Введение в дисциплину «История Беларуси»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:48, контрольная работа

Описание

Целями изучения учебной дисциплины “История Беларуси” в вузе являются формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих их личностное самоопределение в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, и воспитание на этой основе чувства сопричастности с судьбой страны и её историей.
Для реализации обозначенных выше целей предполагается решение следующих задач:
- осознанное усвоение и применение учебной исторической информации, связанной с анализом закономерностей и особенностей государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа и формирование на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации;
- усвоение студентами системы материальных, культурных и духовных ценностей белорусского народа, которые служат ретроспективой для анализа современности и определения перспектив будущей жизнедеятельности;
- становление готовности выпускника высшей школы как гражданина Республики Беларусь способствовать дальнейшему развитию своей страны.

Содержание

История Беларуси как предмет и учебная дисциплина: цель, задачи, функции. Принципы изучения истории, её периодизация.
Формационный и цивилизационные подходы к изучению истории: их преимущества и недостатки.
Источники изучения истории Беларуси. Основные исторические школы.
Список использованной Литературы.

Работа состоит из  1 файл

Ист. Бел (1).docx

— 36.20 Кб (Скачать документ)

Вариант 1

Тема: Введение в  дисциплину «История Беларуси»

План:

  1. История Беларуси как предмет и учебная дисциплина: цель, задачи, функции. Принципы изучения истории, её периодизация.
  2. Формационный и цивилизационные подходы к изучению истории: их преимущества и недостатки.
  3. Источники изучения истории Беларуси. Основные исторические школы.
  4. Список использованной Литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История -- это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно  и история -- наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам -- поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история Беларуси ).

Существуют вспомогательные  исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие  его детально и таким образом  способствующие более глубокому  пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография -- рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика -- исторические акты; нумизматика -- монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология -- систему мер; флаг-сведение -- флаги; геральдика -- гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика -- печати; эпиграфия -- надписи на камне, глине, металле; генеалогия -- происхождение городов и фамилий; топонимика -- происхождение географических названий; краеведение -- историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам  относятся источниковедение, исследующее  исторические источники, и историография, задача которой -- описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки -- такие, как историческая география, историческая геология и др.

 

  Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. 
 
Место учебной дисциплины “История Беларуси” в системе социально-гуманитарных знаний определяется предметом её изучения, которым являются общесистемные закономерности и региональные особенности процессов государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской и общеевропейской истории с учетом цивилизационных характеристик. 
 
Актуальность изучения истории Беларуси в контексте восточнославянской и европейской истории обусловлена тем, что белорусский народ исторически сформировался в процессе взаимодействия различных социально-экономических и этнокультурных общностей под влиянием евразийских цивилизационных и геополитических факторов. Учёт влияния на процесс исторического развития белорусского народа различных культурно-цивилизационных факторов, прежде всего восточнославянского и восточноевропейского, отражает потребность современного белорусского социума в самосознании и осмыслении своего прошлого, настоящего и будущего. 
 
Целями изучения учебной дисциплины “История Беларуси” в вузе являются формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих их личностное самоопределение в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, и воспитание на этой основе чувства сопричастности с судьбой страны и её историей. 
 
Для реализации обозначенных выше целей предполагается решение следующих задач: 
 
- осознанное усвоение и применение учебной исторической информации, связанной с анализом закономерностей и особенностей государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа и формирование на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации; 
 
- усвоение студентами системы материальных, культурных и духовных ценностей белорусского народа, которые служат ретроспективой для анализа современности и определения перспектив будущей жизнедеятельности; 
 
- становление готовности выпускника высшей школы как гражданина Республики Беларусь способствовать дальнейшему развитию своей страны.  
 
Изучение истории Беларуси и мировой цивилизации несет в себе ряд важных социальных функций:

- первая из них является описательной, или функция социальной памяти;

- второй, более значимой  функцией является познавательная, или интеллектуально-развивающая. Она призвана на основе причинно-следственных связей выявлять объективные закономерности в развитии как всего человеческого общества, так и общества конкретного континента, региона, страны. Все содержание истории Беларуси и мировой цивилизации как науки обязывает к приобретению фундаментальных знаний в этой области и гражданской ответственности за применение этих знаний в интересах общества;

- третья функция – прогностическая, или прикладная. Она призвана на основе теоретического осмысления изучаемого выявлять не только закономерности, но и тенденции развития общественных отношений. При этом она позволяет исследовать не только один путь развития, но и другие альтернативные, и выбирать из них оптимальные;

- четвертая функция – воспитательная, которая заключается в воздействии результатов исторического исследования на гражданскую позицию изучающих курс, на привитие любви к своей земле, своему народу. Знание истории своей родины, «своих корней» позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей.

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

основные теории общественного  развития, особенности формационного  и цивилизационного подходов к изучению истории Беларуси; 

основные этапы формирования белорусского народа в различные  исторические периоды;

исторические модели модернизации общества и государства, советский  опыт модернизации и цивилизационного развития белорусского общества;

основные достижения в  развитии материальной и духовной культуры и культурно-историческое наследие белорусского народа;

основные этапы становления  форм государственности на территории Беларуси, белорусской государственности  и государственного суверенитета Республики Беларусь; 

место и роль белорусских  земель в геополитических процессах  в различные исторические периоды, вклад белорусского народа в Победу над фашизмом, значение и место  суверенной Республики Беларусь в современном  мире.

