Учение Гегеля о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:28, реферат

Описание

Актуальность учения Гегеля о государстве и праве, заключается в следующем, во первых его политико-правовые доктрины до сих пор остаются предметом пристального внимания, изучения, обсуждения, дискуссий. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству, о зависимости общественного строя от разделения труда стали громадным шагом в развитии социологии.1 Так же необходимо отметить, что некоторые положения гегелевского учения нашли свое отражение в формах государственного устройства ряда стран, основополагающих принципов на которых строится современное общество, законодательство не только национального, но и международного права.

Работа состоит из  1 файл

гегель.docx

— 59.95 Кб (Скачать документ)

 
 
 

II. Идея государства по Гегелю.

2.1.  Понятия государства  в учении Гегеля.

Согласно  Гегелю, античное представление о  государстве у Платона, Аристотеля субстанционально,  но лишено момента  субъективной воли  индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциональный взгляд, на государство. Гегелевский синтез субъективной и объективной воли, субстанционального  индивидуального начал исходит из того, что государство, как субстанциональное нравственное целое, первичное по отношению к своим составным моментам, и есть разумная в себе и для себя всеобщая воля. Однако этот синтез в целом  осуществлен в гегелевской концепции путем подчинения государству других субъектов социальной и политической жизни. 20 Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны. С объективной стороны  государство  представляет собой организацию публичной власти.21

Триадически рассматривая государство: его внутренний строй, его отношение с другими  государствами и его роль во всемирной  истории, Гегель свою характеристику «внутреннего государственного права» приспособил  к современному ему уровню развития прусской государственности. Утверждение примата и наивысшей правоты государства по отношению к единичному человеку, наивысшей обязанностью  которого объявляется «быть членом государства», и по отношению к таким особенностям, как семья и гражданское общество, - одно из кардинальных  положений гегелевской концепции государства. 22

Тем самым  можно сделать вывод, что Гегель определяет государство как цель саму по себе: «Абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, что бы быть членами государства». Только в государстве человек становиться человеком: «Разумное назначение человека – жить в государстве. Индивид лишь по стольку истинен и нравственен, поскольку он есть член государства».23

   Гегель  различает гражданское общество и политическое государство. Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю является: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.24 По Гегелю, самостоятельность исполнительной и законодательной властей, непосредственно начинает собою разрушение государства, или ведет к борьбе кончающейся тем, что одна власть подчиняет себе другую. Можно сказать, что сугубо либеральное толкование разделение властей импонировал Гегелю, заявлявшему, что в своем истинном смысле оно справедливо могло бы рассматриваться как гарантия публичной свободы, и что принцип разделения властей содержит в себе существенный момент различия, реальной разумности. В своей триаде власти Гегель стремиться так, представить этот принцип, чтобы он не выглядел ограничивающим монарха, княжеская власть которого провозглашалась имеющей право последнего волярешения и абсолютного самоопределения. Гегель затем так толкует княжескую власть, что фактически она является отнюдь не абсолютной, а весьма ограниченной. Начать с того, что в состав княжеской власти включается в качестве ее первых двух моментов:

  1. всеобщность государственного устройства и законов.
  2. совещание, как отношение особенного к всеобщему, т.е. различные совещательные инстанции.

    Далее выяснилось, что для монарха Гегель предусматривал как оптимальный вариант роль человека, который самостоятельно  не принимает никаких ответственных решений, а только санкционирует своим авторитетом решения, подготовленные компетентными представителями его администрации в соответствии с существующими законами.

    Главной  для Гегеля была разумность монархии, а не разумность того или иного  монарха. Охарактеризованную им разумную монархию он назвал конституционной. Согласно Гегелю, конституция – это просто расчлененность функций государственной власти. 25

    К принципиальным аспектам гегелевской концепции  государства относится обоснование правомерности политического неравенства. С точки зрения Гегеля, требование политического равенства, выдвигаемые революционными движениями, это рассудочные абстракции, которые вообще не дают возникнуть конкретному, т.е. расчленению государства, или, что то же, государственному устройству и правительству, или их разрушают. Гегель усматривает высокую разумность и высшую справедливость в том, что вместе с государством наступает неравенство,  различие правящих властей и управляемых лиц, различия начальствующих лиц, административных учреждений, руководящих органов и т.п. В  обществе, по Гегелю, правомерен и необходим только один вид равенства – граждан перед законом. Разрабатывая своего рода «философию неравенства», Гегель видел, что оно создает у людей, потребности которых не удовлетворяются, недовольство существующим строем, но это не вызывало у него озабоченности и не рассматривалось как требующие каких либо мер со стороны государства.26

    Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи, под всеобщее. Задача правительственной власти – выполнение  решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственные чиновники составляют по Гегелю, основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы. Он указывает на такие средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, как контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу27.

