Учение Гегеля о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:28, реферат

Описание

Актуальность учения Гегеля о государстве и праве, заключается в следующем, во первых его политико-правовые доктрины до сих пор остаются предметом пристального внимания, изучения, обсуждения, дискуссий. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству, о зависимости общественного строя от разделения труда стали громадным шагом в развитии социологии.1 Так же необходимо отметить, что некоторые положения гегелевского учения нашли свое отражение в формах государственного устройства ряда стран, основополагающих принципов на которых строится современное общество, законодательство не только национального, но и международного права.

Работа состоит из  1 файл

гегель.docx

— 59.95 Кб (Скачать документ)

Фактически  считая  промышленное сословие становым хребтом гражданского общества как  такового, Гегель видел великое благо  в том, что «собственность и личность в гражданском обществе пользуются признанием закона» и  «член гражданского общества имеет право искать суда», не опасаясь, что это будет несправедливый суд, как во времена феодального  произвола. 37

Анализ  сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено  между деятельностью отдельной  личности и интересами государства  в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства. 
Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории философии была сама постановка проблемы о ней. 
Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса. 
В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация "чрезмерных  в немногих руках и рост роскоши сопровождает "бесконечный рост зависимости и нужды".38

Социалистическую  альтернативу капитализму Гегель категорически  отверг. Вместе с тем  он счел неправомерным бороться с бедностью, точнее с нищетой, даже путем ограниченного перераспределения общественного богатства в пользу бедных их судьбе  из средств «богатых классов». Отстаивая существование «корпораций» как необходимых для трудящихся профессиональных объединений, призванных прийти на место средневековых цехов, Гегель возлагал на них обязанность оказывать помощь своим членам, впавшим в нищету. Гражданское общество может помочь беднякам и путем развития внешней торговли, которая через стимулирование  отечественного производства даст им работу, а также позволит им, включившись в нее, приобрести состояние за границей. Большое значение Гегель придавал также колонизации новых земель, что означало надежду на разрешение внутренних противоречий  буржуазной экономике путем внешней капиталистической экспансии, к чему действительно широко прибегали европейские государства, в которых развивались буржуазные отношения.39  

Гражданское общество и государство, по Гегелевской  концепции, соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это "внешнее государства", "государство нужды и рассудка", а подлинное государство - разумно. 40Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в государстве. 
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. "Поэтому в действительности, - подчеркивает он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента".41 
Гражданское общество в освещении Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирования такого общества, которого не было в древности и в средневековье, связано с утверждением буржуазного строя. 42  
 
 
 
 
 

Заключения:

Итак,  в данной работе мы выявили, что Гегель в своем учении подразумевал под правом,  как он определял государство, каким по его взглядам должно быть гражданское общество. Исходя из изученного материала, можно сделать следующие выводы:

Во первых: в гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными уровнями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль, нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.

Понятия права в гегелевском учении  в следующих основных значениях: I) право как свобода (идея права), II) право как определенная ступень и форма свободы (особое право), III) право как закон (позитивное право).

Во вторых Гегель рассматривал государства,  триадически: его внутренний строй, его отношение с другими государствами и его роль во всемирной истории. Утверждение примата и наивысшей правоты государства по отношению к единичному человеку, наивысшей обязанностью  которого объявляется «быть членом государства», и по отношению  к таким особенностям, как семья и гражданское общество, - одно из кардинальных  положений гегелевской концепции государства. Тем самым можно сделать вывод, что Гегель определяет государство как цель саму по себе: «Абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта  самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, что бы быть членами государства».

Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю является: законодательная власть, правительственная  власть и власть государя. Главной для Гегеля была разумность монархии, а не разумность того или иного монарха. Охарактеризованную им разумную монархию он назвал конституционной.

К принципиальным аспектам гегелевской концепции  государства относится обоснование  правомерности политического неравенства.

С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены  которого проникнуты духом патриотизма  и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии.

Подвергая критике кантовскую идею вечного  мира, Гегель  оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. Видя даже  полезность в войнах для государства.

 Гражданское  общество Гегель изображал в  виде триады, образуемой: «системой потребностей», понимаемой как «опосредствование  потребности и удовлетворение потребности единичного посредством его работы и посредством работы и удовлетворения потребностей всех других», отправлением правосудия, покровительствующего свободе и собственности частных лиц, полицией и корпорациями, решающими в сущности, те же задачи, что и правосудия, но в других аспектах. 
В общем,  учения Гегеля о государстве и праве в области политико-правовой идеологии  пронизано отрицательным отношениям к рабству, произволу, феодальному гнету, идеей свободы человека и человечества, уважением к законности, уверенность, в том что государство  может и должно стать разумным.
 
 

Список  использованной литературы:

1. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии, из-во: «Мысль». Москва – 1990.

2. Дробышевский С.А., История политических и правовых учений, из–во: «Юристь», Москва – 2003.

3. Кузнецов В.Н., Немецкая классическая философия, из –во: «Высшая школа», Москва – 2003.

4. Лейст О.Э., История политических и правовых учений, из-во: «Юрид.лит.», Москва – 1997.

5. Мальковский Б.С., Учение Гегеля о государстве и современность, из-во: Наука, Москва – 1970.

6. Марченко М.Н., Мачин И.Ф., История политических и правовых учений, из-во: «Проспект». Москва – 2010.  

7. Нерсесянц В.С., История политических и правовых учений, из-во: Инфра – Норма, Москва – 1997.

8. Соколова Н.Л., Философия, из-во: «Высшая Школа», Москва - 2004.

Информация о работе Учение Гегеля о государстве и праве