Введение христианства на территории Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:41, реферат

Описание

Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финов и попадали под влияние финских шаманов - "волхвов" и "кудесников", - то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира…….4
3. Начало распространения христианства на белорусских землях…………7
4. Развитие христианства на Беларуси………………………………………...9
4. Современная конфессиональная ситуация в Беларуси…………………..14
5. Заключение…………………………………………………………………..18
6. Список литературы………

Работа состоит из  1 файл

Введение христианства на территории Беларуси.docx

— 42.27 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Белорусский  Государственный Университет Транспорта»

 

 

 

Кафедра «Философия, история и политология »

 

 

Реферат

 по истории Беларуси

«Введение христианства на территории Беларуси»

 

 

 

 

Выполнила                                                                        Проверил:

Студентка группы ГЛ-11                                                 Доцент

Асипенко Ю.Р.                                                                  Чаянкова Г. М.

 

 

 

 

Гомель, 2012 г.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира…….4

3. Начало распространения христианства на белорусских землях…………7

4. Развитие христианства  на Беларуси………………………………………...9

4. Современная конфессиональная ситуация в Беларуси…………………..14

5. Заключение…………………………………………………………………..18

6. Список литературы………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Христианство существовало еще  задолго до придания ему статуса  официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством.           

 Но, будучи распространено по  всей Руси, языческое мировоззрение  наших предков, в то же время,  воспринимало посторонние религиозные  влияния. Если славяне легко  примешивали к своим старым  суевериям суеверия диких финов и попадали под влияние финских шаманов - "волхвов" и "кудесников", - то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи, так как, по словам летописца, много было в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкою. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, "Святослав был холоден к христианской вере; а при его сыне Владимире в Киеве еще стояли языческие идолы и еще существовали жертвоприношения. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына на жертву богам". Но все же, несмотря на притеснения христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться.

 

 

 

 

 

1. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира.      

 Язычество славян включало  в себя магию, анимизм, фетишизм, тотемизм, культ мёртвых - «навий»  четырёх стадий (I - упыри и берегини,  II -  рожаницы, III -  род, IV - домовые), отражающие период матриархата, патриархата и земледельческий культ, связанный с силами природы, земли и неба. Помимо рядовых божеств у древних славян существовали и главные боги. Это, прежде всего Сварог, - древний, и возможно главный бог, функции которого со временем перешли к специализированным божествам. Источником всего благополучия выступает бог солнца Даждьбог, он же Хорос, и, быть может, Ярило. Перун являлся богом грома и молнии, богом ветра выступает Стрибог. Волос, скотий бог и одновременно покровитель торговли. А так же загадочные Симаргл, Мокошь, Переплут, Дый, Троян.     

 Следует подчеркнуть многоплемённый  характер древнерусской языческой  религии.  Наличие различных названий для бога солнца, говорит о том, что племена по-своему называли бога солнца и, возможно по-своему поклонялись ему. Кроме того, были и другие многочисленные боги, разнообразные по происхождению и функциям, игравшие в языческой религии далеко не первую роль.     

 Язычество на Руси не имело  специальных служителей и жрецов, а были только волхвы, чьё религиозное  и общественное служение состояло  в прорицании будущего и практиковании различного рода сверхъестественных явлений.      

 Разумеется, такая пёстрая и  многослойная религия не могла  отвечать потребностям быстро  развивающегося классового общества  и государства.     

 Всё это  и заставило Владимира приняться за религиозную реформу. Она проходила в два этапа. Первый являлся ни чем иным как модернизацией самой языческой религии. Прежде всего, Владимир превращает культ Перуна, бога грома и молнии, покровителя дружины в  культ всей земли русской, а также  из всей массы богов выделяет пять наиболее главных: Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь. так был создан пантеон богов Владимира в Киеве. То, что Владимир превращает свой княжеско-дружинный культ, культ Рюриковичей, в религию всей русской земли, напрямую указывает на изменения, произошедшие в государственном строе - установление единой прочной, могущественной княжеской власти.     

