Финансово-правовой статус Республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:46, дипломная работа

Описание

Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы определяется следующим. Исторический опыт и практика формирования финансовых систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о разнообразии бюджетных и налоговых моделей, так как их формирование осуществлялось под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика субъектов финансовых правоотношений 6
§1. Финансовая правосубъектность: понятие, содержание и сущность 6
§2. Субъекты РФ как субъекты финансовых правоотношений 15
Глава II. Содержание бюджетно-налоговых полномочий субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 24
§ 1. Бюджетные полномочия Республики Татарстан 24
§ 2. Налоговая правосубъектность Республики Татарстан 36
§ 3. Актуальные проблемы совершенствования финансового законодательства, регулирующего правовой статус субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 44
Заключение 53
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 58

Работа состоит из  1 файл

РТ исправ.doc

— 366.50 Кб (Скачать документ)

     Кроме правосубъектности, другим важным предстатусным  элементом считаются принципы правового  статуса, которые предопределяют основные характеристики правового статуса. В отношении правового статуса субъекта Российской Федерации эту роль выполняют конституционные принципы федеративного устройства, которые «…обусловливают тип федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами, основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации»28.

     При определении «принципов – предстатутных элементов» субъектов РФ как участников финансовых правоотношений, можно указать на то, что роль этих принципов играют принципы финансового права – «исходные нормативные руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений»29 в сфере финансовой деятельности публично-территориальных образований.

     К числу руководящих положений  финансовой деятельности следует отнести:

  1. законность;
  2. приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений; федерализм;
  3. единство финансовой политики и денежной системы; равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности;
  4. самостоятельность финансовой деятельности в рамках компетенции органов местного самоуправления;
  5. социальную направленность финансовой деятельности Российской Федерации;
  6. распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей;
  7. гласность;
  8. плановость30.

     Практическая  реализация правового статуса субъектов Федерации происходит в процессе вступления этих публично-территориальных образований в различные правоотношения. Субъект РФ, как субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения, становится субъектом (участником) правоотношения, сохраняя при этом свои качества субъекта финансового права, которыми обладал до вступления в финансовое правоотношение.

     Как отмечает М.В. Карасева, субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных прав; б) при рассмотрении, принятии бюджетов субъектов Российской Федерации и отчетов об их исполнении; в) в случае установления налогов и сборов субъектов РФ; г) в случае определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств субъектов РФ; д) в случае взимания налогов и сборов субъектов РФ31.

     Тем не менее, случаи участия субъектов РФ в финансовых правоотношениях не ограничиваются только вышеприведенными. Так, В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»32 субъекты РФ наряду с Российской Федерацией и муниципальными образованиями отнесены к категории резидентов, одних из основных участников валютных правоотношений.

     Важным  элементом, имеющим значение для  анализа финансово-правового статуса субъектов Российской Федерации, является компетенция. Субъект Федерации обладает собственной компетенцией, необходимой для осуществления финансовой деятельности.

     Компетенция – совокупность прав и обязанностей, полномочий организаций и государства в целом, предоставленных для осуществления их функций33. Финансовая компетенция субъектов Российской Федерации представляет собой содержание финансово-правового статуса субъектов Федерации и определяется как совокупность прав и обязанностей в области финансовых отношений, конкретизирующих финансово-правовые предметы ведения и полномочия.

     М. В. Карасева обоснованно утверждает, что посредством субъектов Федерации  «реализуется суверенитет государства»34.  В соответствии с нормами статьи 1 Конституции Республики Татарстан35 суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан.

     Постановлением от 24 декабря 2003 года № 8-П Конституционный Суд РТ дал толкование части первой статьи 1 Конституции Республики Татарстан: «исходя из его содержания и конституционно-правового смысла … закрепляет принадлежащую Республике Татарстан самостоятельность в той ее мере и степени, при которых самостоятельность Республики Татарстан:

     выражается  в обладании Республикой Татарстан  всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что означает самостоятельное осуществление Республикой Татарстан всей совокупности принадлежащих ей исключительных полномочий по предметам ведения Республики Татарстан и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, обеспечиваемое деятельностью органов законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Татарстан в пределах их компетенции, установленной Конституцией Республики Татарстан;

     является  неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан, в силу чего обладаемая Республикой Татарстан вся полнота государственной власти не может быть уменьшена или ограничена путем изъятия или перераспределения принадлежащих Республике Татарстан ее исключительных полномочий по предметам ведения Республики Татарстан и полномочий Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан каким-либо иным способом, кроме как изменением конституционно-правового статуса Республики Татарстан и в порядке, установленном Конституцией Республики Татарстан и Конституцией Российской Федерации;

     не  может быть признана или истолкована  как такое качественное состояние  Республики Татарстан, которое в  своем правовом значении и реальном проявлении ущемляет или каким-либо иным образом ограничивает государственный  суверенитет Российской Федерации, каким-либо образом затрагивает суверенные права Российской Федерации, осуществляется или может осуществляться в противоречии с ними»36.

     Основой финансовой компетенции субъектов  Федерации является распределение  предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Реализуя свою компетенцию в области публичных финансов Российская Федерация и субъекты РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, возникающих в данной сфере. Российская Федерация в целом в сфере нормотворчества  обладает все же большими полномочиями, так как в соответствии со статьей 71 Конституции РФ37 в ведении Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

     Содержанием финансово-правового статуса субъектов  Федерации являются также полномочия государственно-территориального образования  в области финансовых отношений. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»38 (п.5 ст.2) понимает под полномочиями права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

     Следует отметить, некоторые авторы отмечают, что статус субъекта права не исчерпывается  только полномочиями. «Конечно, любая правовая конструкция может быть сведена к правам и обязанностям. Представляется, что такой подход приемлем для защиты интересов участников правоотношений, однако он не учитывает различие юридических конструкций по их целевому назначению. Например, при рассмотрении каких-либо споров можно отстаивать утверждение, состоящее в том, что нарушение гарантии самостоятельности какого-либо субъекта права является нарушением его права. Но в условиях бесконфликтного функционирования субъекта права гарантии могут не совпадать с тем, что называется полномочиями субъекта права». Поэтому авторы в категорию правовой статус включают следующие обязательные элементы: права, обязанности, гарантии и ответственность39.

