Христианство на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:35, доклад

Описание

В работе описаны особенности и этапы становления христианства на Руси, а также его последствия и роль в жизни государства и отдельных его лиц.

Работа состоит из  1 файл

Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы.doc

— 36.50 Кб (Скачать документ)

Христианство  оказало огромное влияние на быт  и нравы, политические и нравственные отношения Древней Руси. Особенно благотворно было влияние христианства на культуру. Оно принесло на Русь письменность, основанную на славянском алфавите, составленном просветителями славянами - Кириллом и Мефодием. Христианские князья Владимир Святой и Ярослав Мудрый основали школы в Киеве и Новгороде. Настоящими центрами древнерусского просвещения становятся монастыри, и особенно Киево-Печерский монастырь. Иноки-книголюбы собирали, переписывали и переводили (с греческого) книги самого разнообразного содержания. В Киево-Печерском монастыре возникло русское летописание. Первым летописцем был преподобный Нестор, а составителем первого летописного свода был игумен Киевского монастыря Сильвестр. В монастырях и при епископских кафедрах собирались большие библиотеки рукописных книг. Церковь положила начало русскому искусству, появилась храмовая архитектура и храмовая живопись, начало развиваться национальное художественное творчество.

Организация русской  церкви возглавлялась митрополитом Киевским, он же был и митрополитом "всея Руси". Русская митрополия не была автокефальной, она зависела от патриарха константинопольского, который считал своим правом поставлять греческих епископов на киевскую митрополию. Руководством церковным судьям и администратором служил сборник церковных законов "Кормчая книга", это был перевод с греческого "Номоканона". Церковному управлению и юрисдикции было подчинено по всем делам общество "церковных людей". Церковная власть имела суд над всеми христианами по делам о преступлениях против религии и нравственности, по делам, касающимся семейных отношений. Церковь вносила в древнерусское общество совершенно новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, церковь восстала против кровной мести, против грубых и жестоких форм рабства. "Церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту все неимущие и беззащитные. Влияние церкви охватило все стороны общественного устройства и подчинило себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи". (С.Ф. Платонов)

После смерти Владимира  Святого (1015 г.) начались междоусобия  его сыновей. Старший сын Святополк (Окаянный) убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава и начал княжить в Киеве. Его брат Ярослав - наместник Новгорода - собрал большое войско из новгородцев и призванных ими на помощь варягов, победил Святополка и в 1019 г. сам занял киевский великокняжеский престол. Ярослав предпринял ряд военных походов против соседских земель: прибалтийских "чуди" (построил к западу от Чудского озера город Юрьев), в литовской и мазовейской, в 1043 г. организовал поход против Византии (неудачный), в 1036 г. нанес решительное поражение печенегам. Ярослав стремился создать прочную защиту Руси от степных кочевников путем постройки укреплений и колонизации степных кочевников. Он на правом берегу Днепра продвинул русские границы до реки Рось, укрепив здесь ряд городов. Во внутренней политике Ярослав был неутомимым строителем и создателем христианской культуры. Он укрепил и украсил город Киев, построив Золотые ворота и каменные стены вокруг города.

При Ярославе Мудром началась запись норм обычного русского права - "Русская Правда". "Русская Правда" - это комплекс юридических документов XI-XII вв. Она делится на:

  • Древнейшую Правду (Правда Ярослава);
  • дополнение к Правде Ярослава;
  • правда Ярославичей;
  • Устав Владимира Мономаха;
  • пространная русская Правда.

"Русская Правда" - это не застывший свод законов,  охвативший период с 1015 по 1132 гг. Это документ, направленный на  защиту и укрепление феодальных  отношений. 

Могущество Киевского  государства было непродолжительным, после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) начались княжеские усобицы. С каждым новым поколением Ярославичей родовые отношения становились все более сложными и запутанными, родственные чувства между различными ветвями княжеского рода исчезали, крупные области делились на более мелкие княжества, поэтому споры, столкновения и открытая вооруженная борьба за власть стали главной "болезнью" Киевской Руси. Не остановили княжеские междоусобия и вторжения кочевников, съезды князей в г.Любече (1097 г.), Витячеве (1100 г.), в Долобске (1103 г.). В 1113 г. киевляне пригласили на княжение Владимира Мономаха. Он установил максимальный процент по займам, запретил обращать в полное рабство полузависимых, отрабатывающих свой долг у займодавца. Владимир Мономах стремился образовать союз князей во главе с великим киевским князем. В его княжение затихли народные волнения и междоусобия князей. Мир сохранялся и при старшем сыне Владимира Мономаха Мстиславе (1125-1132 гг.). Но после Мстислава борьба князей в Киевской Руси, которая ослабляла государство, усилилась. Последний удар Киеву нанесли монголо-татары в 1240 г.

Вторая половина XII в. и начало XIII в. стали временами  упадка, обеднения и запустения Киевской Руси.

Информация о работе Христианство на Руси