 Есть одна особенность языческой  реформы Владимира - она была  национальной, в той мере, в которой  этот термин может быть применён  по отношению к древней Руси. Она не ставила Русь в какую-либо  зависимость от другой страны. Для системы религиозных преобразований, отражающих изменения во внутренней  жизни страны, было бы достаточно  трансформировать языческую религию.  Но для укрепления международного  положения Руси было необходимо  более решительное преобразование  и включение Руси в  религиозную систему одного из центров тогдашнего цивилизованного мира. При сохранении языческой религии вообще, а с ней вместе языческого многобожия, трудно было добиться распространения культа того пантеона, который создал Владимир. Нужны были решительные меры по искоренению язычества, так как только таким путём можно было добиться религиозного единообразия.     

Языческий культ - страшное сатанистское по своей сути явление, при Владимире приобрело ещё более свирепый характер:  помимо ужасающих варварских ритуалов стали применяться доселе почти неизвестные славянам человеческие жертвоприношения. Так после победы над ятвягами были убиты  Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, которые стали первыми мучениками веры на Руси.     

 В то время русские считали  себя  вполне принадлежащими к семейству европейских народов. Но все европейские народы, за исключением венгров и русских, были уже христианами и начали жить новой государственной жизнью, которая решительно отдалила их от языческих народов, как особый нравственный мир.      

 Русь, выйдя на просторы мировой  истории, не могла уже оставаться  языческой державой; она должна  была примкнуть к одному из  трёх центров цивилизованного мира того времени. Нужны были новые представления о мире, мироздании, о морали, этике, праве и.т.д., соответствующие изменениям, господствующим в  стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Начало распространения христианства на белорусских землях     

Начало  христианства на белорусских землях связано с крещением Руси киевским князем Владимиром (978-1015), который получил  за это титул Святого. Летописи рассказывают, что в 988 г. киевский князь Владимир решил переменить веру и не только сам признал истинной верой христианство, но и приказал крестить киевлян, а затем и остальные славянские племена.     

Обращение славянских племен в христианство имело под собой глубокие экономические, политические, социальные причины. Необходимо принимать во внимание, что торговые интересы славянских племен задолго до 988 г. привели их в Византию, где они узнали христианство и многие из них приняли новую веру. В свою очередь распространение христианства в среде киевского военно-купеческого населения энергично велось и со стороны Византии, которая хотела распространить свое влияние на богатые и сильные славянские племена.      

Распространение христианства было не случайным и потому, что  оно явилось результатом развития феодальных отношений у славян. Новая  религия отвечала интересам складывающегося  класса феодалов. Христианская церковь  учила, что разделение людей на богатых  и бедных установлено богом, что  княжеской власти необходимо беспрекословно подчиняться и т. д.     

Приняв  христианство, Владимир стремился распространить его на русские и белорусские  земли. Впоследствии другим киевским князьям  пришлось сделать выбор между  православной и католической церковью, так как в Европе в 1054 г. произошел раскол и с этого года некогда единая церковь разделилась и до нынешних дней существует обособленно.      

Учитывая  тот факт, что власть киевского  князя в X в. распространялась и на княжества, которые были расположены  на территории Беларуси, то обращение жителей Полоцкого и Туровского княжеств в христианство совершилось таким же образом, как и киевлян. Из летописей трудно установить точную дату крещения населения этих княжеств, так как многие летописные источники не сохранились до наших дней.     

Из  летописей лишь известно, что Владимир, приняв христианство сам, крестил своих  сыновей, которых послал во многие города, в том числе Изяслава в Полоцк, а Святополка в Туров, где они  насильственно крестили жителей. Письменных свидетельств об этих событиях не сохранилось, но ученые считают, что крещение полочан и жителей Турова произошло одними из первых, приблизительно в 991-992 гг.     

Вместе  с тем необходимо отметить, что  процесс христианизации белорусских  земель был отнюдь не кратковременным  и растянулся на достаточно продолжительное  время.     

Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.     

Историческое  значение этого времени заключалось в следующем:

1)Приобщение  славяно-финского мира к ценностям  христианства.

2)Создание условий  для полнокровного сотрудничества  племен Восточно-Европейской равнины  с другими христианскими племенами  и народностями.