    Гегелевская трактовка правительственной власти, как и вся «философия права», пронизана стремлением к компромиссу между интересами буржуазного среднего сословия и выросшего из феодального средневековья монархией. С одной стороны, Гегель обосновывает вменение в обязанность правительственной власти «выполнение и применение  решений князя», подчеркивая его прерогативу назначать и смещать лиц, которым доверяется выполнение правительственных функций. С другой же стороны, он доказывает правомерность назначения монархом  членов правительства и государственных чиновников из среднего сословия, в котором, по его мнению, «пребывает развитой ум и правовое сознание народной массы». В понимании Гегеля, «среднее сословие» - это совокупность вышедших из народа образованных людей, актуально находящихся на государственной службе или являющихся кандидатами на замещение соответствующих должностей. Другими словами, это чиновничество, характеризуемое как главная опора государства в отношении законности и разумности.28

    Законодательное собрание призвано обеспечить представительство  сословий, и имеет двух палатную структуру. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя – палата депутатов- избирается гражданами по корпорациям и товариществам.29 Имущественное обеспечение дворян делает их независимыми от правительства и народа, они не стремятся к получению выгоды, поэтому более всего приспособлены к государственной деятельности. Назначение же нижней палаты состоит в том, что бы обеспечить гласность обсуждения государственных дел, отражать изменчивые интересы гражданского общества.30 

    В соответствии с обыденным сознанием полезность представительных учреждений в государстве  состоит в том, что выходящие  из народа депутаты, равно как и  сам народ, лучше понимают, в чем  заключаются благо государства  и как его следует достичь. Более того, обыденному сознанию свойственно  убеждение, согласно которому у народных депутатов представительных учреждений имеется воля к осуществлению общегосударственных интересов в большей мере, чем у должностных лиц иных органов государства. Оба эти воззрения не соответствуют действительности.

    Прежде  всего, верные представления об общем благе граждан государства и путях его достижения – плод такого глубокого познания политической жизни, которое в состоянии осуществить не народ и его депутаты в представительных учреждениях, а только получившие специальное образование высшие должностные лица непредставительных государственных структур. Другое дело, что наличие представительных органов может гарантировать высокое качество указанной познавательной деятельности чиновников. Ведь последние будут стремиться вникать, возможно, лучше в работу и исполнять ее в соответствии с чистейшими побуждениями, чтобы избежать публичного порицания народных депутатов даже за простую невнимательность, не говоря уже о халатности или злоупотребление служебным положением.31

    С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены  которого проникнуты духом патриотизма  и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии. «Мы должны: - писал он, почитать государство как некое земное божество».

    В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны.32

    В соответствии с представлениями Гегеля благо государства и война в ряде случаев не противоречат друг другу. Причин этого несколько. Одна из них состоит в том, что в мирное время гражданская жизнь в государстве расширяется, все ее «сферы располагаются на постоянное жительство, и, в конце концов, люди засасываются в болото. Их частные особенности все более и более упрочиваются и закостеневают. Но здоровье предполагает единства тела, и когда части затвердевают внутри себя, наступает смерть.»

        Вооруженные столкновения государств полезны еще по одной причине. Именно из войны государства «не только выходят укрепленными», но и те из них, «внутри которых существуют  непримиримые антагонизмы, обретают внутреннее спокойствие благодаря внешним войнам. Война, правда, приносит с собой необеспеченность собственности». Однако эта реальная необеспеченность есть не что иное, как необходимое движение.

    Наконец война приносит пользу и потому, что благодаря ей сохраняется  нравственное здоровье населения государства.33  

     

           
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 2.2. Гражданское общество в освещении Гегеля.

Гегель  рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие  сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что  под гражданским обществом в  ней понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием  промышленности и торговли. Философ  относит образование гражданского общества к современной ему эпохе, а его членов называет по-французски “bourgeois” (буржуа).

Рассматривая  гражданское общество, с одной  стороны, либо как результат «расширения» семей до нации, либо как результат  принудительного или добровольного  объединения множества семей  в нацию, Гегель, с другой стороны  подчеркивал, что исторически «развитие  гражданского общества наступает позднее, чем развитие государство», и оно  образовалось «лишь в современном  мире». Более определенно речь шла о социально философском понимании буржуазных экономических отношений и их юридическо- правовом оформлении и обеспечении. Гражданское общество Гегель изображал в виде триады, образуемой:

  1. «системой потребностей», понимаемой как «опосредствование потребности и удовлетворение потребности единичного посредством его работы и посредством работы и удовлетворения потребностей всех других».
  2. Отправлением правосудия, покровительствующего свободе и собственности частных лиц.
  3. Полицией и корпорациями, решающими в сущности, те же задачи, что и правосудия, но в других аспектах.34

 Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения концепцию вездесущего полицейского государства, он вместе с тем не указывает границы полицейского вмешательства в частные дела. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом и полицией, ведут по логике развития понятия права, за пределы этой сферы – в область государства.35  
Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия:

землевладельческое (дворяне – собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и  всеобщее (чиновники).36

Промышленное  сословие интересовала Гегеля, прежде всего как буржуазное или как руководимое буржуазией и в его собственно экономической деятельности, и в его социально-политической активности, причем последнюю он рассматривал как обусловленную первой. Указывая, что при добывании средств существования люди, занимающиеся всевозможными промыслами, всецело зависят от своего разумно ориентированного труда, «от рефлексии и рассудка», Гегель подчеркивал что «индивидуум в промышленном сословии должен надеяться на себя», откуда возникает чувство собственного достоинства и насущная потребность в правопорядке,  в силу чего «чувство свободы и порядка возникло … главным образом в городах», где концентрировалось промышленное производство (ремесленное, а затем мануфактурное и фабричное) и торговля.

Информация о работе Учение Гегеля о государстве и праве