственных фондов денежных средств, т.е. в бюджетной сфере. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ становится все более актуальным вопросом в свете проводимой в стране бюджетной реформы, одним из центральных аспектов которой является закрепление доходных и разграничение расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы РФ на долгосрочной основе.

     Социально-экономическое  развитие любой самостоятельной  административно-территориальной единицы  в значительной степени определяется экономическим и бюджетно-налоговым потенциалом, эффективностью системы территориального управления. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетных системах и отдельных бюджетах, обеспечивают государственным органам власти и органам местного самоуправления выполнение возложенных на них функций и полномочий. Устойчивый экономический рост является наиболее общей предпосылкой для оздоровления всей системы региональных и муниципальных финансов и обеспечения их финансовой устойчивости.

     Финансовый  аспект федеративных связей является точкой наибольшей напряженности отношений различных уровней власти, ареной проявления порой диаметрально противоположных интересов Российской Федерации и регионов, одним из предметных центров политического процесса. Постоянное состояние реформы публичных финансов накладывает свой отпечаток на принципы формирования законодательной базы в области финансово-правового статуса субъектов РФ. В условиях постоянно меняющейся законодательной базы наука финансового права призвана дать те ориентиры, которые позволяют сохранить действенную систему финансово-правового регулирования отношений в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на всех уровнях государства, в том числе в субъектах РФ. При этом следует отметить, что разработка модели финансового взаимодействия между РФ и ее территориальными образованиями должна базироваться на теоретическом осмыслении финансово-правового статуса публично-территориальных образований. Одним из мало исследованных вопросов в данном контексте является вопрос о финансово-правовом статусе субъектов РФ.

     Целью настоящей выпускной квалификационной работы является глубокое, полное и всестороннее изучение финансово-правового статуса Республики Татарстан.

     Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть понятие и основные группы субъектов финансового права;
  2. охарактеризовать содержание финансовой правосубъектности участников финансовых правоотношений;
  3. раскрыть формы участия субъектов РФ в финансовых правоотношениях;
  4. рассмотреть бюджетные полномочия Республики Татарстан;
  5. раскрыть налоговую правосубъектность Республики Татарстан;
  6. выявить и рассмотреть проблемы финансового законодательства, регулирующего финансово-правовой статус субъектов РФ.

     В процессе написания выпускной квалификационной работы использованы нормативные правовые акты, специальная литература, а также судебная практика, труды известных российских ученных, занимающихся вопросами финансового права, таких как: Карасева М.В., Козырин А.Н., Крохина Ю.А., Рукавишникова И.В., Саттарова Н.А., Химичева Н.И. и др.

     Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав, поделенных на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

     Глава первая работы посвящена общим положениям о субъектах финансового права. Она включает в себя рассмотрение таких вопросов, как: понятие и содержание финансовой правосубъектности; субъекты РФ как субъекты финансовых правоотношений.

     Глава вторая дипломной работы посвящена исследованию финансово-правого статуса субъектов РФ (на примере Республики Татарстан), а именно: бюджетных полномочий Республики и ее налоговой правосубъектности.

     Заключительная  часть работы отображает все выводы, полученные в результате изучения избранной темы исследования.  
 

Глава I. Общая характеристика субъектов финансовых правоотношений

§1.  Финансовая правосубъектность: понятие, содержание и сущность

     Профессор Н.И. Химичева под субъектом финансового  права понимает лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями1. Практически аналогичной точки зрения придерживаются многие представители финансово-правовой науки2. Необходимо отметить также следующее. При характеристике субъектного состава финансовых правоотношений авторы  прибегают к двум категориям: «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения». По мнению Ю.А. Крохиной, субъектом финансового права является лицо, имеющее потенциальную возможность быть участником финансовых правоотношений. Субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения3.

     «Субъектами правоотношений выступают право- и  дееспособные физические лица, юридические  лица и государство в целом. Нужно  хорошо усвоить важнейшие в правовой теории и практике понятия правосубъектности, правоспособно, дееспособности и деликтоспособности»4. Таким образом, основной характеристикой субъекта финансового права является признак обладания финансовой правосубъектностью. Как отмечает Р.О. Халфина, правосубъектность выступает «общей предпосылкой возникновения правоотношения», определенной в норме права5. Т.е., финансовая правосубъектность имеет нормативное закрепление.

     Правосубъектность или иначе праводееспособность  включает в себя два основных элемента: во-первых, правоспособность – способность субъекта в силу норм права иметь субъективные права и юридические обязанности6. Правоспособность бывает общей, отраслевой и специальной. Поэтому можно вести речь о наличии финансовой правоспособности, соответственно и правосубъектности, объем и содержание которой зависит от того какими финансовыми правами и обязанностями наделяется субъект.

     Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя понятия «финансовая правоспособность»  и «финансовая дееспособность». Финансовая правоспособность – это способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе. Финансовая дееспособность – это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию. В большинстве случаев лицо, являющееся финансово дееспособным, одновременно является и финансово деликтоспособным, т.е. способным отвечать за неисполнение финансовых обязанностей и неправомерную реализацию финансовых прав.

     Различие  между правоспособностью и дееспособностью  важно для характеристики финансовой правосубъектности физических лиц  как субъектов финансового права, т.к. способность приобретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста. В связи с этим, будучи финансово-правоспособными, они до достижения определенного возраста не являются финансово дееспособными.

     К основным особенностям финансовой правосубъектности относятся:

  1. финансовая правосубъектность обладает самостоятельностью;
  2. финансовая правосубъектность является основным элементом финансово-правового статуса субъектов финансового права, поэтому особенности финансово-правового статуса субъектов финансового права зависит, прежде всего от объема финансовой правосубъектности;
  3. связана с возможностью участия субъектов права в правоотношениях финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
  4. ее нормативно-правовую основу составляет финансовое законодательство.

     Следовательно, субъект финансового права –  это лицо, наделенное таким юридическим  свойством как правосубъектность, состоящее из правоспособности –  «права на право»7, т.е. общей, абстрактной способности иметь предусмотренные законодательством права и обязанности; и дееспособности – способности своими действиями осуществлять права и обязанности. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник финансовых правоотношений, реализовавший свою «потенциальную способность».

     Переход (трансформация) субъекта права в  субъекта правоотношения связан с процессом  превращения возможности в действительность, показывает диалектическую природу  названных понятий и отражает аккумулирование, распределение и  использование государственных (муниципальных) фондов денежных средств. Субъект финансового права становится субъектом (участником) финансового правоотношения посредством воплощения предписаний финансово-правовых норм в жизнь, т.е. путем правореализации. Правореализация - это практическое претворение финансово-правовых норм в правомерные действия (бездействие) участников финансовых правоотношений. Участники конкретных финансовых правоотношений действуют в строгом соответствии с финансовым законодательством, выполняют его требования и в конечном итоге создают рамки (границы) поведения, которые, по мнению государства, наилучшим образом будут отвечать целям и задачам финансовой деятельности8.

     Ю.А. Крохина также отмечает, что финансовая правосубъектность выступает правовым средством включения субъектов финансового права в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса9. Тем не менее, некоторые теоретики права пишут о двух самостоятельных качествах лиц, как субъектов правоотношений: о правовом статусе и о правосубъектности10.

     Финансово-правовой статус - это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

     В теории финансового права принято выделять специальные три группы субъектов права:

  1. государство и его территориальные подразделения;
  2. коллективные субъекты;
  3. индивидуальные субъекты11.

Информация о работе Финансово-правовой статус Республики Татарстан