3)Русь была  признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие христианства на Беларуси

Х век. Княгиня Ольга (? – 969) принимает крещение и имя Елена. В 959 году Ольга, будучи христианкой, возможно, латинского обряда, обратилась к немецкому королю Атону І с просьбой о епископе и священниках для своего народа. Король поддал славянские земли власти епископа Адальдага.  

Первый упоминаемый  в летописях полоцкий князь Рагвалод и его дочь Рагнеда были христианами. Рагнеда постриглась в монахини, приняв имя Анастасия, и основала недалеко от Заславья женский монастырь.  

Конец Х – начало ХІ века. Св. Бруно Бонифаций вместе со св. Адальбертом проповедовал Благую Весть язычникам и был ими убит в 1009 году «на границе Литвы и Руси», это значит где-то на западе или юго-западе Беларуси. Тело святого после его смерти было погребено «русским королём». На месте погребения был возведён храм.  

Между 1008 и 1013 гг. Князь Святополк женился на дочери князя (будущего короля) Болеслава Храброго. При епископе Райнберне в Турове возникло епископство западного обряда.  

1186 год. Основано Лионское (Рижское) епископство, которое оказало сильное влияние на религиозную ситуацию соседствующих с ним белорусских земель. Первым епископом части белорусских и литовских земель стал Христиан, кафедра которого, по-видимому, находилась в Новогрудке. Святой Престол выдал привилегию на подчинение новообразованного епископства непосредственно Папе. Таким образом, оно получило права архиепископства.  

Между 1300 и 1316 гг. Основана православная Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, подчинённая Константинополю. В ХІV в. развитие христианства западного обряда на Беларуси замедлилось, однако не остановилось совсем. Великие князья Альгерд и Кейстут, которые правили одновременно (1345-1377 гг.) не чинили препятствий католичеству. Один из сыновей Кейстута стал католиком. К тому времени предание относит многочисленное прибытие в Вильнюс монахов-францисканцев и мученическую смерть 14-ти из них.  

Белорусские земли были крещены  в основном одновременно с другими  землями Киевской Руси с небольшим запаздыванием на севере страны, хотя отдельные языческие традиции сохранялись в полесском регионе очень долго и в видоизменённом виде дошли до наших дней. В 992 году была основана Полоцкая епархия, в 1005 году — Туровская. После монгольского нашествия на Русь и окончательно к середине XIV века все белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, значительная часть населения и элиты которого была языческой. В XIV—XV веках с перерывами существовала Литовская митрополия, включавшая в себя епархии современной Белоруссии.

В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий заключения которой было крещение язычников Великого княжества Литовского по латинскому обряду. Из-за созданных католикам привилегий некоторая часть прежде православной шляхты перешла в католицизм.

С 1458 года епархии современной Белоруссии относились к Киевской митрополии (в унии до 1470 года).

После Люблинской унии 1569 года одновременно с начавшейся активной полонизацией влияние католицизма стало усиливаться, причём активную роль в распространении католицизма играли приглашённые иезуиты, среди наиболее ярких проявлений деятельности которых были развитие образования и строительство храмов в передовом на тот момент стиле барокко.

В 1596 по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой и Рима была провозглашена Брестская уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви вБелоруссии, сохранившей свои обряды, но подчинявшейся римскому папе. Значительная часть православного населения и духовенства сопротивлялись насаждению унии. Наиболее известным примером сопротивления является самосуд православных жителей Витебска над архиепископом Полоцким Иосафатом Кунцевичем в 1623 году. Многие православные горожане объединялись в братства для защиты своих интересов.

В момент расцвета Речи Посполитой, католицизм исповедовали, по некоторым оценкам, до 40 % населения Белоруссии, в основном на западе страны и в крупных городах. В то же время, в 1791 году на территории всего Великого княжества Литовского 39 % населения являлись униатами, 38 % — католиками-латинянами, 6,5 % — православными и 4 % — старообрядцами. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи. После воссоединения униатов с православными, начался постепенный упадок католицизма в стране и укрепление позиций православия.

Информация о работе Введение христианства на территории Беларуси