 
^ Студент должен уметь:

применять формационный и цивилизационный подходы к изучению истории при характеристике особенностей исторического развития белорусского народа; 

характеризовать условия  и результаты формирования белорусского народа в различные исторические периоды;

осуществлять сравнительный  анализ реформ и революций в процессе модернизации белорусского общества, оценивать результаты деятельности советской общественно-политической системы в БССР, определять сущностные характеристики белорусской модели социально-экономического развития;

объяснять влияние различных  культурно-цивилизационных факторов на развитие Беларуси и оценивать основные достижения в развитии материальной и духовной культуры Беларуси, использовать культурно-историческое наследие Беларуси в своей профессиональной деятельности и приумножать его;

анализировать процесс становления  белорусской государственности, оформления и укрепления суверенитета Республики Беларусь; 

характеризовать геополитическое  положение белорусских земель в  различные исторические периоды, оценивать  значение Победы советского народа в  Великой Отечественной войне, анализировать  место и роль суверенной Республики Беларусь в условиях глобализации мировых  процессов.

Периодизация. Учеными разработаны разные варианты периодизации истории. Одни исследователи руководствуются социально-экономическими критериями, другие – ищут их в сфере политики, права, государственности и т.д. Например, принцип государственности в периодизации белорусской истории был использован В. Игнатовским («Кароткі нарыс гісторыі Беларусі»). В первой половине 90-х гг. ХХ в. была введена периодизация истории Беларуси соответственно периодизации мировой истории по схеме «Древний мир – Средневековье – Новое время»:

1. Древнее общество (100 - 40 тыс.лет до н.э. - V в. н.э.)

2. Средневековое (конец V-XV вв.).

3. Новое время (XVI –  1917/1918).

4. Новейшее время –  с 1918 года до сегодняшнего дня

 

2. Формационный и цивилизационные подходы к изучению истории: их преимущества и недостатки. 

Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Для начала нужно разобраться в том, чем отличаются данные подходы.

Формационный подход 

Материалистическое трактование истории основывается на формационном подходе. В учении Маркса главную позицию при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории занимает понятие общественно-экономические формации. По мнению Маркса, если общество поступательно развивается, то оно должно проходить определенные этапы. Данные этапы немецкий мыслитель назвал “общественно-экономические формации”. Это понятие Маркс позаимствовал из знакомого ему естествознания. В географии, геологии, биологии этим понятием обозначены конкретные структуры, связанные одним условием образования, похожим составом, взаимозависимостью элементов.

Основы любой общественно-политической организации К. Маркс составил тот  или иной способ производства. Основные производственные отношения, являются отношениями собственности. Все  многообразие жизни общества на разных этапах его развития, включает в  себя общественно-политическая формация.

К. Маркс предполагал несколько этапов развития общества:

-Первобытнообщинная

-Рабовладельческая

-Феодальная

-Капиталистическая

-Коммунистическая

Благодаря социальной революции  происходит переход от одной обшественно-экономической формации к другой. Конфликты в политической сфере происходят между низшими слоями, старающимися улучшить свое положение, и высшими слоями, которые стремятся сохранить свой существующий строй.

Появление новой формации определяется победой господствующего  класса, который осуществляет перевороты во всех сферах жизни. В марксистской теории значительной роли придаются  революции и классовые войны. Основной движущей силой истории  являлась классовая борьба. “Локомотивами  истории” по Марксу являлись революции.

В течении последних 80 лет господствующей точкой зрения, основывающаяся на формационном подходе, являлась материалистическая концепция истории. Главным плюсом данной идеи является, то что она создает четкую объяснительную модель исторического развития. Человеческая история представлена перед нами как закономерный, поступательный, объективный процесс. Четко выделены движущие силы и основные этапы, процесса и т.д.

Так же у формационного  процесса есть и недостатки. На них  указывают некоторые критики  отечественной и зарубежной историографии. 1)Некоторые страны не следовали  чередованию пяти фазам. Данные страны Маркс отнес к “азиатскому  способу производства”. Как считал Маркс базируясь на этом способе, образуется отдельная формация. Но дополнительных данных по этому вопросу он не предоставил. Позднее историки показали, что развитие и в некоторых странах Европы не всегда соответствуют этим пяти фазам. Делая вывод по данному вопросу, можно отметить, что создаются некоторые трудности в отражении разных вариантов формационного подхода.

2) В формационном подходе  решающей роли отводится внеличностным факторам, а второстепенное значение отводится человеку. Получается, что человек всего лишь винт в теории объективного механизма, движущего историческое развитие. Выходит так, что занижается человеческое, личностное содержание исторического процесса.

3) В данной методологии  описано многое через призму  классовой борьбы. Огромная роль  отводится как политическим процессам так и экономическим. Оппозиционеры формационного подхода рассуждают о том, что социальные конфликты, хоть и являются необходимым свойством общественной жизни, но они все же не выполняют в ней определяющей роли. Данный вывод требует переоценки места политических отношений в истории. Главная роль принадлежит духовно-нравственной жизни.

4) Так же в формационном  подходе присутствуют нотки истолкования  истории как Воли Божьей, а  так же построение планов социального  переустройства вне зависимости  от действительности. Формационная  концепция предполагает, что развитие  исторического процесса будет  происходить от бесклассовой  первобытнообщинной через классовые, к бесклассовой коммунистической фазе. В теории коммунизма, на доказательство которого было потрачено множество усилий, в любом случаи наступит эра, когда каждый будет приносить пользу по своим силам, а получать по потребностям. Иными словами достижение коммунизма, означало бы становление царства Божия на Земле. Характер данной системы сводится к утопическому. В последствии большое количество людей отказалось от “строительства коммунизма”.

Информация о работе Введение в дисциплину «История Беларуси»