Язычество славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:02, реферат

Описание

Язычество притягивает к себе любого любознательного человека не только таинственными, порой непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужеством древних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

Содержание

Введение
1.Славяно-Русское язычество. Классификация и общие сведения
2.Влияние язычества на культуру и быт славян
3.Пантеон языческих богов и духов
4.Обряды и ритуальные действия
5.Борьба христианства с язычеством (конец X - первая половина XI в)
Вывод
Список литературы и интернет-ресурсов
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Язычество Восточных славян.docx

— 3.34 Мб (Скачать документ)

Язычество славян

 

Введение………………………………………………………………….…

1.Славяно-Русское  язычество. Классификация и общие  сведения…….....

2.Влияние  язычества на культуру и быт славян…………… …………..…

3.Пантеон  языческих богов и духов………………………………………..

4.Обряды  и ритуальные действия……………………………………….…

5.Борьба  христианства с язычеством (конец  X - первая половина XI в)…

        Вывод………………………….……………………………………..….

        Список литературы и интернет-ресурсов……………………….…....

        Приложение…………………………………………….……………....

 

 

 

 

Введение

Славянское язычество – часть  огромного общечеловеческого комплекса пеpвобытных воззpений, веpований, обрядов, идущих из глyбин тысячелетий и послyживших основой всех позднейших миpовых pелигий.

        Hет более тyманного и неопpеделенного теpмина, чем «язычество»; возникнyв в цеpковной сpеде, он пеpвоначально означал все дохpистианское и нехpистианское; им покpывалась и литеpатypно обpаботанная мифология классической Гpеции, и годовой цикл славянских или кельтских агpаpных обpядов, и шаманство сибиpских охотников.

Тема реферата выбрана мной не случайно. Язычество притягивает к себе любого любознательного человека не только таинственными, порой непонятными  обрядами, не только забытыми, канувшими  в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом  древнего леса, бескрайними речными  долинами, мужеством древних охотников  и первопроходцев. Именно язычество  помогало древнему человеку противостоять  неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес  для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние  на дальнейшую судьбу Русского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Славяно-Русское язычество. Классификация и общие сведения.

 

     Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.

Главным, определяющим материалом для  изучения язычества является этнографический материал: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.

Сопоставляя фольклорные данные с  надежными хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление железа, время постройки  первых укреплений и т. п.), можно  уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.

В самом начале XII в. русский писатель, современник Владимир Всеволодович Мономах предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1.Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу  и деливший духов на враждебных  и благожелательных.

2.Культ земледельческих небесных  божеств "Рода и рожаниц". Исторически две рожаницы предшествуют  Роду; это были богини плодовитости  всего живого, ставшие в дальнейшем  матриархальными богинями аграрного  плодородия.

3.Культ Перуна, являвшегося в  древности богом грозы, молний  и грома, а в дальнейшем ставшего  божеством войны и покровителем  воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе X в.

После принятия христианства в 988 г. язычество  продолжало существовать, отодвинувшись  на "окраины" государства.

 

2.Влияние язычества на культуру и быт славян.

               Культура Руси складывалась с самого начала под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

             Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

           Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны занимали воображение тогдашних художников.

           Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многоярусность мира. Верхний ярус, небо, сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.

            К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

          Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись праздники, связанные земледельным циклом.

               Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

(Приложение1)

 

3.Пантеон  языческих богов и духов

                Боги славян-язычников по сути являются олицетворением природных, космических сил. Вера в богов и природных духов отражает культ природы славян, их уверенность в том, что природа живая, в каждом предмете, будь то дерево или камень, есть душа, и за всем этим следит некий «хозяин» (например, дух леса и т. д.).

               Древнейшими божествами восточных славян считаются Род и Рожаницы. Бог Род – это творец жизни на Земле, великая оплодотворяющая сила, отождествляет собой рождение всего живого. По преданию, Род является одним из самых важных, верховных Богов, принимавших участив в создании Вселенной.

               Рожаницы – женские божества плодородия. Считаются древнейшими божествами славян, однако из-за скудости сведений о них, большинство исследователей описывают образ этих богинь как безликих божеств женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей.

              Еще одним важным Божеством - Творцом Вселенной у славян - являлся бог Сварог. Верховный владыка вселенной, родоначальник всех богов, возможно, он является олицетворением бога Рода – он старший Родич, Отец-Прародитель. По преданию Сварог сотворил Землю, а также заботился о людях – подарил огонь небесный (солнце) и огонь земной.

(Приложение2)

              Даждьбог (Даждьбог Сварожич) – славянский Бог Солнца. Солнца всегда считалось у славян священным, более того, живым, способным следить за порядком на земле и помогающим людям. Славяне верили, что славный Бог Солнца всегда помогает людям, где бы они не находились.

              Еще одними солнечными божества у славян считались Хорс и Ярило. Существует версия, что имя «Хорс» означает «солнечный диск», «круг». Он воплощает в себе движущееся солнце, или око дневного светила. В данной связи Хорс – это божество солнечного светила. «Хоро» или «коло» - это круг; отсюда, возможно, происходят слова «хоровод» и «колесо» (для сравнения имя сказочного персонажа – «Колобок»).