     Финансовые  полномочия субъектов Федерации  представляют собой совокупность прав и обязанностей, возникающих в области финансовых отношений субфедеральных образований, закрепленных в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней и реализуемых субъектами Федерации через совершение властных действий.

     Наибольшей  значимостью для характеристики финансово-правового статуса субъектов РФ обладают бюджетные, налоговые полномочия субъектов РФ. Поэтому именно на основе их анализа будет произведено изучение форм участия Республики Татарстан в финансовых правоотношениях в рамках следующей главы настоящей работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Содержание бюджетно-налоговых полномочий субъектов РФ (на примере Республики Татарстан)

§ 1. Бюджетные полномочия Республики Татарстан

     Прежде  чем охарактеризовать полномочия Республики Татарстан в сфере бюджета, следует остановиться на самом определении понятия «бюджетные полномочия». В данном аспекте будет верным обратиться к анализу использования данной категории в Основном законе РФ, поскольку, как отмечает Ю.Л. Смирникова, «финансовая правосубъектность государственно-территориальных образований находится в непосредственной взаимосвязи и взаимообусловленности с конституционной правосубъектностью. С одной стороны, субъект Федерации как публичный субъект права должен быть легализован (учрежден) в Конституции РФ, что будет свидетельствовать о его признании в качестве элемента государства. Наличие конституционной правосубъектности субфедеральных образований определяет их способность (возможность) участвовать в различного рода правовых отношениях, в том числе и в финансовых отношениях. С другой стороны, конституционная правосубъектность субъектов Федерации включает и элементы финансовой правосубъектности, а осуществление многочисленных конституционных полномочий субфедеральных образований невозможно без наличия необходимых финансовых ресурсов»40.

     Понятие «полномочие» в Конституции РФ используется в двух значениях: полномочий органов  государственной власти (статьи 5, И, 92, 78, 117, 132 Конституции РФ), полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (статьи 73 и 77 Конституции РФ). В первом случае понятие «полномочия» употребляется как элемент компетенции для обозначения прав и обязанностей соответствующих органов государственной власти. Очевидно, что в Конституции РФ должно быть обеспечено единообразное применение юридически устоявшегося понятийного аппарата. В этой связи, хотя Конституция РФ не использует понятие «компетенция», именно о ней должна идти речь в статьях Конституции РФ, касающихся разграничения объема государственной власти между государственными органами. Во втором случае понятие «полномочие Российской Федерации» используется в контексте предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ для разграничения прав и обязанностей Российской Федерации и субъектов РФ41.

     Определение понятия «бюджетные полномочия»  содержится в статье 6 Бюджетного кодекса РФ – это установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. В ст. 7 «Бюджетные полномочия Российской Федерации», 8 «Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации», и 9 «Бюджетные полномочия муниципальных образований» БК РФ указаны бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, тогда как в ст. 6 БК РФ бюджетные полномочия - права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) в связи с этим необоснованно рассматривать, полномочия, закрепляемые ст. 7, 8, 9 БК РФ в качестве содержания компетенции государственных органов. Перечисленные ст. 7, 8 и 9 БК РФ полномочия принадлежат не осуществляющим их органам, а непосредственно Российской Федерации и субъекту РФ, муниципальным образованиям как государственно-правовым образованиям, носителем прав на собственный бюджет. Таким образом, обращает на себя внимание, что наименование статей 7, 8, 9 не отражает их действительного содержания, что может отрицательно сказаться на правоприменительной практике.

     До  01 января 2005 г. (то есть до вступления силу соответствующих положений Федерального Закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ) рассматриваемая статья называлась «Компетенция органов государственной Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений». Слово «компетенция» происходит от латинского «соmpetentiа» - (ведение, способность, принадлежность по праву). «Компетенция» означает 1) круг ведения как-либо учреждения; 2) обладание достаточными знаниями о предмете42. Законодатель отождествил понятие «компетенция» и понятие «полномочия», имеющих в научной литературе разные определение и смысловую нагрузку, и в связи с этим является неточным с точки зрения юридической техники. В.И. Даль определял «полномочие», во-первых, как «возможность, право судить о ком, о чем или кого»; во-вторых, в соответствии с тем, «кому и что подсудно»; в-третьих; имея для этого «законные, прямые, полные, признанные и полноправные права»43.

     Механизм  вертикального разграничения государственной  власти включает не только возможность  осуществления государственно-властных полномочий в закрепленных пределах, но и разделение сфер власти - предметов ведения. В связи с указанным можно прийти к выводу, что понятие «компетенция» является более широким термином, так как включает в себя: права и обязанности (полномочия), предметы ведения и другие элементы. В теории права полномочия предоставляются законом или иным правовым актом конкретному органу или должностному лицу, тогда как компетенция может быть как государственного органа, так и государства и его территорий. Понятие компетенция более полно отражало содержание комментируемой статьи, но законодатель внес изменения, и в связи с этим следует говорить о бюджетных полномочиях Российской Федерации, содержащихся в ст. 7 Бюджетного кодекса, составляющих компетенцию федеральных органов государственной власти.

Информация о работе Финансово-правовой статус Республики Татарстан