Язычество славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:02, реферат

Описание

Язычество притягивает к себе любого любознательного человека не только таинственными, порой непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужеством древних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

Содержание

Введение
1.Славяно-Русское язычество. Классификация и общие сведения
2.Влияние язычества на культуру и быт славян
3.Пантеон языческих богов и духов
4.Обряды и ритуальные действия
5.Борьба христианства с язычеством (конец X - первая половина XI в)
Вывод
Список литературы и интернет-ресурсов
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Язычество Восточных славян.docx

— 3.34 Мб (Скачать документ)

               На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится — слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

               Отношение к холостякам и незамужним было весьма недоброжелательным. Считалось, что единственными причинами, по которым молодые не могли пожениться, были тяжелая болезнь и обет безбрачия (как, например, у монахов). Все, кто был здоров и не отягощен монашеским обетом, вступали в брак или в противном случае становились изгоями. Было не важно, по какой причине родители решили выдать дочь за того или иного парня (из-за денег, в счет долга и т.д.). Девушки практически никогда не противились их решению, а порой даже радовались, что не остались в девках. Незамужние барышни завидовали черной завистью своим подругам, которым, «подвернулся муженек».            

            О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

            Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

          Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями.

         После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

         Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.

        Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".  После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

             Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью.

           День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины. Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу.

Венчание на капище

По дороге на капище заранее сооружается  мост (деревянный, каменный, в крайнем  случае – из расстеленного полотна).Молодые  проходят по нему. Затем следует  каравайный обряд. Волхвам подносятся караваи жениха и невесты, с соответствующими словами их разрезают на половинки. Одну часть каравая жениха складывают и связывают с половиной каравая  невесты и приносят Богам. Оставшиеся части делят между присутствующими  прямо на капище, или делают это  на пиру. После слова волхва молодые  дают друг другу клятвы любви и  верности. Сваха или подружка невесты  подносит на блюде и рушнике кольца. Слово жреца. Молодые одевают  друг другу кольца под пение девушек.  Волхв венчает пару металлическими обручами поверх цветочных венков, связывает руки молодых свадебным  рушником и, взявшись за его концы, ведёт  пару вокруг крады. Сваха расстилает на земле рушник, на который встают молодые. Назидательное и поздравительное слово волхва. Возможно наложение ярма на молодых во время речи волхва, как символ супружества, то есть дальнейшего пути «в одной упряжи», предупреждение о том, что совместная жизнь – тяжёлый труд. Затем происходит осыпание молодых зерном, маком, хмелем на выходе с капища, под общее ликование.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали  две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие  косы плели на перегонки, — чья  сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого  молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.

Продолжающиеся свадебные гуляния  старались разнообразить всякого  рода играми и забавами.

        А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно, дескать, символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На самом деле белый—цвет траура. Да, именно так. Чёрный в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как утверждают историки и психологи, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему на Руси. Теперь про фату. Ещё совсем недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия на брак её считали «умершей», а жители Мира Мёртвых, как правило, невидимы для живых.

       Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.

 

5.Борьба христианства с язычеством (конец X - первая половина XI в)

Старое язычество сопротивлялось введению новой веры. Язычники, не желая расставаться с прежней верой, бежали в леса. В Ростове христианство и язычество еще долго существовали бок о бок. Часть христианского населения возвращалась к язычеству. Прямая борьба между христианской и языческой традицией продолжалась, по меньшей мере, еще столетие. Долго еще языческие волхвы бродили по Руси, предвещая несчастья и беды. В сравнении с другими странами, где процесс вытеснения язычества христианством занял 200-300 лет, на Руси это произошло быстро. Но зато потом на века застряли в русской жизни осколки язычества: языческие праздники, суеверия, языческое шутовство (скоморошество) и т. д. Русское религиозное сознание оказалось достаточно инертным. Оно не отказалось вовсе от язычества, а как бы затаилось. Возникло двоеверие – причудливое переплетение христианства и язычества. Рождество Христово соединилось с колядованием. В Масленице христианские молебны соседствовали с языческим карнавалом. Св. Илья-пророк перепутывался с Перуном. Вера в Иисуса Христа не вытесняла веры в домовых, леших, русалок, кикимор, в гадания и заговоры. Под огромными дубами язычники продолжали приносить в жертву своим богам петухов. Вопреки напору православной церкви, языческие традиции держались крепко.   

      Несомненно, огромную  роль сыграло принятие христианства  в развитии древнерусской культуры. Конечно, письменность пришла  на Киевскую землю от южных  славян еще раньше, однако не  получила в дохристианской Руси  сколько-нибудь широкого распространения.  Даже летопись отмечает, что на  Руси «не слышали прежде учения  книжного». И первые оригинальные  произведения литературы принадлежали  именно духовным лицам – митрополиту  Илариону, Иакову Мниху и др. Наконец,  учение о едином боге, освящающем  власть одного государя, помогло  Владимиру окончательно ликвидировать  местные княжения.

(Приложение7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Тысячу лет на нашей земле  властвует христианство. Оно легло  на подготовленную духовную почву, имя  ей – вера в Бога. Язычество и  христианство при том, что можно  найти в них самые противоположные  позиции по отношению к тем  или иным явлениям (например, к жертвоприношениям, к понятию греха, врагам), роднит главное: и то, и другое – вера в Бога – создателя и хранителя  всего видимого нами мира.

 Менялся человек, менялось  мышление, усложнялась, менялась  и вера. Христианство, пришедшее  на Русь с мечом князя Владимира  I Святого и растоптавшее языческие  капища и святыни, не могло  противостоять его эстетическим  пристрастиям, не могло не учитывать  сложившийся регламент жизни. 

  Изучение религии древних  славян необходимо нынешнему  поколению, чтобы осмыслить, обсудить  исторические, культурные и нравственные  аспекты жизни наших предков,  что поможет нам, ныне живущим,  узнать своё далёкое-далёкое прошлое, прошлое светлое и достойное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы и интернет-ресурсов

 

  1. Гальковский Н.М. « Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси»
  2. Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982.
  3. Ландышев С.В." Язычество восточных славян и его отражение в быте и нравах народа",
  4. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
  5. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца 17 века. М., 1996.
  6. Седова М.В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982.
  7. Юдин А. "Русская народная культура. Мифология восточных славян"
  8. http://slavput.ru
  9. http://www.velesovkrug.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1

(Праздник Купала)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

(Сварог)

 

 

 

 

 

Приложение 3

(Ярило)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Перун

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Морана

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Домовой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

(Борьба христианства с язычеством (конец X - первая половина XI в)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Язычество славян