            Другое солнечное божество – Ярило. Он является олицетворением весеннего и летнего солнца- самого Яркого. Также этот бог связан с плодородием, и ,в целом, пробуждением природы. Весной на Руси справляли ярилин день или праздник «ярилки», приуроченный к пику весеннего буйства природы, который дополняли разные обряды, в которых утверждается идея плодородия земли.

(Приложение 3)

            Еще одни потомком Сварога, согласно славянскому пантеону, является Перун (Перун Сварожич). Это славянский бог грозы, грома и молнии. Первоначально, возможно, связан с почитанием живительной влаги, которая питает землю, для будущего плодоношения (Мать Сыра Земля). С древности также представлялся воинственным воином с рыжей бородой.

(Приложение 4)

            Позднее, с принятием реформы князя Владимира, Перун встал во главе славянского Пантеона, считался верховным божеством и покровителем воинов.

             Наконец, еще одним важным мужским божеством можно назвать бога Велеса – древнейшего персонажа славянской мифологии, одного из главных божеств славянского пантеона. Именуемый в «Слово о Полку игореве» как «скотий бог» - является покровителем скота (диких зверей и птиц, впоследствие – домашнего скота).

            Ключевыми фигурами среди женских божеств славянского пантеона являются образы богинь Макоши, Лады, Мораны и других.

            Макошь – богиня плодородия у славян. Это богиня Земли, само ее имя происходит от слова «матерь» (мать Сыра земля). Макошь – это также богиня судьбы. По преданию, она на волшебной прялке прядет нити человеческих судеб: кому какая выпадет – Доля или Недоля.

            Еще одним женским божеством является Лада – богиня красоты, любви, покровительница брака, семейного очага. Иногда именем Лады именуется одна из богинь-рожаниц

            Еще один центральный женский образ – богиня Морана (Морена, Мара). Это богиня смерти и зимы («мор», «морок», «мрак», «смерть», мороз»).

(Приложение 5)

            Помимо богов славяне также почитали духов – это обожествление и почитание природных стихий, вера в одухотворенные силы. Пространство славяне делили на «освоенное» (дом) и условно «дикое» (например, лес). В данной связи выделяется вера в «домашних» и «природных» духов.

      К числу домашних духов можно отнести домового, банника, овинника, дворового. В целом, восточные славяне обожествляли огонь домашнего очага, также в системе культов важное место занимал культ предков. По преданию, после смерти человек становился духом-покровителем своего рода. Так, по одной из версий, домовой является духом (душой) самого старшего предка. Так или иначе, домовой – дух-охранитель домашнего очага. Дворовой – дословно «хозяин двора». Обычно описывается как менее доброжелательный, чем домовой. Овинник – хозяин овина – еще менее доброжелательный. Наконец, банник – дух бани (баня – пограничное место между «своим» и «чужим» пространством) – описывается как самый «капризный» дух.

(Приложение 6)

             К числу природных духов можно отнести таких духов, как леший, полевик и полудница, водяной и др. Почитание этих существ отражает связь их с особо почитаемыми стихиями и природными зонами: земля, вода; лес, реки, озера и т. п.

Таким образом, в языческой картине мира вся  природа наделяется душой , понимается как божественная сущность. Каждая стихия выступает как священная. И по своей сути славянские божества есть олицетворение могучих природных сил (небо, земля, солнце и т. д.)

4.Обряды и ритуальные  действия

       Вся жизнь древних славян сопровождалась самыми разнообразными обрядами и ритуалами, которые символизировали начало нового природного или жизненного этапа. Такие традиции воплощали в себе веру в природную силу и единение человека с природным началом, а значит – с богами. Каждый ритуал проводился с определенной целью и никогда не был чем-то пустым и бессмысленным.

     С возрастом человек должен был осознать, что каждый раз он переходит на абсолютно новую ступень жизни.

     Для этого проводились специальные возрастные обряды, символизирующие о том, что человек достиг определенного возраста. Как правило, подобные ритуальные действия связывались в представлениях людей с новым рождением и поэтому были достаточно болезненными. Человека испытывали болью для того, чтобы он запомнил, что рождение – это самая большая боль в его жизни.

  Через своеобразные обряды проходил человек, выбирая ту или иную профессию. Эти обряды были посвящением в воины или жрецы, ремесленники или землепашцы. Для того, чтобы стать ремесленником или землепашцем достаточно было просто освоить мастерство этих профессий. Зачастую это происходило в торжественной обстановке. Достигнув определенного возраста и научившись делать свою работу безукоризненно, человеку присваивалось почетное звание.

     Были в жизни славян и такие ритуалы, которые сопровождали значимые жизненные события. Обряды, связанные со свадьбой или похоронами, рождением ребенка или другим событием, всегда несли магические свойства. Священные действия, относящиеся к таким жизненным моментам, призваны были защитить человека от злых сил, придать ему уверенности и привлечь удачу. Кроме таких особых ритуалов, в жизни народа существовали регулярные обряды, сопровождающие его круглый год.

 Такие ритуалы имели аграрное  значение и связаны были в  первую очередь с природными  силами. С приходом нового годового  периода во власть вступали  особые боги, которых почитали  славяне, принося им жертвы  и проводя в их честь магические  действия.

Теперь более подробно рассмотрим такой ритуал, как свадьба.

            С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились ко дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

Информация о работе Язычество славян